7-е августа
С утра мы подорвались не очень рано, нашей целью был последний приют. Гору штурмовать было ещё очень рано, да и не очень возможно. Как видно на фотках - на ней ещё очень много снега, а это сделало бы маршрут практически непроходимым.
Нашей надеждой был весь сегодняшний день, за который, по прогнозам, гору должно было весь день жарить солнце, и весь (или хотя-бы его бОльшая часть) снежный покров должен был вытаять к чертям собачьим.
Поэтому мы спокойно пёрли по тропке наверх, не торопясь.
Если приглядеться, то на следующей фотке можно увидеть горного козла, чешущего себе жопу рогами :)
И тут вдруг начался ужас. Ну, для меня ужас, ибо я в такое ещё не попадал. А для ребят вполне норма. :) То есть, начались стенки, перемычки, снежники под сильным уклоном и тому подобная срань. Пришлось одевать в какой-то момент кошки, связываться верёвкой, Андрею спереди делать верхнюю страховку, а иной раз даже перила.
По пути мы видели, что на скалах возле приюта, чуть ниже него, явно вне маршрута - кто-то сидел. Вокруг них настырно кружил вертолёт, то прилетая, то улетая. Встречных было 1-2 группы, которые поведали нам, что то была испанская команда альпинистов, которые отказались спускаться вниз собственным ходом и вызвали вертолёт. Думаю, им это обошлось в копеечку. :) На следующих 4 фотках видно красные пятнышки их одежды, верёвку от приюта к ним и вертолёт, кружащий над ними.
Чтобы понять суть хождения в группе - мне придётся объяснить несколько моментов:
Наверх первым идёт самый опытный альпинист и на сложных участках его страхуют так называемой нижней страховкой. Это означает, что остальные сидят и ждут на относительно безопасном месте, пока он карабкается вверх, своими руками и ногами, до следующего места, где можно сделать станцию. По пути он иногда продевает верёвку сквозь оттяжки, если находит где их закрепить, а как только добирается до будущей станции - закрепляет там верёвку - и до этой станции подъём начинают остальные члены группы.
Так вот, пока он лезет вверх с этой самой нижней страховкой - если он срывается, то падает он на длину верёвки - плюс ещё раз длину верёвки. :) То есть пролетает мимо остальных и они его удерживают (если сами вообще хорошо стоят) на ту длину, на которую он успел пролезть наверх. :) Как Андрей выразился, эта нижняя страховка - для того, чтобы труп долго не искать. :) Ведь лезет он наверх всегда метров на 15 минимум - меньше смысла нет, иначе подъём будет очень долгим. Вот и выходит, что падая, лететь ему не меньше 30 метров, по пути тесно общаясь с дружелюбными камнями и выступами скал.
Хорошо, если он по пути видит места, где можно вставить оттяжку и продеть через неё верёвку - тогда он с этого момента будет падать, если сорвётся, только на длину верёвки от себя до оттяжки, и удержать его тем, кто снизу будет в разы легче из-за возросшего трения. Ну, если оттяжка хорошо закреплена. :)
На наше счастье, маршрут на Маттерхорн из Cervinia - пробит шлямбурами (болт в стене с петлёй) и провешен петлями. Не везде, конечно, но довольно часто. Поэтому, ребята сказали что нихрена он не 4Б (или даже по европейской классификации 5 с чем-то там) - а нулёвка, ибо всё уже вбито. Ну, это мне сейчас легко рассуждать, но я отчётливо помню как, мляць, было зверски страшно, несмотря на все эти провешенности и вбитости. :)
Так вот, когда ведущий добрался и сделал станцию вверху - лезет второй и далее по списку участник группы (кроме последнего) - этим "вторым" был я. Самая лёгкая позиция, ибо не надо ни лезть наверх первым, рискуя постоянно. Ни лезть последним, собирая оборудование за всей командой. Лезешь себе, тебе выбирают постепенно верёвку. Если это страховка сверху - то просто выбирают, иногда могут и помочь немного, и ты, нагрузив верёвку, преодолеваешь сложный для тебя участок. А если перила (то же самое, что и страховка, но прочно и безопасно закреплённое сверху за шлямбур или петлю за большим камнем) - то и вовсе жумаром можно подниматься - то есть нагружать верёвку на полную катушку.
