Со многим я в этих выдержках соглашусь, хотя идея психосоматического заболевания пугает. Мазохистическая какая-то идея, не депрессивная вовсе.
С другой стороны, психоаналитик всегда пропускает через себя чувства клиента. Пропускает на таком уровне, что чувствует их, даже отделяя свое от чужого, но это возможно чем-то сравнимо со стигматизимом. Появление ран, таких же, как у другого, возможно, более быстрая регенерация этих ран, потому что они принадлежат не тебе. Умение чувствовать раны другого - на мой взгляд наиболее принципиальный момент. Умение не дать зацепить пациенту за свои раны - тоже важный момент - не дать - не в том смысле, что отстраниться, а в том, чтобы хорошо понимать, что происходит, иначе возможно хождение по кругу садо-мазозистических отношений и этот круг бессознательного садо-мазохизма может быть долгим. Понимание, что терапевт живой человек, что иногда и он некоторые процессы не контролирует - что означает, что вполне могут происходить процессы, когда пациент очень долго давит на больное место терапевта, а терапевт не может с этим справиться.
Из приятного - полностью соглашусь со статьей в том, что:
Может быть, вы верите в бога, а может нет. Но многие терапевты считают себя переходом между божественным и мирским. Многие из нас чувствуют, что мы делаем божественную работу. Если вы не верите в бога, вы являетесь переходом между какими-то бОльшими силами и миром.
Психоанализ если не осуществляет этого перехода, на мой взгляд не является полноценным. Даже если пациент становится счастливым в социальном плане (решает свои проблемы, выходит на работу, замуж, начинает заниматься увлекательным хобби).
Если пациент не открывает в себе нечто бОльшего, чем просто человечески-социально-бытовых удобных способов жить с точки зрения материальных аспектов, значит что-то не случилось. Потому что это есть. Не знаю есть ли в каждом, но в тех, кто приходит ко мне (и насколько я могу судить по опыту коллег к другим аналитикам) - это точно есть. Если затрагивать только быт и социальное и не трогать сакральное, вряд ли это психоанализ. (Не знаю, как это в других модальностях, например, в когнетивно-поведенческой терапии)
Сама статья:
"Мы ожидаем, что будем чувствовать себя беспомощными. Мы ожидаем, что будем чувствовать безнадёжность. Мы ожидаем, что постоянно будем оказываться в тупике. Я не знаю другой профессии, в которой существовали бы такие ожидания". "Я собрал несколько основных причин, по которым люди выбирают стать терапевтами <...>
1. Многие терапевты/аналитики чувствуют себя ненормальными, отличающимися от других людей. И стать терапевтом - это нечто вроде coming out. Многие терапевты ощущают себя маргиналами. У этого ощущения есть и положительные, и отрицательные стороны, но оно означает, что терапевт начинает с очень уязвимого места.
2. Многие терапевты/аналитики испытывали очень раннюю депривацию. Это потеря отца/матери, эмоциональное насилие, сексуальное насилие, личностные нарушения у родителей.
3. Многие терапевты или аналитики от рождения чрезвычайно агрессивные люди. И выбор профессии тогда - это репаративный выбор. Психодинамически это значит, что ваш выбор профессии - своего рода защита. От депрессии на самом деле. Поскольку, если вы не можете исправить ущерб, который, как вы воображаете, вы нанесли, вы становитесь депрессивным. Я вижу, несколько человек в аудитории улыбваются, но улыбаются печально.
4. Многие аналитики - parental child, то есть дети, которые выполняли родительскую функцию для своих родителей или сиблингов. Эта идея имеет огромное влияние на перенос и контреперенос, поскольку в этом случае ваш клиент - ваш родитель. Вы пытаетесь вылечить, починить своего родителя. Но теория говорит, что ваш клиент - это ваш ребёнок. Тогда либо теория, либо ваш опыт неверен. Я учу своих студентов: ваш клиент, ваш ненормальный, нарушенный, незрелый клиент фактически ещё и родительская фигура для вас. И здесь есть очень опасное следствие: вы хотите получать одобрение от клиента. Но это не очень хорошо, так как вы должны работать без страха. И если вы постоянно беспокоитесь о том, нравитесь ли вы клиенту, вы не можете быть хорошим терапевтом.
5. Терапевт может проецировать свой теневой материал на кого-то ещё.
6. Власть.
7. Иногда мы говорим о комплексе мессии. Фрейд говорил: "Не старайтесь никому помогать", - и школа Жака Лакана продолжает это говорить. Я считаю, что это очень сентиментальная идея, и лаканианцы так же хотят помогать людям.
8. О чём говорят клиенты? Об агрессии, отношениях, сексе, сексе и отношениях, агрессии и отношениях. Агрессия и секс. Это впечатляющие вещи. Вы не можете быть терапевтом, если они вас не впечатляют. Вы тайно проживаете секс и насилие как подарок от вашего клиента".
Несколько более позитивных причин:
1. Люди рождаются с желанием помогать друг другу. Не только семье, но и всем вокруг. Это не генетический момент, а социальный. Думаю, у терапевтов есть большой квант этого желания помогать.
