Ереван.

Feb 28, 2016 09:42




Ереван один из тех аэродромов которые помнишь практически наизусть, даже если не бываешь там месяцами. Уж не знаю почему так получилось, но до декабря я не был в Ереване целых 5 месяцев. Звартноц (так называется аэродром в столице Армении) своеобразный аэродром. Точнее не сам аэродром, а подходы и выходы. Аэродром сам по себе простой, перрон маленький, полоса длинная, широкая и ровная. А вот район аэродрома с нюансами и некоторыми сложностями. И причины этой своеобразности конечно в горах. Горы в районе высокие, да и сам Звартноц лежит высоко над уровнем моря, что тоже вносит свои особенности в пилотирование на заключительных этапах захода на посадку.


   А вообще этот рейс из категории хороших, особенно если выпадает дневной Ереван.




Расскажу пару слов о нюансах захода на посадку. Перевалив Кавказ и границу Грузии и Армении взору открывается самая высокая армянская гора Арагац, которая имеет высоту порядка 4100 метров.

Именно эта гора и влияет на минимальную высоту снижения на навигационную точку TIBLO - 13000 футов. Из-за этого ограничения самолёт начинает "паниковать" ещё в Москве, при подготовке к вылету "too steep path" пишет он на экране бортового компьютера. Это означает, что по заложенным в "мозги" самолёта принципам, он считает, что мы окажемся выше расчётной траектории снижения для захода на посадку. И он, кстати, прав. Но это будет потом, а пока давайте полюбуемся всяческими красотами открывающиеся нашему взору во время полёта.




Эльбрус.




Пока вы наслаждались видами, экипаж уже принял погоду в Ереване, и уже готов начать снижение. Ну что поехали?

Снижаемся до высоты 13000 футов на точку TIBLO. Вон слева Арагац, а там дальше Арарат, а в той дымке между ними и лежит гордый Ереван.




Арагац.




Арарат в лучах солнца.







Мы с вами помним что перед вылетом самолёт нас уже предупредил о том, что если мы пройдём точку TIBLO на высоте 13000 футов, то мы окажемся выше расчетного профиля снижения. То есть после пролёта этой точки мы будем вынуждены "догонять" профиль более интенсивным снижением чем обычно. А увеличение вертикальной скорости полёта ведёт к росту скорости. Да у нашего самолёта есть "оружие" против роста скорости и не одно: интерцепторы (воздушные тормоза) и шасси. Но выпускать колёса на высоте 4 километра.... Ну как-то некрасиво. ;) Поэтому чтобы сделать все красивее, нужно просто чуть-чуть раньше погасить энергию самолёта, то есть его скорость. Этим мы и займёмся, заняв разрешённые 13000 футов не на точку TIBLO, а миль за 5-7 пораньше.

И вот мы уже на высоте 13000 футов. Как мы и планировали до TIBLO 7 миль и мы начинаем уменьшать скорость. 260, 250, 240,и вот уже 220, выпускаем предкрылки, скорость 210, 200, проходим TIBLO.... Пора снижаться и дальше. Теперь наш самолёт уже не обладает такой кинетической энергией как раньше, выпущенная механизация позволить выдерживать хорошую вертикальную скорость, ну а если вдруг ветерок решит нам помешать дуя нам в хвост, поможем самолёту интерцепторами. На самом деле основная задача по построению захода нами уже выполнена. Дальше уже всё просто. Да самолёт всё ещё выше профиля, но мы его догоняем и уже совсем скоро догоним - и это уже факт.

Звартноц очень коварен своими ветрами, которые здесь часто очень и очень непредсказуемы - горы делают своё дело. Это и подстерегает лётчика на выравнивании и посадке. Но сегодня погода "шепчет", у земли штиль и самолёт с лёгкостью воздушного шара, мягко опустился на полосу Звартноца.







Борт номер один.










Разгрузились, заправились, загрузились, пора и домой. При вылете из Еревана нас естественно подстерегают всё те же уже знакомые нам горы. Поэтому основная задача пилотов при вылете чётко контролировать сможет ли обеспечить самолёт набор безопасных высот по маршруту вылета. Например летом, в 30-ти градусную жару, большой А-321 с полной загрузкой 99,9 процентов не сможет обеспечить набор безопасных высот и пилоты вынуждены выполнить пару кругов над аэродромом с постоянным набором высоты и только потом отвернуть на схему выхода из района аэродрома, по другому никак.

Но сегодня мы на А-320, загрузка хоть и полная, но за бортом всё ещё пока "минус" и самолёт весело отсчитывает футы в стремлении к заданной диспетчером высоте.




А виды при вылете открываются не менее красивые и завораживающие сознание.































Это был крайний рейс в январе и выйдя из аэровокзала, я почувствовал, что и правда налетался и уже точно пора отдохнуть. А завтра наступил отпуск...

Ереван, самолёт, небо, облака, работа, пилот

Previous post Next post
Up