Я давно уже хотел написать большой пост про то как я вижу работу авиадиспетчера по "ту сторону экрана". Но пост этот я пока не одолел, уж очень он объёмный и пока мне не по зубам. Поэтому начну-ка я с малого, с крайнего полёта в Ростов-на-Дону. Я не буду называть ни дату, ни номер рейса, чтобы не дай Бог никого не подставлять. Но Обслуживание Воздушного Движения (далее ОВД) в тот момент времени было просто никакое.
Вообще конечно надо понимать, что требовать от диспетчера Нового Уренгоя (например) грамотного выстраивания очереди для захода на посадку, как это делают на московском подходе, по меньшей мере глупо. Ну нет у него такой практики и быть не может с интенсивностью полётов 1,5 самолёта в сутки. Не умеет он, и это не его вина. Хуже когда это не умеют делать в Питере или вот в Ростове.
Итак что мы имели в тот момент в небе над Ростовом. ДонАвиа на эшелоне 320 сзади нас 10-15 миль, мы на эшелоне 380 и ещё порядка пяти бортов, но они ни нас ни Донавиа никак не лимитировали поэтому про них забудем. Итак: мы и Донавиа и закрытый ремонтом аэродром до 20:30 местного времени. Расчётное время прилёта у нас было 20:29. Потерять минуту - не проблема и мы уже хотели было согласовать этот вопрос с диспетчером, как он нам сам выдал указание на уменьшение скорости. Конечно он преследовал другие цели, он хотел нас хоть как-то растянуть с Донавиа... Как мне показалось. Но нам это было как раз на руку. Так-то, по хорошему, это нужно было начинать ещё минут 15 назад, но как мы летели впереди Дона, так мы и подлетели к точке начала снижения. Мы. Донавиа естественно нет - он ниже и снижаться ему пока не надо. Поэтому когда диспетчер дал ему снижение, чтобы освободить нам высоты - Дон начала снижаться с вертикальной 5 метров в секунду и его вполне можно понять - чё ему сыпаться с большой вертикальной, а потом на газах шуровать в горизонте. Естественно мы стали его догонять, ведь наша расчётная вертикальная - 12 метров в секунду. Диспетчер выдаёт нам обоим указание снижаться с вертикальной не более 7 метров в секунду. Естественно у нас начало расти превышение над рассчитанным верикальным профилем. Ну растёт и растёт - не страшно. Вес небольшой, ветра попутного нет - пока всё успеваем. Но меня всё мучает вопрос: Так кто будет первый? Мы или Дон? Диспетчер с упорством партизана молчит. Ну ладно, молчи.
Выходим на связь с Подходом. Бла-бла-бла...сообщаем ему что у нас ограничение по вертикальной 7 метров в секунду... На что диспетчер удивлённо так: Да? Вертикальная без ограничений. Ок! Начинаю догонять профиль, выпускаю спойлеры, вертикальная растёт, чувствуется отрицательная перегрузка, когда тело на мгновение приобретает состояние схожее с невесомостью - падаем вниз, догоняя профиль. Диспетчер интересуется у Дона, а знает ли он что аэродром открывается только в 30 минут и ни минутой раньше. Естественно Дон знает и сообщает диспетчеру, что рассчитал посадку ровно в 30 минут. Тут у Дона рождается вполне законный интерес: "А кто первый? Мы или Сибиряки?" На что диспетчер говорит: "Вы конечно, а Сибирь встанет в зону ожидания над точкой Багаевский."
Не буду писать как именно, но я выругался вслух! Ну как так?! Ну неужели нельзя было сказать, чтобы мы не торопились снижаться, что будем кружиться в зоне ожидания и сейчас нам не нужно догонять профиль!? Почему мы это узнаём в самый последний момент?! Эхххх, остаётся только разочарованно вздыхать. Ладно. Уменьшил вертикальную, снижаемся.
Дальше больше. Выполнив один круг в зоне ожидания диспетчер направил нас в район захвата курсового маяка с указанием: "Гасите скорость, вы номер два на посадку". Мы знаем что номер два, но до номера один 18 километров! 18 блин! Ребята - это что за интервалы? Это больше чем тройной разрешённый! Потом и этого показалось мало, нам дали вправо 10 градусов от текущего курса "для создания интервала". Опять интервала!? Какого интервала? Просто слов нет! А ещё чуть позднее диспетчер выдал фееричное указание: Сибирь, соблюдайте 15-ти километровый интервал до впереди идущего борта сами. Я это называю - самоустранился. Родной, это так-то твоя работа интервалы соблюдать, не моя. Ты даже не спросил имею ли я визуальный контакт с этим бортом! В тот момент мы находились в облаках и его не видели и априори не могли выполнить твоё указание. Тем более на этапе захода на посадку у нас хватает работы, чтобы ещё следить за бортом и выдерживать интервалы.
После посадки я хотел сходить к диспетчерам. Нет, конечно не ругаться, а просто объяснить некоторые нюансы, которые они просто не предполагают, знаю точно. Но времени до вылета у нас оставалось всего 40 минут - поэтому никуда я не пошёл.
Итак основные нюансы, как бы пилот хотел это видеть. Тезисно:
- больше информации экипажу. Не держите в себе, говорите. Мы, сидящие в кабине, не экстрасенсы, мы порой даже не предполагаем, что собираетесь делать вы в следующую минуту. А ведь если мы будем знать ваши планы, то поверьте, вы от этого только выйграете. И я даже не говорю о "track miles", это уже Другой уровень ОВД, но сказать "новость" про зону ожидания за 5 километров до входа в неё - некрасиво.
- дали ограничение - отмените его! Не забывайте! Это кстати повсеместно, не только в тот раз в Ростове. Вот московские коллеги уже отучились так делать, почти всегда скажут: "скорость на ваше усмотрение", коода выдерживание ограничений больше не требуется. В питере ксьтати ситуация с этим тоже улучшается.
- интервалы. Зачем делать такие интервалы? Я понимаю когда после посадки приходится разворачиваться на полосе, для того чтобы освободить полосу по рулёжке расположенной в её начале. Тут да, не поспоришь - интервалы должны быть большие. А у вас-то чего? Полоса не 5 километров. Сели-освободили. Интервала в 8 километров "за глаза". Ну чёрт возьми, пусть 10! Но не 15, а тем более 18.
- и перестаньте перекладывать свою работу на экипаж. Что такое работа диспетчера? Это обеспечение безопасных интервалом между самолётами, путём выдачи указания по курсу, скорости, высоте и времени. А вот команда "выдерживайте ... интервал сами" - проститте, это не работа. Курс, скорость, высота! Курс, скорость, высота! Только так.
Ну и в заключении хочу сказать: этот пост ни в коим случае не для разжигания "войны", нет конечно. Цель его донести некотрые моменты, которые мне стали видны намного чётче именно сейчас, по "ту сторону экрана". Я буду продолжать писать про эти моменты на примерах отдельных полётов и было бы неплохо увидеть комментрарии от Вас, диспетчеров, для хорошей обратной связи. Я знаю меня читают диспетчеры с Ростова, донесите до коллег, дайти ссылку, пусть подключаются к общению, и тогда общими силами мы найдёт "истину", которой нам так порой не хватает. Ну а я перестану выслушивать от капитанов вполне законные вопросы: "Юра, ну как так можно руководить?! Ну ни в какие ворота не лезет!"...
продолжение следует.