2. Может быть, вы верите в бога, а может нет. Но многие терапевты считают себя переходом между божественным и мирским. Многие из нас чувствуют, что мы делаем божественную работу. Если вы не верите в бога, вы являетесь переходом между какими-то бОльшими силами и миром.
3. Терапевты - современная версия античных целителей. У них есть желание присоединиться к этой традиции". "Забудьте о переносе и контрпереносе. Всё относительно, всё субъективно. Моё любимое слово - всё со-творяется". "Депрессия в терапевтической ситуации может быть со-творена. Ключевой момент: это не подавленность клиента в терапевте <...> Я критикую своих коллег, которые передают всю ответственность за свои сложные чувства клиенту". "Существует так много правил в практике анализа. Слишком много правил. И не для выгоды клиента, но для выгоды аналитика. Слишком много границ, рамок, контейнеров, безопасности, предсказуемости. И это не анализ или терапия - это удобный консерватизм. Где же здесь риск терапии? Вы не можете попить, если не откроете бутылку. Фрейд говорил: "Вы не сможете сделать омлет, не разбив яйцо". Я бы не хотел заниматься безопасным анализом. Он должен быть немного опасным. Аналитик должен быть чем-то иным, нежели хорошая контейнирующая мать.Что плохого в том, чтобы быть немного вне контроля? И я считаю, что теория переноса и контрпереноса - это теория о контроле за психикой. Мне это не нравится. Я думаю, многие клиенты знают это очень глубоко. Они не так заинтересованы в безопасности, как мы думаем. Даже травмированные клиенты способны сталкиваться с риском". "Если клиент готов нести риски, тогда терапия эффективна. Моё беспокойство - о том, что мы создаём на этом пути помехи. Мы делаем это посредством наших правил. Особенно правилом не раскрывать себя. Я не думаю, что нужно рассказывать о себе всё. Но если вы считаете нужным, вы должны раскрывать какие-то вещи. И должны признавать свои ошибки. Старый имидж молчащего, отрешённого, неживого аналитика ушёл". "Мне кажется, терапевты и аналитики имеют много психосоматических заболеваний <...> Многие терапевты фантазируют, что работа сделала их больными. Иногда терапевт знает, что у него есть такие фантазии, а иногда нет. И это старая идея, идущая от Парацельса - фармакон. Она означает, что вы принимаете на себя болезнь другого".
"Это важно - то, что терапевт заболевает <...> Как вы знаете, традиционные целители - такие, как шаманы - часто очень больны. Если вы хотите быть целителем, болеть - помогает. И помогает пережить своё заболевание, выжить. Не так важно быть здоровым, как быть неразрушаемым. Ещё одна причина заболевать: больные терапевты устанавливают лучший контакт с клиентами. Раны терапевта открывают путь к большей интимности. Это важно для терапевта - показывать, что он страдает". "Ещё одна причина заболеть: это противоречит идеализации со стороны клиента. Наиболее антитерапевтичная вещь - идеализация клиентом своего терапевта. Это необходимая стадия, но в общем клиент должен перестать идеализировать терапевта". "Другая причина болеть - прийти к согласию со своими ограничениями. Я говорил о теневой мотивации стать терапевтом - о власти и комплексе спасителя. Если вы больны, это может быть способом управлять теневым содержанием".
"Терапевты часто становятся очень зависимыми от клиента. И это не о том, что аналитик ждёт, когда клиенту станет лучше. Это настоящий голод или нужда аналитика. И это большая теневая сторона. В Англии не редкость, когда обучающий анализ длится 15 лет. Обычное дело - когда анализ длится 8-9 лет. Я считаю, что это проблема. Жизнь надо проживать, и вы не можете прожить её в кабинете". "Когда вы думаете о болезни, вы думаете о жизни; когда вы думаете о смерти, вы думаете о любви".
"Количество разводов среди аналитиков очень высоко. У многих нет вообще никаких отношений или они живут в мёртвом браке. Возможно, у юристов всё так же, но юристы не обязаны об этом думать, а мы - обязаны. Есть интересные книги, написанные детьми аналитиков - что это такое, быть ребёнком аналитика/ов. Наихудшая проблема - мама или папа делает интерпретации постоянно! И я такой же. У меня был развод и я всегда говорю детям "может, ты злишься на меня?" Они говорят - "до того, как ты это сказал, я на тебя не злился, а теперь злюсь". И я говорю - "вот именно!" "Это окей - иметь психосоматическое заболевание. Не просто нормально, а окей. Это необходимо - заболеть. Конечно, нужно обратиться к доктору, заниматься самоанализом, это очевидно. Но фактически вам нужно болеть, чтобы делать эту работу. Это радикально, но это по-юнгиански. Если вы достаточно хороший аналитик, вы вылечите одно заболевание и заполучите другое". (с) Эндрю Самуэлз источник: psychotherapist.ning.com/m/blogpost
Источник:
https://psy-practice.com/publications/rabota-obshchestvo/tsitaty-iz-lektsii-yungiantsa-endryu-samuelza-o-teni-professii-psikhoterapevta-analitika