Мой жж медленно покрывается тонким слоем паутины, и на то, чтобы его оживить нет ни времени, ни сил. Но о фигурном катании я не могу не писать. Тем более после трех дней, проведенных на стадионе. Смотреть любимый вид спорта вживую всегда интересней, потому что сразу видно многое из того, что монитор не в силах передать. Скорость, скольжение, энергетику... Но оценить увиденное абсолютно объективно все равно невозможно. Я ловила себя на том, что если какой-то фигурист нравился мне изначально, то я старалась полностью погрузиться в его выступление, не отвлекаться, сосредоточиться. Может быть, выступай точно также другой человек, я бы уже давно потеряла интерес и написала бы, что программа меня не тронула или показалась неинтересной...
Я не буду, наверное, писать много и обо всех. На этих соревнованиях меня прежде всего интересовали четыре человека: Мао Асада, Такахико Козука и Мэрил с Чарли. Остальные шли неким фоном... Понравилась произвольная Анны и Луки (тем более, что лично я очень люблю "Реквием по мечте" ), понравился Флоран Амодио (там правда в произвольной намешана куча всякой разной музыки, я бы пару мелодий убрала, ну и как-то после победы над Жубером можно было ожидать от него лучшего технического исполнения всех прыжковых элементов, но... понравился он мне... легкое красивое скольжение... очень приятно было на него смотреть). Про Плющенко как-то не хочется много говорить, импровизация в дорожках и хореография - это, конечно, просто без комментариев. Но победил он заслуженно, и я высоко оцениваю его желание снова кататься и побеждать, и то, насколько быстро, он смог восстановить все прыжки. Хотя я уже тоже много раз писала, что такой вид спорта, как "прыжки на льду" абсолютно не для меня. Но, в принципе, я могу понять, почему многие встали после его выступления. Все-таки энергетика сумасшедшая у него, и ты видишь и чувствуешь каждый жест/ каждую эмоцию, какими бы противными они тебе не казались. Если сравнивать с Козукой, то, конечно, Такахико немного теряется, и вся его хореография не видна публике/ нет такого сильного взаимодействия с судьями и залом. Когда смотришь вживую, понимаешь, почему его катание многие называют интровертированным... Его эмоции/жесты можно хорошо разглядеть только на видео, а в зале, даже с первого ряда, увидеть их гораздо сложнее. Но мне он нравился изначально, возможно, я-то как раз больше люблю таких вот интровертированных спортсменов, а не тех, кто каждым свои жестом кричит о том, что он лучший. Я вообще, если честно, не люблю самоуверенных людей. Даже если у них есть основания для этой самоувереннности. Так что мне понравился Такахико. Опять же хорошее скольжение, легко меняет направление, очень приятный спокойный вежливый мальчик. Понравилось, как он взаимодействует с тренером, Нобуо Сато. Есть какой-то деловой подход и доверие что ли... Что-то не получается на разминке - взгляд на Сато. Тот успокаивающе кивает или жестами что-то показывает. Т.е. есть контакт между ними, какое-то взаимопонимание. А у Мао с Тарасовой я этого не увидела. Мао вообще перестала подъезжать к ней на разминках. То же самое было и в Париже, судя по любительскому видео. Да, она смотрит в сторону ТАТ и Жанетты, но напрямую с ними не взаимодействует. Но о Мао чуть ниже. Еще пару слов о Мэрил и Чарли. Я рада, что они прогрессируют, медленно, но верно начинают входить в группу сильнейших, очень уверенно и с огромным отрывом выиграли наш этап гран-при. Мне они понравились, когда были еще совсем юными, и я впервые увидела их на чемпионате мира среди юниоров. Я уже тогда была уверена, что они будут одними из лидеров в будущем. Рада, что не ошиблась. Ребята молодцы, постепенно прибавляют в технике, в сложности элементов и т.д. Но для меня в них еще многого не хватает. Не хватает красоты линий, не хватает полного осознания своих образов, немного мешают некоторые поддержки, которые выглядят акробатическими, но некрасивыми и бессмысленными с точки зрения сюжета танца. Так что для меня пока невозможно сравнивать их с другой моей любимой парой, Тессой и Скоттом. И очень жаль, что мне пока так и не представилось возможности увидеть Тессу и Скотта вживую.
