Захотелось мне рассказать об одном великом первомайском празднике в Петербурге. 18 лет назад.
1-ого мая 1996 года в Петербурге был необычный день. Он был теплый, что для города редкость. Но самое замечательное в этом дне было то, что в один день и в разное время в городе были два культурных события мирового масштаба. В 13-00 в Мариинском театре Берлинским филармоническим оркестром дирижировал Клаудио Аббадо. А в 19-00 в Большом Зале филармонии нашим заслуженным академическим оркестром дирижировал Георг Шолти.
И мне удалось попасть на оба концерта.
На вечерний концерт у меня был входной билет на хоры. А на утренний за час до начала я был у театра в надежде купить лишний билет. Таких как я было море. Когда до начала концерта оставалось минут 5, вдруг ко мне подошла очень красивая девушка и сказала, что у нее есть билет на третий ряд партера. Я понял, что стоить он будет сумасшедших денег, которых у меня не было, и робко спросил: "Сколько?". Ответ я запомнил на всю жизнь: "Да, нисколько. Муж сказал, что эти симфонии ему на..й не нужны".
Так я попал на этот великий концерт благодаря той незнакомой девушке (спасибо ей снова говорю через 18 лет), ее мужу и моему сумасшедшему везению.
Очень хорошо помню начало. Аббадо дирижировал сюитой из "Ромео и Джульетты" Прокофьева. До сих пор живо ощущение пощечины мне, которое в самом начале звуком оркестра сделал дирижер.
Великолепен был Анатолий Кочерга с каватиной "Алеко", потом романс Бетховена для скрипки с оркестром с не менее великолепным Колей Блахером и горячо любимая мною 7-я Бетховена. На бис вальс из "Щелкунчика".
Концерт прямой трансляцией передавался на всю Европу.
_____________
Вечером в семь часов начался концерт в Большом зале филармонии, опять столпотворение. Величайший дирижер мира Георг Шолти дирижирует в Большом Зале.
В программе была музыка к фильму "Анна Каренина", хотя я помню попурри из Чайковского, что-то оттуда, что-то оттуда. Отчетливо помню последнюю часть 6-ой симфонии.
Потом, после концерта у служебного входа я встретил знакомого скрипача из оркестра, его звали Сергей, фамилию уже и не помню. И он весь гордый подошел ко мне: "Ну, как? Как мы?"
И тут я сказал ему: "Знаешь, сегодня я был утром на концерте Аббадо. И там от оркестра я слышал музыку. И я слышал как каждый музыкант думал об этом. Вы тоже играли очень хорошо, и Шолти был великолепен, только вот есть разница. У вас каждый музыкант думал о своем, кто-то о зарпалте, кто-то об отпуске, кто-то о своей семейной ситуации, кто-то о чем то еще. И это было слышно!" Очень огорчил я тогда Сергея.
А в перерыве между этими концертами я заходил к одной пожилой даме, которую звали Нелли Познер, и была она, кажется, двоюродной сестрой Владимира, что-то рассказывала о нем и о Лесгафте, демонстрировала мне посуду "Zepter", уверяя, что нет ничего лучшее ее на свете.
И Аббадо и Шолти уже нет в живых. И таких дней в Петербурге не бывает. Не знаю было ли еще когда-нибудь, но думаю, что нет. А Первомаев таких точно.
ПОТОМУ ЧТО ЭТО БЫЛО САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ПЕРВЫЙ МАЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ.