Церковь Сен-Жермен-л'Осеруа / Église Saint-Germain-l'Auxerrois и её окрестности

Oct 05, 2018 15:09

📍 place du Louvre, Paris

Эта церковь расположена на правом берегу Сены - недалеко от Лувра, Нового моста и знаменитой улицы Риволи, но она, конечно же, намного старше всех перечисленных ориентиров. Одними из первых на этих землях оставили свой след римляне, которые перед наступлением на Лютецию разбили здесь военный лагерь, и было это страшно сказать когда - в 52 в. до н.э. В меровинговскую эпоху (V - VIII вв.) на этом месте находилось крупное кладбище. Именно в этот период, а точнее - в VII в., и появляется первая часовня. Как повествует предание, её построили там, где по пути в Нантер «Святой Герман, епископ Осерский, остановился и в присутствии парижан творил чудеса». В IX в. Париж неоднократно подвергался жестоким нападениям многочисленной армии викингов. Известно, что в 886 г. они обустроили вокруг часовни огороженный частоколом укреплённый лагерь, а саму часовню стали использовать как загон для скота и бойню.



В XIII в. при Филиппе Красивом на месте бывшей часовни возвели церковь, которая получила нынешнее название «Сен-Жермен-л'Осеруа». Церковь была почитаема прихожанами, поскольку в ней хранились мощи св. Германа, св. Ландри, епископа Парижского и св. Вульфрана. В течение следующих столетий здание церкви неоднократно перестраивали. Последние значительные изменения в её облике произошли в 1858 - 1863 гг., когда была сооружена новая колокольня. Примерно в то же время, в 1858 - 1860 гг., под руководством архитектора Жака Хитторфа слева от новой колокольни построили мэрию 1-го округа Парижа, облик которой сильно напоминает Сен-Жермен-л'Осеруа.



Сегодня Церковь и Лувр разделяет так называемая «Колоннада Перро», построенная в конце XVII в., и Луврская улица, которую проложили на месте старинной rue des Poulies. А в Средние века церковь была со всех сторон была окружена жилыми домами, в которых обитали обычные горожане - сапожники, тавернщики, цирюльники... Но больше всего на близлежащих улочках проживало множество лодочников, водоносов, продавцов дров и сена - таким образом сказывалась непосредственная близость к реке. Примерно там, где сейчас возвышается Колоннада, рядом друг с другом были выстроены особняки знати - огромный Бурбонский отель / L’hôtel du Petit-Bourbon, рядом с ним - Алансонский (раза в два меньше Бурбонского) и несколько небольших особняков (небольших, разумеется, по сравнению с предыдущими двумя).



Деталь карты Парижа 1550 г. Стрелки: зелёная - церковь Сен-Жермен-л'Осеруа; синяя -
Бурбонский отель, Алансконский отель и др.; красная - Лувр; чёрная - крест Круа-дю-Трауар на пересечении улиц Сент-Оноре и улицы Сухого дерева



Гравюра 1645 г. [Source]



Деталь карты 1739 г.

Самым роскошным и нарядным считался Бурбонский отель, построенный герцогом Людовик II де Бурбоном в 1390 г. Отель занимал площадь, равную по меньшей мере тридцати обычным домам, и в нём проживало не менее 200 человек. На территории отеля помимо самого жилого особняка со множеством комнат, спален, парадных залов, просторной галереей с видом на реку размещались часовня, сады, баня, пекарня и многое другое. К слову сказать, капитул Сен-Жермен-л'Осеруа вёл многолетнюю финансовую тяжбу с герцогом, поскольку при строительстве отеля были «оттяпаны» принадлежавшие капитулу земли.



Gaspard Gobaut, 1837. [Source: gallica.bnf.fr]



Фотография Édouard Baldus, 1858 г. [Source: wiki]

Позднее, в 1525 г. (при Франциске I) отель сильно разрушили, но впоследствии использовали для проведения разных торжеств. К примеру, 20 августа 1572 г. по случаю свадьбы Генриха Наваррского и Марго на помосте, установленном перед Бурбонским отелем, был разыгран великолепный праздничный спектакль «Le Paradis d'Amour». Здесь же была организована театральная сцена, где устраивали балеты, а итальянские комедианты показывали свои представления, и где вместе со своими актёрами блистал гениальный Мольер. Бурбонский отель был окончательно разобран 11 октября 1660 г.



Фотография 1880-е [ Source]



Фотография 1880-е [ Source]



Фотография 1900 г. [Source]

В XIV в., когда королевская резиденция была перенесена из дворца на острове Сите в Лувр, Сен-Жермен-л'Осеруа стала королевской приходской церковью. Сюда на молитвы или для участия в религиозных процессиях прибывали представители королевского семейства - Генрих III, Генрих IV и Мария Медичи, Людовик XIV.

