Про основные инстинкты. Или откуда я такой взялся?*

Apr 05, 2014 14:31


Человек обладает двумя инструментами приспособления к окружающему миру
Это тело и ум.
При помощи тела человек передвигается по материальному миру, достигает желаемого, совершает поступки, взаимодействует с материальными объектами и людьми.
Ум помогает запоминать, что и как должно быть, понимать, что сейчас происходит, ориентироваться в окружающем пространстве. Воспринимать по-новому то, что происходит здесь и сейчас, вносить ранее не использованные элементы в привычную обстановку.
Два самых главных страха человека
Два самых главных страха человека, на основе которых формируются все остальные малые и большие страхи - страх физической смерти и страх сойти с ума. Два главных страха являются врожденными инстинктами выживания человека - инстинкт сохранения своего тела и ума.
Данные инстинкты, начиная с внутриутробного периода, являются движущими силами для выживания и адаптации к жизни. Выживание и адаптация происходят при помощи физического развития и совершенствования навыков владения телом, и при помощи взращивания интеллектуальных качеств.
Овладение этими двумя инстинктами происходит автоматически, под влиянием врожденных качеств и особенностей воспитания. Если процесс осваивания инстинктов нарушается, то человек может не выжить.
Каждый инстинкт может развиться в две потенциальные способности, адаптирующие человека к жизни
Инстинкт сохранения ума
Первая способность - это понимать, что сейчас происходит и описывать мир здесь и сейчас, каков он есть. Объяснять происходящее. Сравнивать то, что происходит с теми знаниями, которые уже существуют. Оценивать происходящее на безопасность для жизнедеятельности. Эта способность направлена на стабильность и сохранение того, что есть - её можно назвать статический ум.
Вторая способность - моделировать образы - воспринимать по-новому окружающий мир, вносить ранее не использованные элементы в здесь и сейчас, представлять то, чего сейчас нет. Мысленные путешествия. Динамический ум или развитое образное моделирование.
Инстинкт сохранения тела.
Первая потенциальная способность - это обладать навыками взаимодействия с окружающим миром, быть адаптированным к материальному миру, своему телу и возможностям собственного здоровья. Эта способность основана на описании мира здесь и сейчас, на знание законов, помогающих выжить в окружающем мире, на умение вписаться в законы выживания, на стабильность и сохранение того, что есть - адаптация к материальному миру.
Вторая способность связана с достижением целей - приобретение новых возможностей и новых качеств. Передвижение по материальному миру, чтобы получить то, чего нет здесь и сейчас - расширение границ своей материальной реальности. Динамичность и передвижение по материальному миру. Целеполагание.
Таким образом, в потенциале заложены по две способности на взаимодействие с информацией и материальной действительностью. Одна способность связана со стабильностью и сохранением, а другая - с развитием и расширением взаимодействия человека с миром и с собой.
Качества, которые развиваются на основе четырех потенциальных способностей[Spoiler (click to open)]