Последним лезет обычно не новичок, ведь ему надо собрать предыдущую станцию, все оттяжки и другое оборудование по пути. Его единственным преимуществом является то, что его иногда вытягивают те, кто уже на верхней станции. В нашем случае это была Оля, и иногда получалось её с силой тянуть на верёвке, облегчая ей подъём.
На станции идущему последним важно не забывать отдавать собранное оборудование тому, кто идёт первым. Мы не раз забывали, и иногда вместо оттяжек на промежуточных станциях мы встречали с Олей простые карабины, которые Андрей матерясь вешал за неимением другого. :)
В общем, вот на этом участке я и обосрался в первый раз. :) Была и мысль остаться здесь, и спускаться обратно вниз. В общем, малодушничал я громко, но бОльшей частью про себя. :)
Когда мы припёрлись в приют Capanna Jean Antoine Carrel на высоте 3835 метров. - события разворачивались чуть ли не по сюжету дурацкого фильма ужасов. :) Из него валили срочным темпом на вертолёте итальянские геологи. И в приюте никого не осталось! :) И это при том, что нам было известно, что маршрут этот зверски популярный. :) И пока мы шли - нам встретились лишь 2 команды попутчиков. Одна обогнала нас, и не дойдя до приюта приняла решение вернуться! :) А вторая нас так и не догнала и куда-то пропала. :)
И выходит - мы на приюте одни, команда глясиологов еле успела с нами поздороваться и попрощаться, спешно сматывая удочки... за нами никто не поднимается, сверху никто не спускается.... :))
Объяснение этому было очень простое - все предыдущие дни была плохая погода. Причём плохая погода со снегом, что означает, что вершина будет неприступна ещё минимум пару солнечных дней, пока не растает снежно-ледяной покров. Поэтому, люди даже не выходили на подход к вершине, до приюта. Мы ещё не знали, что когда мы спустимся нам будет тупо негде ночевать в этом трёхъярусном приюте, вместимостью минимум 60 человек. :)
Спальные места в приюте выглядят вот так:
Все упакованные продукты, которые мы взяли в самом низу, в супермаркете - вздулись от высоты и разрежённого воздуха :)
А воду в приюте на этой высоте добывают из снега:
И ещё пара фоток из приюта:
Ну, и тут я смалодушничал. :) Не потому, что мы прям одни, это, почему-то, беспокоило больше всех Олю. А потому что я охренел от лишь подхода к приюту. А мне было сказано, что подъём на вершину раз в 5 сложнее. А у меня уже убиты руки, ноги, я устал, мне было не раз зверски страшно. И, честно сказать, я был бы рад найти сотню объективных причин, чтобы даже не пробовать восхождение.
- Андрей, ну что, я думаю, мне, скорее всего, не стоит завтра пытаться идти с вами на вершину. Если я охренел уже с этого куска маршрута и у меня уже в ауте руки и ноги - то завтрашний маршрут будет для меня непосилен. Я лишь создам вам проблему. А если учесть, что там в конце по описанию 180 метров вертикальной стенки прямо перед вершиной - и то, что я сдох на 10 метрах стенки, которые были сегодня при подходе - то логичным будет мне, просто напросто, остаться...
Красиво звучит, правда? :) Основательно так. :)
Андрей спокойно выслушал мои очень логичные "доводы"... :) и говорит невозмутимо так...
- Ну ты бы попробовал дойти до стеночки - а там видно будет. Если что - перед ней и останешься.
:)))) Ему даже не пришлось делать хитрое лицо, чтобы я понял этот развод и мне, конечно же стало стыдно. :) Этот момент мы с ним потом вспоминали уже спустившись. :) Даа, смалодушничал, как полагается :) С обоснованием, логично так. :)
И тут начали подтягиваться группы снизу. В итоге, к вечеру в приюте было человек 15, из разных стран - итальянцы, французы, словаки, сербы...
8-е августа.
Вышли не очень рано, часов в 5-6 утра, уже не помню точно, ибо лезть долго по темноте наверх не хотелось. На маршруте вверху уже были толпы фонариков людей, вышедших явно в районе 3 утра.
Маршрут начался с 25-метровой стенки с карнизом. Карниз - это когда ты лезешь наверх по вертикальной стене - ну там, цепляясь за разные выступы - а тут херак - на пути у тебя встаёт балкон. И ты как-то должен оторваться от стенки и, уцепившись хрен знает за что - залезть на этот балкон. В общем, я охренел уже тут. А мы ещё даже не отошли толком от приюта.
