Мне в последние месяцы один за другим попалось сразу несколько очень неплохих фильмов, про которые хочется написать небольшие рецензии, "для своих".
Фильм раз - "Нет" - "No" - фильм Пабло Ларраина о референдуме в Чили, итогом которого стал уход Аугусто Пиночета с поста президента страны.
Фильм у меня болтался в памяти компьютера года полтора, и я даже разок начинала его смотреть, но, увы, "ниасилила". Причем я была уверена, что фильм старый и еще сетовала, как иначе снимали фильмы в далеких 1990-х: он очень тягучий, с плоским цветом, ужасными костюмами в стиле вечного переходного периода из ниоткуда к высокой моде. И уже только досмотрев и погуглив, поняла, что фильм очень даже новый, его сняли в 2012 году, он просто очень хорошо стилизован под описываемое им время. В этом наверное основная уникальность фильма - смотря его, очень быстро оказываешься во временах почти 30-ти-летней давности.
Но гораздо примечательнее для меня оказалась уникальность тех событий, которые он описывает.
Если вы ничего не знаете про Чили, то почитайте хотя бы Википедию (про
Чили и про
Пиночета) или вот краткий пост от
Рустема Адагамова.
Если очень коротко - то с 1973 по 1988 годы в стране была полноценная военная авторитарная диктатура, во время которой подверглись пыткам и считаются пропавшими несколько тысяч человек, зачищались СМИ и сфера искусства, ну и вообще было все то, что мы с вами более-менее видим в России в разные периоды.
Насколько я знаю, справедливость по делам запытанных и пропавших так и не была полностью восстановлена. Старенького Пиночета пробовали как-то судить, но он был слишком старенький, умер и ничего из этого не случилось. В общем, это такой Большой террор в крошечной сплюснутой горной стране.
Что случилось в 1988:
тут я сейчас начну писать вещи, которые для меня самой являются каким-то чудом (и стоило большого труда не понапихать в текст "Карла" :)): под давлением международного сообщества власти Чили объявили всеобщий референдум, в котором практически одинаковые гарантии были даны представителям власти и оппозиции в представлении своих взглядов. Все население в ходе референдума должно было ответить на вопрос что-то вроде "Хотите ли вы, чтобы Пиночет оставался у власти вместе со всей своей структурой...". Соответственно, была партия власти - "Да", и партия оппозиции - "Нет".
События в фильме описывают как раз весь процесс того, как деятели оппозиции разрабатывали и проводили свою кампанию за то, чтобы люди говорили "нет".
Авторы кампании начали так, как начал бы ее каждый уважающий себя, загнанный в постоянном кошмаре активист, а именно - с описания того, как ужасен режим вокруг нас, сколько гнусностей он совершил и как невыносимо все, что он может и т.п.
Когда я его смотрела, у меня было четкое ощущение, что смотрю я классический правозащитный ролик о ситуации с правами человека в России. Вот на него можно посмотреть
тыц.
Закономерно, что после этих роликов стало очевидно, что никакая победа невозможна, потому что люди не хотели иметь ничего общего с таким кошмаром.
И вот тогда-то и случилась очень простая штука - в оппозиционную команду пригласили молодых пиарщиков - чилийцев же, получивших качественное зарубежное образование и знавших, как продать людям так, чтоб они купили, хоть кока-колу, хоть будущее.
Саму идею "продажи" в таком сложном процессе им, конечно, пришлось очень сильно "пропихивать", и в итоге получилось вот
такое и
вот - насколько я выяснила - это реальные ролики кампании, которые же потом использовались и в фильме.
Пухлые младенцы, красивые девушки, много танцев, улыбающиеся старики, один (!) простой как три копейки и такой же красивый слоган "Радость приходит" - и военная диктатура рушится.
Или вот - красивые женщины, которые поют, что "
мне надоело каждый день видеть его застывшую улыбку". Сравнили с "хочу такого, как Путин"?
Вообще получилось абсолютно гениальное соединение позитивных образов со словом "нет". Получилось такое очень семейное "Нет", сказанное с любовью к себе и своему народу.
Кампания и фильм, несмотря на свой уже солидный возраст, заставили меня по-хорошему удивляться и завидовать, потому что показали то, чего российское общество, на мой взгляд, давно лишено - единство. Будь то единство "за" или единство "против". В России нет никакой оппозиции, а если она и есть, то она понятия не имеет о собственном народе и сейчас не может предложить ему никакой вменяемой альтернативы тому, что есть. Может это желание единства и есть первый шаг на пути к тоталитаризму, и может быть я просто устала жить в правозащитном гетто и вздрагивать от телефонных звонков и стука в дверь, но как же его, черт побери, не хватает.
Не хватает жизни в такой стране, где бы сотрудник условной администрации президента сказал: "Извините, господин Пиночет, мы не смогли договориться ни с кем из артистов, они все на той стороне".
Кому смотреть фильм:
тем, кого эта история хоть как-то зацепила, хотя, повторюсь, фильм нудный местами, будьте к этому готовы.
Я бы его еще обязательно рекомендовала всем, кто занимается всякими public relations именно на уровне всего общества и хочет это общество в какую-нибудь определенную сторону двигать.
А если вам совсем нужно станет - хотя бы сравните первый и второй варианты клипов, и сразу же станет понятнее то, о чем я тут пишу :))
Приятного просмотра.