Рейсы бывают разные: бывают хорошие - дневной Ереван, Тбилиси, Баку, дневной Новый Уренгой, Тиват, Мюнхен... Бывают очень хорошие - Аликанте, Мадрид, Пальма-де-Мальорка, Франкфурт-на-Майне... Бывают обычные: Сочи, Ростов-на-Дону, Бургас, Одесса... Бывают сложные - Фергана, Ашхабад, Новокузнецк, Кемерово, Абакан. А бывают рейсы "ниочём" - ночной Нижнекамск (вылет в полночь, лету 1:30 и 3 часа ожидания вылета там), такая же ночная Самара, такой же ночной Волгоград, такой же ночной Сочи. То есть вся ночь на ногах, следующего дня тоже считай нет, а налёт 3 часа.
В этом месяце мне "повезло" и позавчера мне выпала честь слетать в Бегишево (аэропорт Нижнекамска) и через сутки точно в такую же в Самару. Ещё в Нижнекамске я понял что для моего организма лучше не спать, так как вырывать только что заснувший организм из сна, уж слишком тяжелая история для меня.
Сегодня лечу с Игорем, с ним мы ещё не разу не летали, но как выяснилось он меня знает - кто я, что я, откуда я. ;) Вообще конечно это очень приятно - подходишь к незнакомому капитану: "Здравствуй, я Юра, мы сегодня с тобой летим." "Да знаю, что ты Юра, приятно познакомиться в реале"... Мне кажется это очень круто! ;)
- Ну что, Юр, как полетим?
- Игорь, когда меня задают этот вопрос, я отвечаю так: "Я хочу и туда и обратно пилотирующим лететь". Поэтому выбор за тобой. ;)
- Ну тогда давай я туда слетаю, мне просто не хочется бумажки в темноте заполнять.
- Игорь, если вопрос только в бумажках, я сам их заполню без проблем.
- Хех, так летать хочешь! Ну тогда летай, Юрец, - улыбнулся Игорь.
Все самарские схемы я помню почти наизусть. Сегодня планируется полоса "ноль пять", заход по ILS, все стандартно. Есть одна небольшая особенность при заходе с эти курсом - при выполнении схемы подхода возможно срабатывание системы GPWS (система предупреждения столкновения с землёй), это указано на схеме захода и не является причиной экстренного набора высоты. Да и не сработает она, я знаю как её обмануть. ;)
Полетели. Где-то 300 часов назад начал практиковаться в общении с пассажирами. По нашим документам приветствует и прощается с пассажирами капитан, а на эшелоне информацию может рассказать и второй пилот. Вот я и рассказываю - где летим, что будем пролетать, объясняю что "те грозы что сверкают по левому боту очень далеко и совсем неопасны" и так далее. проводники рассказывает после рейса что пассажиры реагируют очень живо и на выходе передают приветы пилоту, "который все рассказал и показал". Может кому-то покажется - да что там с ними общаться, фигня, но все капитаны мне говорят: "Молодец, Юрец, что практикуешься, а то капитаном станешь по-началу сложно будет". Ну не знаю, мне не было сложно с самого первого раза. Я не хочу сказать, что это очень круто и уникально, но мне и правда было совсем несложно взять в руки микрофон и сказать: Добрый день дамы и господа! Говорит ваш второй пилот Юрий Яшин... Как говорил мне Владиславич, старший диспетчер восточного направления московского подхода: "Юрец, я другого человека с так хорошо развитой "пиздильной" железой в жизни не встречал!" Вы уж извините за мат, друзья, но из песни как говорится... ;)
Полёт чуть более часа и мы уже снижаемся. Справа стоит мощная гроза и по трассе нам не пройти.
- Игорь, проси влево градусов 20, а лучше 30.
Поехали влево. Пытаюсь сообразить: Ульяновск слева, трасса уходит чуть правее Волги, но сейчас мы взяли влево и получается... Точно! Справа бабушкин посёлок Цемзавод. Ага! И даже видно пару фонарей на улице Лесная где бабушкин дом. Вы скажете "мелочь". А вот нет. Это очень ценные моменты для меня. Очень.
Обошли эту "красавицу", можно взять курс на точку PIMON, откуда начинается схема захода на посадку. Теперь нужно что-то сделать чтобы избежать срабатывания GPWS. Конечно это можно и не делать, но не красиво же! ;)
Слегка подкрутил задатчик скорости в сторону увеличения, самолёт опустил нос, стремясь к этой скорости, вертикальная скорость увеличилась и футы на высотомере побежали веселее.
Да, сейчас мы идём ниже расчётного профиля снижения, но зато потом, когда мы будем подходить к Жигулёвский горам, где обычно и срабатывает GPWS, уменьшу вертикальную до 2,5 метров в секунду и мы приступим к гашению скорости, убив тем самым двух зайцев: GPWS не сработает и скорость упадёт до скорости выпуска механизации.
Заруили на стоянку.
Вышли пассажиры, волной чистоты прокатилась по салону команда уборки, забегали заправщики смачно разбиваю запах салона жирным запахом авиационного керосина, и самолёт затих...
...ночь порозовела чуть заметным заревом на Востоке, медленно превращаясь в нежное июльское утро. Прошёл час как мы выключили питание на самолёте и в наступившей тишине, экипаж чуть заметными тенями разбрёлся по салону с пледами и подушками в руках, в поисках укромного уголка - обратный вылет только через три часа и ещё можно успеть ухватить хоть и небольшой, но кусочек ночного уюта, и возможно конец интересного сна... Это мои минуты, сейчас самое время заглянуть в себя, подумать, вспомнить... По стеклу лениво стекают капли росы, собираясь в лужицы на носовом обтекателе, и кристальными-холодными ручейками стекают на зеркально-влажный бетон не по июльски холодного перрона.
Сегодня нас поставили на дальнюю стоянку и мы стоим в синей тишине, тихо перешёптываясь с соседским Боингом чуть слышным треском лопаток двигателей. Сейчас эти стоянки смотрятся заброшенными и неухоженными - после открытия нового терминала, активность аэродрома плавно переместилась туда, оставив старый терминал в пенсионной дрёме.
А ещё полгода назад и здесь кипела жизнь аэродрома, пахло керосином и заоблачными высотами... Утро неслышно наступает заливая горизонт на Востоке алыми оттенками красного. За окном ночь медленно сереет, и у меня в кабине уже утро, но за спиной, в салоне, в спину смотрит и тихо сопит сонным уютом Ночь, нехотя сдавая позиции Свету.
Аэродром просыпается и там, у терминала, набирает темп утренняя суета. Первыми отправилась Lufthansa,
за ними прокатился мимо IFly, потягивается только что проснувшийся Боинг UTAir
пора просыпаться и нам... Пора просыпаться... Пора...