Дальше рассвело, и маршрут был местами попроще, местами опять со стенками, местами почти тропа, а потом было несколько перемычек и небольших сбросов высоты.
Затем была та самая страшная 180-метровая или скольки её там - стенка. Ну, после того, что уже было преодолено - я настолько заебался, что просто остервенело лез вверх, станцию за станцией, еле дыша, из последних сил, но уже на автомате.
И в какой-то момент я поднял глаза наверх/вперёд, и сказал идущей сзади Оле - "Ты не поверишь..."
Перед нами была вершина. :)
Точнее две, причём на первой стоял крест, а вторая после неё казалась на пару метров выше - и мы недолго посовещавшись, решили пройти обязательно до второй, выполнить полную программу. :) А когда мы зашли на ту вторую вершину и посмотрели назад - то первая вдруг опять показалась выше. :)) Ну, так или иначе, мы были на обеих, так что уж точно были там. :)
Подъём от приюта до вершины занял около 7 часов и я не раз посетовал на отсутствие физ. подготовки. Оля позвала меня на Маттерхорн буквально за неделю, очень внезапно и краткосрочно. Готовиться не было никакого смысла вообще - наоборот, в последнюю неделю надо отжираться и беречь себя. Тренажёркой я в последнее время особо не маялся, да и другими видами спорта, особенно аэробными - тоже. Ел куришку, пил бухашку. :) И это очень сказалось.
А вот спуск занял все 12 часов, бОльшей частью из-за меня. :(((
Силы покинули меня окончательно, а каждый спуск дюльфером вызывал дикий страх не справиться и свалиться вниз. От страха у меня учащалось дыхание до лихорадочного и спускался я дико медленно, вытравливая верёвку лишь потихоньку, на что Андрей снизу орал - Да давай уже, ёлы палы! Быстрее спускайся, чтоб жужжало! Так до вечера не доползём!
Как в воду глядел...
Мозги у меня тоже спеклись совершенно, впрочем у Оли немного тоже, и мы мало соображали что нужно делать. Оля передала командование полностью Андрею, и морально мы спускались с ней как два тюфяка какое-то время.
В какой-то момент стало ясно, что засветло мы не спустимся. Да ещё и, даже при дневном свете - маршрут приходилось искать - спусковой маршрут не всегда совпадает с подъёмным.
Фоток на спуске никто не делал, это наверное единственная:
Когда наступила полная темнота, наши с Олей мозги немного прочистились - никому из нас не хотелось оставаться на холодную ночёвку. Холодная ночёвка - это какая-нибудь более-менее приличная крепкая станция, на которую все пристёгиваются самостраховкой, утепляются как могут, жмутся друг к другу, обворачиваются в спальник, если таковой при себе есть (у нас не было) - и делают вид, что спят. До рассвета. На ветру. При минусе.
В общем, нихера не кайф, и эта перспектива нас, видимо, немного разбудила.
Луна и не думала появляться, а из Cervinia ко всему нагнало парочку облаков, которые, когда в них попадаешь - совсем нихера не белые, красивые и пушистые - а тупо густой влажный туман, в котором в темноте вообще ничего не видно, а сильный фонарик способен чуть ли не ослепить тебя отражением.
Слава богу, особо густого тумана не было, и были регулярно просветы. И Андрей, спускавшийся первым во тьму вниз и шаря фонариком, хоть и отвечал пару раз матом на вопрос "Ну что там? Видно куда дальше идти?" (которым я его смертно заебал наверное :) ), но всё равно находил чьи-то следы на, к счастью, не до конца вытаявшем снеге или очередной шлямбур для спуска дюльфером.
Я уже машинально продевал верёвку сквозь восьмёрку и пристёгивал её к карабину на поясе страховочной системы, и спускался местами даже довольно быстро, ибо усталость заместила плавно страх... И тут мы добрались до последней стенки перед приютом.
Вдеваю верёвку в восьмёрку, вот как на рисунке 1 c восьмёрками выше. И... млять... беру её в руки, вместо того, чтобы пристегнуть к карабину на поясе....
Отстёгиваю спокойно страховочный ус, и начинаю пятиться вниз....
Хорошо, что Оля взглянула, хотя могла и проворонить - сама ведь усталая, никакая.
- (тихим, но полным ужаса голосом) Куда ты пошёл с восьмёркой в руках?
