Mar 13, 2009 01:18
С Чжаном Имоу (режиссер фильма) у меня пока не складывается. У него потрясающие цвета, кадры довольно простые, но красивые (вспомнить хоть "Героя", "Дом летающих кинжалов", "Проклятье золотого цветка"... нет, "Проклятье" лучше не вспоминать). И на фоне этой красоты отчетливо видна недостаточность, имхо, содержания. Это не совсем пустота, какой-то смысл в фильмы вложен, но его недостаточно, его не хватает на весь фильм. Можно посмотреть первые полчаса и выключить: все понятно, спасибо. Я все никак не могу посмотреть его ранние фильмы, может, там получше, повеселее.
Сюжет "дороги" простой, как две копейки - история любви родителей "рассказчика". История эта снята так, что становится универсальной, национальный, культурный, временной контекст отходит на задний план. Вот, вот она на него посмотрела, а он на нее - да, это китайская деревня, но это не важно. Вот он уезжает, а она его ждет, а он не может вернуться, а она все равно ждет, - и не важно, нам, по-моему, даже не говорят, что уехать ему приходится, потому что в Китае Культурная революция и образованный парень - враг коммунизма. Да, это прочитает, поймет и китаец и китаист, но внимание на этом не заостряется.
Композиция фильма: кольцо, рассказ в рассказе. В начале и конце нам показывают "наше время": похороны отца, пожилую мать, приехавшего на похороны из города сына. Там потрясающе хороша мать, и тоже универсальна, я на нее смотрела и вспоминала свою, никакого к Китаю отношения не имеющую, бабушку.
Все красиво и выдержанно. Но чего-то мне не хватает. Я бы даже сказала, что помимо содержания мне не хватает эмоций: все ровно, да, она страдает, да, она радуется, но общее настроение фильма ровное. Под такой фильм спать, наверное, хорошо.
китайскости,
кино