Про Мао я начну издалека и сразу же буду писать о ней в сравнении с Юной. Дело в том, что для меня в женском одиночном катании есть две эти девушки и есть все остальные. Еще до начала Trophee Eric Bompard было практически ясно, что выиграет Юна. За две недели до первого этапа гран-при Мао выступила на Japan Open и заняла всего лишь третье место, показав, что ее форма далека от идеальной. Вопрос был в другом. Какие будут программы, какой настрой и какая из девушек все-таки ближе лично мне... Мне всегда нравились они обе. Сначала больше нравилась Мао, мне казалось, что она катается мягче, женственнее. В прошлом году я полностью переключила свое внимание на Юну, которая раскрылась по-настоящему, и ее программа под "Танец Смерти" стала одной из моих самых любимых прошлогодних программ. Начиная с середины прошлого сезона, я вообще стала гораздо больше интересоваться женским одиночным катанием. Наверное, просто потому, что все остальные виды приносили разочарование. Тесса и Скотт пропустили половину сезона из-за травмы Тессы, у мужчин творилось вообще непонятно что, Алена с Робином допускали слишком много технических ошибок... А девушки на этом фоне выглядели по-настоящему талантливыми, достойными, интересными. Так я и увлеклась женским одиночным :) К тому же оно еще и как-то больше освещалось в прессе. Летом, в межсезонье, было очень много интересных программ/сюжетов про Мао и Юну с корейского и японского телевидения, и я их все с удовольствием смотрела. Абсолютно не понимая ни японский, ни корейский, я обращала больше внимания на невербалику (жесты, мимику, блеск глаз), а потом и переводы на английский появлялись на специализированных форумах. Так я снова прониклась Мао, потому что девушка она очень приятная, на мой взгляд. Непосредственная, веселая и в то же время очень серьезная. (Кстати, примерно то же самое можно сказать и о Юне).И есть в ней какая-то любовь к жизни, чего не скажешь, если смотреть только на ее катание. Таким образом для меня встал вопрос, за кого болеть в олимпийском сезоне. Получится ли болеть за них обеих или придется выбирать? Вопрос сложный. И можно при выборе руководствоваться разными факторами. Ну, например. новыми программами. Программы для меня всегда были очень важны в фигурном катании. Но почему-то и в данном случае опять не получается оценивать объективно... Елена Сергеевна Вайцеховская неделю назад написала в своем блоге, что ей ближе Мао, потому что она рискует. Вот и мне тоже Мао оказалась ближе, но не потому что она рискует, просто ближе... Как человек. Поэтому огромной болью отозвались ее выступления. На разминке аксели получались. Если перед короткой, можно было заметить несколько помарок, то перед произвольной все было четко. Сначала прыгнула одиночный тройной аксель, потом его же в каскаде. Все чисто. Может быть, были какие-то небольшие недокруты, мне сложно на глаз определить, но, в любом случае, таких грубых ошибок, как во время прокатов, на разминках и близко не было. Так что проблемы явно не только в технике прыжков, но и в психологии, в очень сильной нервозности... Все кричат о том, что надо менять тренера, программы. а я бы не была так категорична. Вон Жубер поменял тренера под давлением французской федерации. И что? По-моему лучше не стало, если не сказать больше. Так что я нашла бы для Мао хорошего японского психолога или просто сильного умного человека (диплом не имеет значения), который бы смог помочь ей, вселить в нее уверенность, добавить сил... Ну и тренера по прыжкам/ по технике, который смог бы работать с ней постоянно. Что же касается программ, то, может быть, кого-то это удивит, но произвольная мне очень нравится. Мне вообще близка музыка Рахманинова в целом. Прониклась я ею не сразу... Сначала она и мне, как и многим другим, показалась тяжелой и сложной для восприятия. Но чем больше я слушала разные произведения Рахманинова (в основном, конечно, самые известные), тем лучше я чувствовала эту музыку. Да, наверное, ее можно воспринять как депрессивную, но она что-то затрагивает во мне, в ней есть смысл... Возможно, именно поэтому и программа Мао мне понравилась больше, чем "Concerto in F" Юны. В ней есть сила, преодоление, о котором говорит Тарасова. Там не так уж много непосредственно хореографии... Но эмоционально она сильнее. И мне кажется, что Мао чувствует эту музыку. Пусть не идеально, но чувствует. Это мое личное мнение. С короткой все сложнее. Я очень удивилась, когда впервые услышала о том, что короткой программой будет "Маскарад". Но еще больше я удивилась, когда стало понятно, что это не новая программа под уже