Рыба в молоке

Nov 26, 2014 22:28

Пожалуй, одно из самых популярных блюд ирландской кухни, это рыбный суп на сливках, seafood chowder.

В семье отца одним из любимых блюд была рыба в молоке.



Рецепт простой: рыбу почистить, посолить немного, залить молоком или сливками, и поставить на огонь. Как только закипит, уменьшить температуру и немного потомить до готовности под крышкой. Можно добавлять при варке мелко нарезанный лук и лавровый лист.

В семье мамы такого не готовили.

Поморы, единственными среди всех русских, переняли финский обычай (или наоборот, финны переняли у поморов?) соединять в одном блюде рыбу с молоком. Обычные для финнов и карелов молочные супы с рыбой и овощами совершенно не встречаются в центральной и южной Руси, но в поморской кухне повсеместны.
Источник: http://pomorskibereg.ru/recepty-blyud-pomorskaya-kuxnya/

Рыбы в Карелии много. Из нее здесь делают огромное число блюд, национальная кухня изобилует пирогами с семгой и форелью, несколькими видами ухи, рыбу здесь парят в молоке или масле (у карелов нет понятия «жарить рыбу»), коптят, солят и сушат в домашних печках. Рыба - это древняя пища карелов, поморов и вепсов.
http://news.rambler.ru/23307639/

***

Из книги Антонины Завариной
ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО СТАРОЖИЛЬЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЛАТГАЛЕ

Формальный раскол среди старопоморцев произошел в начале XVIII в. из-за вопроса о браке. В основе разногласий лежали различия социального характера в положении их последователей. У руководящей верхушки поморцев вследствие возросшего благосостояния, накопления имущества возникла необходимость в передаче его по наследству. Это способствовало изменению и их идеологии. Они отказались от требования всеобщего безбрачия, и признали гражданские браки. Стала проявляться и тенденция их к компромиссу с царской властью, что завершилось внесением в их служебники молитвы за царя, признанием рекрутской повинности и др. (15)
Другая же часть старопоморцев, принадлежавшая главным образом к малоимущим слоям, продолжала настаивать на отрицании браков и молитвы за царя, что дало основание позже, в 1842 г., Святейшему синоду причислить федосеевцев к числу наиболее вредных сект, ибо «они пишут и произносят жестокие хулы на церковь и таинства и всякую власть нынешнего времени почитают антихристовою; отвергая брак, вводят безнравственность» (16). Основоположником этого учения был Феодосий Васильев, по имени которого и назван толк. Феодосий Васильев, как повествует его «Житие» (17), составленное в 1742 г. сыном Евстратом, родился в Крестецком Яме (Новгородская губ.) в семье иерея. Став сам иереем, Феодосий проповедовал учение церкви, а после ее раскола выступил в защиту старой веры. Из «Жития» известно, что в обстановке усилившихся гонений на старообрядцев оставаться в Новгородском крае Феодосию было небезопасно, поэтому он вынужден был вместе со своими приверженцами покинуть родные края и перебраться в Польшу. «Божиим мановением, вся на пользу строящим, учитель Феодосий поим матерь свою и сына в Польскую державу отъеха в лето 7207 г.» (1699 г.) (18). Вслед за ним потянулись его последователи, из которых он «состави тамо две обители: мужескую и женскую, наставляше их к богоугодному житию по уставам иноческим» (19).

Из «Жития» также явствует, что в обителях Феодосия в Польше (20) насчитывалось свыше тысячи человек (до 600 мужчин и 700 женщин). Ценным дополнением к этим данным являются сведения о сподвижнике Феодосия - Игнатии Трофимове, приводимые в работе одного из исследователей федосеевского толка - П. Иустинова. Эти сведения позволяют представить, как конкретно происходил переход людей в Польшу. Основываясь на архивных делах Новгородской духовной консистории, П. Иустинов сообщает, что Игнатий также был выходцем из Новгородского края (Старой Руссы), где он жил и проповедовал учение Феодосия до 1724 г. (21) С последним он поддерживал постоянные связи, после 1699 г. неоднократно ходил к нему в Польшу (Речь Поспо- литая) и принимал деятельное участие в переправе староверов с Новгородчины за польский рубеж. С этой целью по дороге в Польшу в разных ее пунктах были выделены специальные «при- становщики», проводники, а в деревнях агенты, которые связывали стремившихся покинуть родные края с проводниками (22). В другой своей работе П. Иустинов, опираясь на документы синода, писал, что дорога из новгородских пределов в Польшу была хорошо известна (23). Шли туда потому, что там «древлецерковные законы содержати пришельцам воля даяшеся» (24). В 1724 г. в Польшу переправился и сам Игнатий.

