Репортаж от Латгалес Лайкс
28 мая 2004 г.
http://rus.tvnet.lv/showbiz/kultura/77238-kolokol_zvuchit_uzhje_vtoroje_stoljetije Оригинал на латышском
http://www.latgaleslaiks.lv/lv/2004/5/28/19162 Колокол звучит уже второе столетие
В Кастулинской волости Краславского района есть одно живописное местечко - деревня Фольварк, в которой издревле проживали и живут староверы. Правда, от 54 дворов сейчас осталось только 8 домов. Старые люди поумирали, молодежь уехала. Только на берегу озера, скромно прячась за деревьями, стоит отражающийся в воде покрашенный ярко-синим цветом старообрядческий храм, который пережил десятки поколений, пострадал от войн и воров, но все еще верно служит своим прихожанам.
В Фольваркской общине насчитывается около 400 верующих. Во время больших праздников деревня оживает, так как на богослужения съезжаются члены общины со всех уголков, даже из Риги, оставаясь верными своему храму. Возможно, людей сюда притягивает особая аура духовного наставника Анны Пилипюк. Она уже многие годы сама проводит богослужения. Видеть женщину в роли священника в моленной довольно непривычно, но местные жители это считают само собой разумеющимся и приглашают проводить умерших в последний путь именно Анну, к ней приезжают из разных мест, чтобы покреститься.
"В нашей деревне уже остались только старые женщины, мужчин почти что нет", -- вздыхая, говорит Анна. Именно поэтому предыдущий духовный наставник общины отец Игнатий перед смертью передал Анне свои знания, обучил ее и доверил заботу о храме, сказав, что иначе моленная навсегда закроет свои двери. Жизненный путь привел назад, в родную деревню В д. Фольварк Анна родилась и выросла, но судьба на многие годы закинула ее в Ригу, где всю жизнь она отработала продавцом.
Более 10 лет назад Анна вернулась и была поражена. В 70-е годы храм неоднократно взламывали и обворовывали. Из бывших раньше 162 икон остались только крест и одна икона, на которой изображен Бог Саваоф, которую ворам так и не удалось вынести из храма. Позже много личных икон храму подарили жители, а Анна заказала у художника написать иконы всех 12 апостолов. Благодаря ее предприимчивости алтарь вернул свой первоначальный облик. Во время войны немцы хотели снять и старый церковный колокол, но жители от немцев откупили его, отдав все свои украшения и деньги.
Прежде чем показывать свое хозяйство, Анна предложила спеть, и из алтаря зазвучала щемяще красивая и звучная старообрядческая молитва, заставившая сердце сжаться от волнения. Кажется, что звучный голос Анны в просторном деревянном храме заполняет каждый уголок и затрагивает самые глубокие струны души. Старинные церковные книги написаны на древнеславянском языке, и молитвы на этом языке в исполнении Анны звучат особенно красиво. С годами стало сложнее читать буквы, но большую часть молитв она знает наизусть.
Покрово-Никольский храм, как рассказывает Анна, построил архитектор Венский из Витебской губернии. В следующем году храму исполнится 105 лет, но ни разу с момента строительства храм не ремонтировали, только крышу заменили. Семья Анны несколько лет тому назад своими силами покрасила фасад, недавно добились, что был настлан новый деревянный пол. Обходятся пожертвованиями и своей пенсией. Чтобы заплатить за ремонт крыши, Анне пришлось продать свой лес. Но храм нуждается в капитальном ремонте, потолок местами прогнил и грозит упасть прихожанам на голову. Она очень надеется, что отзовутся сердечные люди, так как у самой уже больше нет сил.
Бог дал возможность любить и быть любимой Анне немного больше 70 лет. "Я, наверное, выгляжу очень старой, неправда ли?", -- она печально спрашивает. Она быстро состарилась за последние два года, ухаживая за тяжелобольным супругом Владимиром, вместе с которым прожито 40 лет жизни, 9 месяцев и 3 дня. Кажется, что Анна подсчитала даже последние проведенные вместе мгновения. Ее голос дрогнул, и на глаза навернулись слезы: "Ни разу он на меня не поднял голоса, мы друг друга поддерживали в тяжелые моменты. Не знаю, если ли еще на земле второй такой же хороший человек, как Владимир". Даже умирая он сказал Анне, как он сильно ее любит, что ему не жаль уходить из этого мира, но страшно оставлять ее одну. С того времени Анна так и не оправилась по-настоящему, стала более замкнутой. Ее единственное желание -- вновь встретить своего любимого, но до того времени еще нужно успеть полностью восстановить храм...
***
В глубине латгальских лесов
Рядом с храмом кладбище
С каждым годом дорожки-тропинки становятся всё уже, зарастают
Здесь похоронены мои пра-прадеды по линии бабушки с маминой стороны
Брат прабабушки Иоанн Симеонович, или дедушка Ваня был настоятелем этого храма. Помню, когда мне было года 4, он угостил конфеткой, и я поблагодарила - Спасибо, Дедушка Мороз. Бороду носил, перепутала всё.
У нас в семье это место всегда называли Рыбачки.
UPD1
Храм построен на пожертвования прихожан. Строительство было начато в 1887, закончено в начале 20-го века, предположительно в 1910. Сейчас храм является памятником архитектуры государственного значения.
http://www.aglona.travel/ko-apskatities/baznicas/folvarkas-vecticibnieku-dievnams/ В Сети встречается упоминание, что этот колокол был подарен храму царём Николаем Вторым.
UPD2
В Сети нашла только одно упоминание названия Рыбачки - в "Исследовании истории возникновения поселения и общины староверов в Данишевке в XVII-XIX веках" , автор Ина Кирничанская
http://www.russkije.lv/ru/pub/read/Kirnichanskaya/Kirnichanskaya-3.html В 1862 году священники 4-х приходских церквей бывшего округа пахотных солдат отмечают раскольнических наставников - возмутителей к отпадению: в Граверском приходе - «в деревне Ковалева раскольская наставница … Екатерина Симонова»; в деревне Белогрудово - Вавила Григорьев Белогрудов; в Липинишском приходе в деревне Панцелишки наставник Андрей Севастьянов, в деревне Слутишки помощник наставника Кондратий Ермолаев, в Шкельтовском приходе - раскольнические наставники Иван Кондратьев (деревня Данишевка), Василий Миронов (деревня Рыбачек) и Андрей Севастьянов, по Малиновскому приходу данных нет, не захотел признаваться в собственной слабости Динабургский Благочинный священник Прокофий Медведев.