Воууу, ребята!!! ЖЖ жыыыыфффф! Столько комментов у меня не было давно, а значит вам это нужно! Моя очень радостный! Ну тогда продолжаем!
Итак, сегодня мы поговорим о законах управления самолёта Airbus и конкретно о Direct Law.
Многим известно, что в кабине самолёта А-320 отсутсвует штурвал, его заменил джойстик, который правильно называется сайдстик. И как по мне, - он в разы удобней штурвала, но это всё дело вкуса, обсуждать это не имеет смысла. Но вот логика управления отличается от классического управления самолётом - в этом заслуга системы fly-by-wire.
Постараюсь по простому. Если например на Боинг 737 пилот хочет выполнить левый разворот с креном 30 градусов, не меня высоты полёта, он поворачивает штурвал влево, достигает крена 30 градусов и потом поддерживает этот крен, подруливая влево/вправо, от себя/на себя для поддержания крена и высоты. То на Airbus пилот отклоняет сайдстик, держит его до создания крена 30 градусов, отпускает сайдстик , тот возвращается в нейтральное положение, а самолёт выдерживает заданный крен и высоту, подруливая сам, без участия пилота. Тоже самое у по углу набора/снижения. Этот закон управления называется normal law. Летать на Airbus в этом законе просто и приятно.
Но как всегда без нюансов никуда, какую бы надёжность не имела техника, вероятность отказа всегда была, есть и будет. Так что же будет с системой fly-by-wire, с её логикой и её законами управления, если у нас произойдут какие-либо тяжёлые отказы в полёте. Итак, летит самолет, всё у него работает, развороты плавные, скоординированные - закон во всей своей красе. И тут что-то запищало в кабине. Что-там? А что-то там (сейчас неважно что) отказало и самолёт перешёл в закон управления direct law, а это значит, что теперь у нас нет ни автопилота, ни авториммирования и Airbus в одно мгновение превратился в самолёт с прямым законом управления как, например, Ту-134. То есть куда сайдстик, туда и самолёт. Теперь уже нам необходимо «висеть» на сайдстике постоянно, для получения нужных эволюций.
Сложно это? Ну скорее да, чем нет. Выполнимо? Однозначно - да! И сложность заключается не в самой технике пилотирования, а в том, что вот так сразу мышечную память не обмануть - ведь за годы полётов в normal law вырабатывается привычка, поэтому на перестройку на новый вид управления требуется какое-то время, это время будет тем больше, чем меньше опыта у пилота - внимания требуется в разы больше и его правильное распределение тоже становится приоритетной задачей. Но, несмотря на сложность пилотирования Airbus в этом законе управления, это всё вполне "летабельно" и такие тренировки пилоты проходят на тренажёре периодически.
На днях мы провели эксперимент: сможет ли не пилот, но большой любитель авиации, посадить самолёт в этом законе управления. И, забегая вперёд, скажу: он смог. Да, когда к этому закону добавился ещё и отказ двигателя - это было выше его возможностей, но в этой конфигурации самолёта сложно будет даже опытному пилоту. А в целом - человек справился отлично. И в подтверждении моих слов 10 минутный фильм о том как же летает самолёт Airbus A-320 в законе управления Direct Law.
Click to view