Из этого краткого изложения истории зарождения федосеевского толка вытекает, что он возник и первоначально был распространен в Новгородско-Псковском крае. Поскольку староверы, поселившиеся в Польше, в том числе и в Латгале, были в массе своей федосеевцами, то отсюда можно заключить, что они должны были быть выходцами преимущественно из псковско-новгородских земель. Псковско-новгородское происхождение староверов, переправлявшихся в Польшу, подтверждают и отдельные архивные документы конца XVII в. Сохранилось дело синода о крестьянине Иване Парфенове, уроженце Опочецкого уезда Псковской губернии, который за переход в раскол привлекался к суду синода. Из показаний Парфенова, данных суду, следует, что он, перейдя в раскол, жил сначала в лесу за Старой Руссой, а позднее, в 1699 г., пристал со своим учителем к толпе староверов и вместе с ними в числе более 100 человек на 40 подводах переправился за польский рубеж (25).

Примечание 1. В результате Польско-шведской войны (1617-1629) территория Латвии была поделена между двумя странами: Рига стала шведской, а Курляндия, Земгалия и Латгалия остались за Речью Посполитой.

Российская империя во время Северной войны заняла территорию Эстонии и Ливонии в 1710 году и в 1721 году выкупила по Ништадскому мирному договору часть территории современной Латвии принадлежавшую Швеции, включая Ригу. Купленая Шведская Ливония (в которую входила северная половина современной Латвии) в императорской России получила название Лифляндская губерния (сокращённо, Лифляндия). В 1772 к России в результате раздела Речи Посполитой была присоединена Латгалия (восточная Латвия), а в 1795 - Земгале (южная Латвия) и Курземе (западная Латвия).

Примечание 2. Биографический словарь. 2000.
Ласси, Петр Петрович, граф - генерал-фельдмаршал (1678 - 1751), ирландец по происхождению. В 1700 г. поступил в русскую службу и принял видное участие в Северной войне; в 1725 г. назначен членом военной коллегии, в 1726 г. - командующим войсками Петербургского района, а затем рижским генерал-губернатором и командующим войсками Остзейского края. В 1733 г. был послан во главе войска поддержать кандидатуру Августа III на польский престол против Станислава Лещинского, что выполнил блестяще. В 1736 г. назначен командующим армией для действий против турок в Крыму, во время похода Миниха ; умело комбинировал действия сухопутной армии и флота, неся незначительные потери в людях и времени. В 1741 - 1743 годах Ласси был главнокомандующим в шведской войне, которую провел успешно; вернувшись к своему посту в Остзейском крае, разрабатывал операционные планы на случай войны с Пруссией. Ласси - один из тех немногих иностранцев, которые свои силы с готовностью посвятили новому отечеству. - См. Баиов "Русская армия в царствование императрицы Анны Иоанновны"; Бородкин "История Финляндии", Манштейн "Записки о России".
Ещё http://www.feldmarschall.ru/ru/petr-petrovich-lassi

Может быть поэтому городок в Латгалии назван Дагда? Дагда в ирландской мифологии хороший, добрый бог, один из богов Племен Дану, хозяин котла изобилия. Считался богом-отцом.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2209/%D0%94%D0%90%D0%93%D0%94%D0%90

А соседний посёлок Auleja? Тоже, может быть, не просто так назван по весьма распространенной в Ирландии фамилии Auley?
https://www.houseofnames.com/mcauley-family-crest

Примечание 3.
Помо́ры - небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России. Вопрос об этнической принадлежности продолжает оставаться спорным.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8B

Краеведение, Латгалия, Интересно, Староверы, ireland, Оказывается

Previous post Next post
Up