Показывали фильм в Европейском университете в СПб, о котором лично я впервые узнала, когда его закрыли, потому что он, поминаете ли, не соответствовал требованиям пожарной безопасности. Сейчас, впрочем, ЕУСПб (сокращенное название lol) открыли обратно. Потому что так сказала Матвиенко.
Европейский университет расположен в потрясающем здании. Бывшем дворце. С живыми интерьерами (частью).
С винтовой лестницей!!!! Настоящей маленькой, хлипенькой винтовой лестницей!! По которой можно подняться!!!!!
С дверями, с плафонами, с лепкой. В общем, ОМГ, я влюбилась - особенно в винтовую лестницу. Я стормозила, фоткать стала после кино, а это уже девятый час и двери закрыты. Поэтому есть фотка хренового качества, через стекло. Но, может, кому интересно.
винтовая лестница через стекло:
часть двери в зале, где показывали кино (куда ведет - х/з, мы входили через другую)
Окна в зале, в котором показывали кино. Да, это гениально - они собираются делать показы до конца мая. Как-то не подумали строители в 19 веке о нуждах века 21-ого.
Просто лестница
В общем, это потрясающе.
Кстати, поправьте, если я не права... На весь СПбГУ нет ведь ни одного выжившего интерьера?
Фильм - ня... Не знаю, что там г-н Вертов (кстати, великий русский режиссер - польский еврей) говорил о том, что музыка в фильме идет нах, в "Колыбельной" музыка ведет весь фильм, является его важнейшей частью. Может быть, это уже сочетание личных убеждений Вертова и требований власти, не знаю.
Фильм прославляет (что было здорово: перед фильмом было короткое и толковое введение, а после небольшое обсуждение) Сталина и женщин. Женщины при Сталине выглядят, как оголтелые фанатки на концерте любимой группы (с поправкой на время и цензуру). Теоретически, пропаганда. Практически, запретили через 5 дней проката.
При просмотре, конечно, постоянно лезет - это 37 год. Это время, когда, собственно, был закон о трех колосках, репрессии (кстати, в фильме есть черная полоса - на месте члена Политбюро (?), обвиненного во всех смертных).
Через два года начнется Вторая мировая. Через четыре - Великая отечественная.
Бррр.
С другой стороны, пропаганда. В которой все, кажется, легко, просто и правильно. Идеальный мир заранее известных ответов.
И все же, пусть фильм откровенно ура-патриотический, показывать его в смысле "Любите Родину - Ура товарищу Сталину", как раз, имхо, не надо. Не знаю, почему. Может, слишком умный. Может, еще что-то. Смысл-то такой, такое послание есть, и открыто, но... Смотришь, получаешь удовольствие (я серьезно), фильм нравится. А пропагандистского воздействия меньше, чем в переводе Винни-Пуха.
Еще подумала: может, он не воспринимается как чистая пропаганда, как агитация просто потому, что здорово сделан. Движения камеры, действия режиссера - все наслаждается пространством, все его исследует, все смотрит. Как американцы говорят о вуайеризме применительно к кино (каждые полтора слова), так и здесь: подсмотреть, подглядеть, даже вытащить сокровенное. Фильм о женщинах - и кажется, будто социолог препарирует женскую душу, заглядывает в таинственные глаза, закрытые чем-то на ч (?чапланом? надо фильм скачать, слово списать и к кому-нибудь пристать). И в этих глазах он видит, из этих глаз он вытаскивает ту, не знаю, любовь, которая в этом фильме (а мы уроды - слишком настоящие) составляет центр женского существа. Любовь к детям, любовь к стране, любовь к мужчине/любовь к вождю/любовь к идолу, любовь к жизни. В фильме нет образа врага, то есть нет самого очевидного, самого действенного приема пропаганды, нет призыва дружить против кого-то. И женщины, имхо, все равно, откуда. Нам даже не упоминают "гнилой запад", сравнивают счастливое "настоящее" лишь с печальным прошлым.
Кстати, сказали, что этот фильм вышел вскоре после запрещения в СССР абортов. А в 20-ые годы вообще было что-то про "свободную семью" (свободные отношения, если я правильно поняла).
Через 2 недели, в пятницу в 18.30 - Лени Рифеншталь. Триумф воли. Начинают немножко с опозданием.