Развитый статический ум позволяет человеку иметь ясное понимание того, что происходит. Оценивать окружающее пространство на комфорт и безопасность. Иметь навык манипулирования своим умом - способность все объяснить. Возможность увидеть картину происходящего целиком, а не по частям. Способность к анализу и рациональному мышлению. Способность исследовать происходящее и иметь свое мнение, а не следовать шаблонам. Широкое мировоззрение. Хорошая память. Умение приспосабливать информацию для собственного благополучия. Способность устанавливать свои законы и правила, аргументируя их - проявлять властность.
При неразвитом статическом уме человеку сложно анализировать ситуации и события. Отсутствует ясность понимания того, что происходит - нет целостного взгляда на события. Неразвита способность объяснять и высказывать свою точку зрения. Возникают сложности с собственным мнением - человек оценивает происходящее не основе собственных умозаключений, а на основе мнений значимых людей. Следование социальным шаблонам.
Развитый динамический ум дает человеку гибкость мышления - умение находить новые решения, необычное применение для привычных предметов, новые способы постановки вопросов и решения задач. Креативность и творческий подход. Изобретательность. Способность мечтать и находить внутренние резервы для реализации своих мечтаний. Развитая интуиция. Легкость и спонтанность. Способность к предвидению и прогнозированию. Религиозные и духовные прозрения. Сторонники эзотерики и нью-эйдж - обладатели развитого динамического ума.
При неразвитом динамическом уме человек прагматичен и консервативен. Ему сложно увидеть новое в привычном, предпочитает следовать жестким правилам и законам. Мечты такого человека превращаются в фантазии - «воздушные замки», которые никогда не реализуются. Люди, которые любят сидеть в интернете и смотреть телевизор компенсируют своё неразвитое образное моделирование чужими образами. Неразвитый динамический ум не дает человеку возможность внести в жизнь новое и изменить её.
Развитая адаптация к материальному миру - это умение владеть своим телом, хорошее здоровье, умение расслабляться. Способность совершать поступки. Адекватная самооценка. Уверенность в разных обстоятельствах жизни и при взаимодействии с людьми. Умение создать финансовое благополучие. Способность создать психологическую и физическую безопасность и комфорт для себя в разных обстоятельствах. Стремление к физическому комфорту. Это репродуктивное здоровье. Здоровая сексуальная жизнь. Знание законов и договоров данного пространства, адаптация к ним. Умение создавать отношения с окружающими людьми.
Неразвитая адаптация к материальному миру может привести к слабому здоровью и отсутствию контакта с телом. Заниженной или завышенной самооценке. Неуверенности в себе. Сексуальным проблемам. Сложностям с зачатием и вынашиванием детей. К постоянной нехватке материальных благ. Проблемам с деньгами. Нарушению пищевого поведения. Трудоголизму. Сложностям с совершением поступков - прокрастинации, лени. Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми.
Развитая способность достигать цели - это развитые волевые качества. Способность нести ответственность. Лидерские качества. Харизма. Успешность и простота в достижении поставленных целей. Активная жизненная позиция. Многообразие социальных ролей: в семье, на работе, в обществе. Активное передвижение по материальному миру - путешествия. Хороший контакт с собственными желаниями и возможность их реализовывать. Постоянное увеличение границ своего материального мира.
Неразвитая способность достигать цели - это, в первую очередь, зависимость от желаний и потребностей окружающих людей. Состояние жертвы. Инфантильность и беспомощность. Множество обязанностей и плохой контакт с собственными желаниями. Невозможность достичь поставленных целей. Большое количество страхов. Жизнь проходит только в одном месте - нет передвижения по миру и путешествий. У такого человека мало сил.
Сочетание качеств формируют индивидуальность человека
Разнообразное сочетание вышеописанных качеств формируют индивидуальность человека в виде особенностей характера, образа жизни, способа взаимодействия с миром. Кто-то больше адаптирован в материальном мире. Кому-то проще манипулировать интеллектуальными возможностями. Кому-то легко креативить и постоянно стремиться к новому. Кто-то предпочитает ничего в жизни не менять и придерживаться привычного образа жизни.
На развитые качества человек опирается в своей жизни, использует их, считает своими сильными сторонами. А неразвитые качества могут явиться причиной возникновения различных проблем в жизни.
Почему некоторые потенциальные способности остаются неразвитыми?
Индивидуальные особенности человека формируются на основе врожденных качеств и в результате воспитания в детстве.
Что мешает развитию потенциальных способностей? И как развить в себе неразвитые качества?
Об этом, уважаемые читатели, продолжим размышлять в следующих статьях.

С наилучшими пожеланиями, Светлана Поднебесная.
*по материалам обучающей сертификационной программы по Психологии субличностей разработанной профессором Сергеем Андреевичем Стрекаловым.

Другие мои статьи вы можете прочитать на сайте "Свобода быть собой"

психология субличностей, самопознание, реализация, психология

Previous post Next post
Up