использовавшуюся в прошлом году музыку, а практически отрывок из прошлогодней произвольной с минимальными изменениями. Надо признать, что в качестве коротокой "Маскарад" смотрится лучше, остается больше сил на заключительную дорожку. И программа уже кажется лично мне неплохой, но все-таки, наверное, я выбрала бы другую музыку для Мао. Уж если темой произвольной выбрано перодоление, и я считаю это решение правильным, то в короткой можно было бы показать другую Мао. Мягкую, легкую, изящную. Может быть, Лори Николь смогла бы что-то подобное поставить... Но что сейчас об этом говорить... Сейчас, наверное, уже вообще не до этого, потому что ситуация, в которой Мао оказалась достаточно тяжелая и непонятная. И даже сложно сказать, в чем конкретно заключается проблема. Есть только факты. 1. Она рискует, сосредоточившись на исполнении тройных акселей. У Юны в арсенале этого прыжка нет. Но и Мао делает его нестабильно. Риск оправданным не выглядит. Тем более в короткой, где запрещено исполнение одиночного тройного акселя, он может быть только в каскаде. Соответственно, если она срывает аксель, то остается без каскада свовсем. Что, собственно говоря, и произошло на нашем этапе. Более того, еще и двойной аксель не засчитали, так как первый она тоже сдвоила, а исполнять два двойных акселя в короткой запрещено. 2. Есть проблемы не только с акселем, но и с другими прыжками. Постоянные недокруты... Нет каскада 3-3, а несколько лет назад он был. 3. Не максимальный уровень вращений и спиралей. 4. Немного странные неоднозначные платья, и я почти уверена, что выбирала их не сама Мао. (Хотя новое розовое для короткой мне вживую даже понравилось. Очень приятный оттенок, и Мао оно очень шло. На видео смотрится гораздо хуже). Кто ответственен за все это? Тарасова? Вайцеховская несколько дней назад написала на fsonline, что Татьяна Анатольевна считает себя лишь консультантом Мао, а не полноценным тренером, несмотря на то, что она везде значится как основной тренер. Так что во всей этой ситуации больше вопросов, чем ответов. Не хочется никого обвинять, особенно не зная всех фактов, но просто больно за Мао. Потому что видно, что это очень непростой момент в ее жизни...
Ну и несколько слов о программах Юны. James Bond Medley. Юна изменилась. В ней появилась какая-то невероятная уверенность, которая чувствуется абсолютно во всем. Во взглядах, в жестах... Программа яркая, на публику, но я даже не могу четко понять, нравится она мне или нет. "Danse Macabre" был сильнее. А здесь просто красивая девушка, заигрывающая с публикой. И не все эти заигрывания смотрятся естесственно, так мне показалось. Но в целом-то очень неплохо. И скорость есть, и катание мощное, и все элементы на месте.
Concerto in F. Очень приятная программа под музыку Гершвина. Легкая. В красивом платье безо всяких вычурных украшений. Не могу сказать, что это очень сильная программа, не могу сказать, что программу хочется много раз пересматривать, но послевкусие остается, и оно достаточно приятное. По технике практически безупречно, пропустила флип в начале, но, может быть, действительно что-то просто попало под конек.
В целом, Юну можно просто поздравить с перкрасным началом сезона. Она большая молодец и выглядит основной претенденткой на золото Олимпийских Игр. Все четко, правильно, без сильных сбоев и надрывов.
Ну и под конец, немного о Тессе и Скотте, которые в танцах для меня однозначно лучшие и любимые. И программы новые мне очень нравятся, потому что именно такими я их полюбила. Страстное яркое фламенко и лиричный трогательный произвольный танец. Фламенко выглядит просто потрясающе, на мой взгляд. Тесса стала гораздо эмоциональнее, ярче, лучше чувствует все акценты, чем раньше. Смотрится танец на одном дыхании. Опять же жаль, что не получилось увидеть его вживую... По поводу произвольного много споров... И, наверное, есть во всех этих рассуждениях на различных форумах рациональное зерно. Все-таки музыка Малера - это не "Ромео и Джульетта", а произведение сложное и неоднозначное. Да, он писал его как предложение руки и сердца, но есть в этой музыке и огромная боль, потому что человеком он был уже не молодым, и времени оставалось не так уж много. И вот эта боль в танце не отражена, но у нас не драматический театр, так что я бы закрыла на это глаза и просто получала удовольствие :) Все тот же субъективизм...
Возможно, позже я добавлю в пост фотографии или выложу их отдельно. Нужно просто найти силы, чтобы разобрать несколько гигабайт фотографий и выбрать наиболее удачные. Большинство фотографий с произвольных программ и снимала в основном не я :)