По повелению Екатерины Медичи со старой колокольни именно этой церкви в четыре часа утра в ночь Святого Варфоломея зазвучал набат, давший сигнал кровавой резне (хотя первоначально планировалось, что будет звонить колокол с колокольни Дворца Правосудия). Я читала, что один из колоколов, датируемый 1527 г., до сих пор сохранился. Обратите, пожалуйста, внимание, что речь идёт о старой колокольне, которую сейчас просто так не увидеть, по крайней мере, у меня не получилось, а вот на старинных изображениях она видна.

Церковь Сен-Жермен косвенно фигурирует также ещё в одном эпизоде, связанном с Екатериной Медичи, о чём в своих записях рассказал её современник, писатель и поэт Этьен Паскье / Étienne Pasquier: «В смерти Екатерины Медичи есть нечто примечательное. Она всегда очень верила предсказателям, и так как ей когда-то сказали, что для того чтобы прожить долго, ей надо остерегаться какого-то Сен-Жермена, она особенно не хотела ехать в Сен-Жермен-ан-Лэ, боясь встретить там свою смерть, и даже, чтобы не жить в Лувре, относящемуся к приходу Сен-Жермен-л'Осеруа, приказала построить свой дворец в приходе Сент-Эсташ, где она и жила. Наконец, Богу было угодно, чтобы, умирая, она не жила в Сен-Жермене, но её утешителем стал первый духовник короля де Сен-Жермен».

Около полувека спустя церковь стала местом действия драматических событий, связанных с убийством Кончини Кончини, маршала д’Анкра (о котором я уже писала здесь и здесь). Итальянский дворянин Кончино Кончини, скромный по происхождению, но не по амбициям, прибыл во Францию вместе со своей супругой Леонорой в свите будущей королевы Марии Медичи. Впоследствии эта пара полностью подчинила Марию своему влиянию. После гибели Генриха IV в 1610 г. Кончини, находясь под королевским покровительством, сделал стремительную и головокружительную карьеру.

В июне 1610 г. его назначили членом Совета по финансам, в августе того же года - он получил титул маркиза, буквально через месяц - должность первого дворянина при малолетнем Людовике XIII, в феврале 1611 г. стал королевским наместником Пикардии, в июне того же года - губернатором Амьена, и, наконец, в 1613 г. - маршалом Франции. За столь краткий срок Кончини фактически превратился в полноправного хозяина Франции, благодаря чему бессовестно разорял несчастную страну в течение долгих семи лет. Вряд ли будет сильным преувеличением сказать, что каждый подданный королевства от аристократа до простолюдина яростно ненавидел этого человека.



Морис Лелуар. Убийство Кончини [Source]

Эта всеобщая ненависть и привела к заговору против маршала: 24 апреля 1617 г. (не по прямому приказу Людовика XIII, но при его согласии) Кончини был убит тремя выстрелами в голову и исколот кинжалами. Тело маршала, с которого сняли забрали все драгоценности и одежду, спешно закопали под хорами церкви Сен-Жермен-л'Осеруа. На следующий день 25 апреля у стен церкви собралась возбуждённая толпа парижан. Останки маршала извлекли из земли и протащили до Нового моста, где сначала вздёрнули на виселицу, в затем разорвали на куски, а внутренности выбросили в Сену. Позднее по городу ходили пересуды, что остальные части тела Кончини были то ли съедены, то ли сожжены, а пепел продан за четверть экю за унцию.

Кардинал Ришелье писал: «Все это было предсказано маршалу д’Анкру многочисленными колдунами и астрологами, к советам коих он охотно прислушивался, однако они рассказывали маршалу его судьбу в своей обычной манере, и он не смог ничего как следует понять; одни говорили, что он умрёт от пистолетного выстрела, другие - что будет сожжён, третьи - что его сбросят в воду, четвертые - что он будет повешен, и все предсказания сбылись; однако маршал, который не мог понять, что его ждёт и то, и другое, и третье, считал, что все они ошибаются, и по-своему презирал их».

Что тут ещё можно сказать? Доведённый до отчаяния народ не знает пощады.





















































париж в изо, 17 век, валуа, Париж, медичи, средние века, ретрофото, 07 век, 13 век, 14 век, париж, бурбоны, гравюры и рисунки, соборы и церкви, улицы парижа, 16 век, 09 век, париж средневековый, 19 век

Previous post Next post
Up