Лето близилось к завершению, как и наш отпуск. Все настойчивей приближалась страшная дата - 1 сентября.
"Надо стартовать к переправе 30 августа, а то 31 будет ад", - решили мы, свернули лагерь и распрощались с гостеприимной бухтой.
Оказалась, что это светлая мысль пришла в голову не только нам.
Очередь начиналась от поворота к накопителю. Минут двадцать мы ползли до замерщика, получили талон со своими габаритами, заняли место в накопителе... и поняли, что это надолго.
Во-первых, было объявлено штормовое предупреждение.
Во-вторых, желающих проскочить аншлаг перед 1 сентября оказалось чуть более чем дофига.
На территории, помимо касс, есть несколько палаточек с едой и горячими (не горячительными) напитками, лотки с сувенирами (если вы вдруг успешно избежали их покупки во время путешествия), зал ожидания, туалеты, водопровод. Гостиницы нет, да. Но я сходу не могу представить гостиницу, которая бы вместила все это количество желающих переправиться.
Стояли мы шесть часов. Можно было поспать в машине, но меня почему-то затянуло медитативное наблюдение за неспешным продвижением автомобилей. Вот до нас осталось 27 рядов... вот 17...уже 10...
Около полуночи тронулся наш ряд. В темноте, с обилием бликующих поверхностей и в полусонном состоянии рулить было непросто. Хотя, кажется, в таком же состоянии пребывало большая часть участников переправы.
- Запрещенные предметы везете? - вяло спросили на досмотре, открывая заднюю дверь машинки.
На волю радостно рванулись пенка, палатка и клетчатый плед.
- Понятно, - так же вяло констатировал работник переправы, и мы двинулись к второму накопителю. Там еще полчаса в полудреме, и наконец-то на пароме.
Свежий морской воздух немного разогнал одурелое состояние, но ненадолго. Оно коварно спряталось за углом, и после прибытия в порт Кавказ набросилось с удвоенной силой.
Мы свернули с основной трассы на дорогу в сторону Тамани, и в небольшом пролеске нашли место для стоянки. Разложили кресла в машине, вытащили спальники и подушки, и...
...следующий раз я выморгнула утром.
Оказывается, мы встали на каком-то особом улиточном месте. Вся машина была облеплена гигантскими наглыми улитками.
Проспали мы часов 6-7, но чувствовали себя довольно бодрыми.
Утренний туман уползал в поля, солнце лениво выползало из размытых по горизонту облаков, а дорога вела на Сенной и Тамань.
Первым делом мы посетили Фанагорийскую крепость.
Ну как - крепость.. Это все, что от нее осталось - несколько валов и памятный камень (зато напротив - винзавод, для особо расстроенных :)).
Очень хотелось искупаться и что-нибудь поесть, но в небольшом городке в 7 утра найти работающую едальню было практически невозможно, и мы двинулись на городской пляж.
Даже в это время там было немало народа.
И не было медуз!
А еще на территории Тамани есть раскоп той самой Тмутаракани, древнейшего города полуострова. Но после Херсонеса он совсем не впечатлил.
Немного разочарованные, мы двинулись дальше, к косе Тузла.
Прямой подъезд к ней был перекрыт, пускали только строительный транспорт. Но какими-то проселочными дорогами мы все-таки выехали к берегу.
Строительство моста через пролив активно продвигается, напоминания об этом на каждом шагу.
Сама коса:
Белая полоса за баркасом - это чайки, сидящие на косе. Чайки-хохотуньи - это не шутка, они реально ржут!
Особенно они веселились, когда я попыталась погулять по лиману. Водичка там теплая, прогретая солнцем, глубина - даже до колен не доходит... а вот дно - из целебной черной грязи, в которой очень сложно не оставить тапочку.
В целом, вид более чем впечатляющий.
А вот в комплекс Атамань мы не пошли. Оставили на следующий раз.
Как не печально, но время истекало, пора было возвращаться в холодную сентябрьскую столицу.
Довольно странно было осознавать, что там холод и дожди, когда у нас вдоль дороги вот это:
(Меня, кстати, поражало, насколько свободно вдоль дорог растет виноград, тыквы, дыни. Периодически к ним сворачивали машины, и реально набивали багажник. Оказалось, что даже такие жадины не наносят особого вреда, а для более наглых, которые заруливают на газели, есть сторож с ружьем. Мы наглеть не стали, и попробовали одну ветку, из чистого любопытства. И виноград был прекрасен!).
В какой-то момент наткнулись на очень странную пробку, где можно было простоять часа полтора. Вдоль обочин начали появляться местные с плакатами "Покажу объезд за 500р", а на яндекс-картах - комментарии "Не ведитесь на развод!".
Но мы же опытные, у нас есть карта, где мы только не ездили - и мы, в удобный момент свернув с дороги, начали искать объезд самостоятельно.
Грунтовка была настолько пыльной, что ехать пришлось практически вслепую. Фары выхватывали пыль спереди, пыль сбоков. За нами вслед пристроилось еще с десяток машины.
Быстро промелькнул Краснодар, Ростов-на-Дону. Под Каменск-Шахтинском стало клонить ко сну. Оперативно была найдена очень милая гостиница "Избушки" (много разнообразных вариантов жилых домиков). Там была горячая вода, чайник, и чистая удобная кровать - остальные удобства мы разглядели только на утро.
Посмотрев на пробки рядом с терминалами оплаты, и здраво оценив остаток финансов, мы решили воспользоваться бесплатной трассой.
Ее минусы - большое количество населенных пунктов, где куры и козы чуть ли не в открытое окно заглядывают, но в итоге движение получилось более спокойным и равномерным, чем на платной дороге.
Но к Воронежу мы вернулись на М4. Здесь уже стало холодать, ночи становились все прохладнее. Пробки на терминалах рассосались, и еще километров через 500 мы были дома.
Кот уже сидел под дверью. Он тщательно обследовал привезенные сумки и снаряжение, и одобрительно пошел сообщать, как он тут скучал и лишался.
Так закончилось наше долгое крымское путешествие. Многое повидали, но еще больше осталось на следующий раз.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9