- (бормоча себе под нос) Ой, вот я баклан... твою мать... Оля, СПАСИБО!
Нагрузи я верёвку, положись на неё - восьмёрка бы выбрыкнула из верёвки - и летел бы я на стоящего внизу Андрея спиной вниз в темноте... 25 метров, думаю, хватило бы, чтобы я не мучился. Спасибо ещё раз, Оля. :) Сейчас пишу, и аж руки опять вспотели. :)
Но обошлось, мы прошли и этот последний спуск до приюта. Чай и спать - таков был наш план. :) Но, не тут то было. :)
Весь приют был забит под завязку и последние два матраса угнала у нас из-под носа немецкая парочка, пока мы пили чай. Они, кстати, спустились после нас - мы видели их фонарики сзади нас, потом они пропали в какой-то момент, и мы подумали, что они остались на холодную ночёвку.
В итоге я дрых на узкой скамейке, а Андрей с Олей примостились на временном матрасе в кухонном помещении. Через пару часов, когда очередные сумасшедшие начали подрываться на восхождение - мы перебрались на их места и подрыхли ещё немного.
К утру кто-то громко уронил на дощатый пол бутылку с водой, от чего мы все проснулись, а Андрею почудилось, что это летит камень, и он спросонья сгруппировался на матрасе. :)
9-е августа
Спуск с верхнего приюта на нижний уже не вызывал у меня ничего, даже страшно толком не было. Заебался вусмерть и было всё пофиг. Потом на нижней части этого спуска, где была уже тропа - как всегда начало жечь стопы, выворачивать колени, но на это было уже насрать. Гора нас выпустила окончательно. :) Дальше была только тропа, а там повредиться уже надо иметь талантище. :)
Мы по-царски пообедали в ресторанчике нижнего приюта, обсудили пройденное вместе, включая победу, и моё малодушие, необходимость хорошей физ. подготовки для таких восхождений... попрощались с персоналом, погрузили рюкзаки, меня и Олю в джип-такси, а Андрей рванул по собственной воле вниз до места, где мы оставили машину. :)
Вот это куриное мясо, завёрнутое в бекон и запечённое с сыром было просто божественным на вкус...
Сев в машину, мы добрались до мелкого итальянского городишки Brescia, про пути в Treviso, заночевали там, а с утра 10-го августа я забросил ребят в Treviso, туда же, где и забрал их 2-го числа утром.
Целая жизнь, всего за 10 дней... Столько строк текста и фоток... Интересно, кто-то вообще дочитал до этого места? :)) Тогда напишите "Хрю!" в комментариях. :)
За впуск и выпуск гора забрала довольно много наших вещей - за три мои похода в горы это был первый раз, когда вещей было аж 4, а людей было всего трое:
- Sky Hook - Андрей только купил его в Chamonix и даже не успел воспользоваться. Мы с Олей ждали, пока он сделает очередную станцию на подходе к последнему приюту, как над нами послышался чистый красивый звон металла, а потом sky hook пролетел мимо нас в пропасть.
- Карабин - уже не помню где точно.
- Моя фляжка Camelback, прошедшая треккинг в Алтае и три пика Альп в прошлом году. Я как-то присел на маршруте от верхнего приюта до вершины, а вежливый и дружелюбный камень рядом со мной молча выдавил уже пустую фляжку из бокового кармана рюкзака. Оля только успела сказать - о, фляжка пошла вниз :) Я даже ничего и не заметил бы, если б не её комментарий. :)
- Ледоруб Андрея (точнее тот, что они брали для меня, но он больше подошёл как единственный на троих, который мы взяли наверх) - он засунул его в очередной раз за спину под рюкзак - при ходьбе он оттуда не мог бы выпасть, но Андрей начал снимать рюкзак на какой-то из полок, забыв про ледоруб, и железяка весело зазвенела в пропасть. :)
Мелкие, не особо важные вещи, такие как мелкая упаковка клубничного повидла для поднятия боевого духа в пути, выпавшая у меня из кармана в темноте при спуске и зашуршавшая вниз - даже не в счёт. :)
Честно говоря, я и сейчас думаю - наверное на такие технически сложные горы я больше не пойду. :) Но это я говорю сейчас... Посмотрим, проведу ли я зиму на скалодроме. И вообще, посмотрим, что будет через год. :)
А пока-что я прихожу в себя постепенно...
Выходные прошли вообще вот в таком стиле: