В каждом А-320 живет птичка.

Feb 06, 2013 00:31



Птичка эта всегда готова помочь пилоту в пилотировании самолетом, потому как она очень умная и точно знает куда именно перемещается в пространстве в данный момент времени самолет. А в случае моей авиакомпании она еще и имеет окрас под корпоративный цвет! Да-да, птичка красивого ярко зеленого цвета. :)

Основной пилотажный прибор пилота Primary Flight Display (PFD) находится прямо перед глазами пилота и индицирует огромное количество параметров полета: скорость, высоту, вертикальную скорость, крен, тангаж, курс полета, положение горизонта и так далее. Всего этого достаточно для пилотирования самолета и если уж быть честным - то хватает с лихвой. Но Airbus пошли дальше и в помощь пилоту оснастили этот прибор еще одной индикацией - Flight Path Vector или "bird" (птица) и это кстати не слэнг, как может показаться, а прописанное в документах определение.

" Чем же хороша эта "птичка" ? " - спросите вы.

А хороша она тем что показывает куда вот прямо сейчас перемещается центр масс самолета, то есть фактическая линия его пути.

Допустим сейчас нос самолета смотрит выше горизонта, т.е. наш тангаж (англ. pitch) = 7.5 градусов и строго на Север, т.е. наш курс = 360 градусов. Но это не значит что самолет летит строго на Север и набирает высоту. Ветер сдувает нас с линии нашего пути и фактически мы летим не на Север, а правее 15 градусов, т.е. фактическое направление нашего полета или трэк (англ. track) = 015 градусов и фактически самолет снижается.



Фактическое направление центра масс нашего самолета мы можем определить и без помощи птички: по вертикальной скорости, по индикации трэка на PFD и т.д., но птичка показывает все и сразу только своим положением. То есть если мы хотим лететь строго в горизонте мы совмещаем крылышки птички с линией горизонта (голубая линия на рисунке выше) и это гарантирует нам что вертикальная скорость в данный момент равняется нулю, а нос смолета может быть направлен на 5,7,9 и так далее градусов выше горизонта.

Очень удобно пользоваться птичкой при заходе на посадку по неточным системам, то есть когда пилот рачитывает параметры полета для вывода самолета на посадочную полосу. Допустим полоса имеет направление 316 градусов (как в Домодедово). Перед выход на финальную прямую, задачком трэка мы выставляем трэк 316 градусов и у нас на PFD появляется этот трэк в виде вертикальной голубой палочки. Так вот чтобы нам лететь строго на этом трэке мы просто совмещаем хвостик птички с этой голубой палочкой и это значит что направление нашего полета полностью совпадает с направлением нашей полосы. Ветер может менятся как ему угодно, и курс будет менятся в зависимости от ветра, но нас не волнует какой сейчас ветер и курс. Сдуло чуть-чуть? Ничего. Подворачиваем, совмещая хвост птички с задатчиком трэка и мы опять летим в напралении полосы.

Надеюсь понятно объяснил. Как обычно готов ответить на ваши вопросы. Спрашивайте ежели чего не понятно. 

Самолет, Фото, учеба, bird, пилот

Previous post Next post
Up