Мой самый ужасный ночной кошмар: я опаздываю на концерт. В эту субботу он сбылся. Мы с мамой собрались на двойную премьеру, в один вечер в театре давали балет Шостаковича «Барышня и хулиган» и сценическую кантату Орфа «Кармина Бурана». Время перепутали, поэтому успели только на второе отделение. Я не особо расстроилась, ибо больше всего хотелось услышать, как же вживую звучит та самая известная песня, которую суют во всякие рекламы.
Само представление предварял небольшой рассказ об истории произведения.
Carmina Burana - рукописный поэтический сборник, известный также как Кодекс Буранус, Codex Buranus, сейчас хранится в Мюнхене. Название означает по-латыни «Песни Бойерна» (средневековый монастырь Beuern, ныне в Бенедиктбойерне, Бавария, где рукопись была найдена в 1803 г.). Это крупнейший известный сейчас сборник поэзии средневековых странствующих поэтов. Сборник состоит из более чем 200 стихотворений в основном на латинском языке, а также на немецком и старофранцузском. В 1935 году немецкий композитор Карл Орф положил 24 стихотворения на музыку. Вся кантата разбита на три части: песни о весне, кабацкие песни и песни, восхваляющие любовь.
Первая постановка кантаты как целостного многожанрового произведения была сделана в Красноярске в 1998 г. (впрочем, роль первооткрывателей многие хотят получить, утверждать ничего не буду). Наш воронежский театр сделал нечто, выходящее за пределы качества своих работ последних лет.
На сцене я вижу хор в отлично стилизованных под средневековье костюмах, посередине кресло выемкой в виде человеческой фигурой (вызвало ассоциации с «железной девой»), и слышу ту самую. O, Fortuna, и вся музыка соответствовала заглавной композиции: мистическая, современная, яркая, весьма ритмичная. Я побаивалась, что какому-нибудь идиоту придёт в голову перевести текст на русский. Благо, не пришло.
Кармина - это ещё и название красной краски, румян. Весной девушки украшают себя, заливаются румянцем, танцуют, поют. Всё поёт и радуется. Примечательны два комических персонажа: коренастый мужик с бубном и худой пьяница. Вот на сцене появляется лавный герой - Человек (баритон Игорь Горностаев). Рядом танцует Фортуна-девочка (Галина Сизова), заигрывая с ним. Странствия начинаются, они - загадка. Затем кабак. Кресло поворачивается, являя глазам зрителей два грудеобразных сосуда с кранами. Люди пьют, веселятся, и пропадают их души в зелье. Человека завлекает Фортуна-кабацкая плясунья, её танец порывист и страстен. Балерина Маргарита Андреева крутила 33 фуэте. Но очнуться от дурмана помогает любовь, Фортуна-царица даёт испить благодати из волшебного ковша. Кристина Панова - потрясающее сопрано! А костюм роскошный. Трудновато певице было ходить на огромной (почти ходули!) платформе. И тут она преображается в невесту… в невесту ли? Это же Жрица! Её лицо закрыто вуалью, и как бы ни была фортуна благосклонна к нам, она скрыта. Кресло раздвинулось и фортуна увлекла человека в красное зарево. Я думаю, то был не Рай.
Давно такого не видела! Восторг!