Зуфар Гареев ПРО ШЕКСПИРА

Mar 19, 2011 16:44


Лет сорок назад Павел Ванюк и Степа Дудиков, как и все люди их, ныне уже заплешивевшего, возраста были мальчиками. Только если Степа Дудиков, бухгалтерский сын, отличался некоторой живостью ума - был первой фигурой на пионерских сборах, потом - на комсомольских собраниях, потом - писал стихи в стенгазету к ноябрьским праздникам и Первомаю,- то Ванюк был мальчиком чуть заторможенным и неярким. Зато был крепко сбит в теле, первенствовал на пруду - любил топить. А больше других он любил топить почему-то Степу Дудикова. Немилосердные повадки Ванюка проявлялись вдруг. Бывало, ни с того ни с сего хлестнет затрещину белобрысому мальчику Дудикову и улыбается. Радуется, значит, что дал знать о своем существовании. Улыбается и говорит:
- Привет...
- Мы с тобой, Павлуша, уже здоровались,- благо­разумно отвечал прилежный мальчик Дудиков, но как бы проникался примитивной радостью товарища.- А, Пав­луша, понимаю, ты хочешь поздороваться еще раз, правда?
- Конечно,- улыбается Ванюк.
И тут же - бац! Еще одна затрещина; и снова:
- Привет уркам!
- Ага, Павел, понимаю,- плетет хитрое кружево дипломатический Дудиков.- Ты ведь рад меня видеть и таким способом выражаешь свою радость, правда?
- Рад,- говорит Ванюк и тут же бац: третью!
У осторожного мальчика Дудикова искры в глазах, но он вежливо улыбается.
- Понимаю тебя, Паша, тебе хочется поиграть со мной, правда?
Ах, как быстро бегут за нами наши годы!
Кончилось детство. Судьба у Дудикова выдалась шуст­рой. Вырос Дудиков в районе до важного качества - методист художественной самодеятельности. А Ванюк пошел в слесари, выбрал по своему подобию жизнь небыструю, незатейливую, однако ж и загадочную. Об этой жизни один замечательный поэт сказал:
Выходит слесарь в зимний двор, Глядит, а двор уже весенний...
С тех пор Дудиков жил, можно сказать, хорошо и спо­койно. Но хорошо и спокойно не может быть всегда.
Однажды совхозный слесарь Павел Ванюк вошел ши­роким шагом в сельский Дом культуры, совсем не ведая, что всколыхнет вверенный Дудикову регион, участок жиз­ни, за который он нес единоличную ответственность в районе. Ванюк вошел в Дом культуры, нашел в его стенах школьного учителя, который на энтузиазме возглавлял драматический кружок, и сказал:
- Есть мысль. Беспокойная, острая.
Вообще Ванюка осенило среди ночи. Приснился ему почему-то Шекспир. Приснилась ему итальянская сереб­ряная луна, подвешенная на ниточке. На другой ниточке была подвешена звездочка, а на третьей подвязано об­лачко. Сидит, значит, этот пресловутый Шекспир на какой-то приступочке и спрашивает, обращаясь в зал:
- Быть или не быть моему «Гамлету» в веках?
А Ванюк со спокойной усмешечкой отвечает из зала:
- Не быть, конечно. Сколько же можно ему быть?
- А почему? - обиделся Шекспир; тоже, понимаете ли, переживает.
- А потому,- говорит Ванюк,- что трагедью твоей, брат Шекспир, у нас новые таланты на корню душат...
Так и отрубил он Шекспиру.
А к утру в голове Ванюка созрел план сценария, и он пришел поделиться со школьным учителем.
- Лихо закручено...- сказал учитель, но посмотрел на Ванюка с некоторым сожалением.
- Гореть надо!
- Да,- как-то кисло согласился учитель.- Гореть бы надо, это точно говоришь...
- Ну так что? - спросил Ванюк.
- Что - что? - сказал учитель.
- Писать, что ли, сценарий? Будем ставить?
- Ставить пока нечего,- сказал учитель.- Сегодня как раз отправляю в район бумаги, помяну и про тебя. Если пробьешь через методиста, пиши. Я почитаю, поду­маем, поговорим... А так - ничего не обещаю. Загвоздить сначала надо.
- А кто методист? Степка, что ли, Дудиков? Ну, через него-то я запросто пробью. Я в детстве его частенько...
И Ванюк нехорошо засмеялся.
- Ты это брось,- строго сказал учитель.- Ты ему должен по-человечески объяснить: так, мол, и так. Хочу
написать сценарий для нашего драматическго кружка. И тему свою расскажешь. Загвоздишь - будем думать...
И вскоре коварное письмо лежало у Дудикова на столе. Довольно-таки ранимое сердце Дудикова дрогнуло по­чему-то, когда он поутру обнаружил его. В письме как бы даже бесчувственным тоном сообщалось, что в одном селе, а именно в Гутионовке, в недрах художественной самодея­тельности, родилась идея новой постановки Шекспира.
Дудиков отложил письмо и сказал, не то чтобы в не­котором раздумье, а с некоторой энергичностью, деловой озабоченностью:
- М-да...
Молодая инструкторша Ирина Владимировна при этом, как показалось Дудикову, очень даже равнодушно посмотрела на него.
Стоит сказать, что присутствие под боком Дудикова молодой женщины,- более того девушки, горожанки,- вот уже третий месяц несколько сковывало его. Раньше, когда в кабинете он был один, ему нравилось после обеда плотно расположиться на диванчике в углу, сложить коротенькие ноги уютным крендельком и прикрыть глаза на час-другой.
Теперь же он, возвратившись из буфета, энергично потирал руки и деловито говорил:
- Ну, так на чем мы остановились, Ирина Владими­
ровна?
Отчасти это было ложное бытие. Потому как Дудикову после обеда не хотелось ни рук потирать, ни слов этих обязывающих говорить. Но что же было делать, если Дудиков в кабинете являлся старшим товарищем?
Ирина Владимировна, видимо, по студенческой при­вычке, выпивала в обед лишь стакан кефира. «Надо же»,- неуютно думал по этому поводу Дудиков.
И вообще, привычного комфорта не было даже в мело­чах. Раньше Дудиков мог после обеда произвести громкую отрыжку. А теперь ему приходилось это таить в себе: взволнованно ожидать ее внезапного прихода и уси­лием в горле подавлять эту - с другой стороны посмот­реть - простительную невинность.
Но не все было так плохо, как могло показаться с перво­го взгляда. Присутствие в кабинете женщины тем не менее не только облагораживало и сам кабинет, и жизнь Дудико-ва в нем, оно и наполняло его некоторым лирическим не­покоем. С этим огромным чувством Дудиков был знаком по стихам из журнала «Клуб и художественная самодеятель­ность».
Итак, в тот день Дудиков сказал:
- Будем выезжать, Ирина Владимировна.
- Куда? - полюбопытствовала молодая инструк­торша.
- Будем выезжать на место происшествия,- интерес­нее выразился Дудиков. В последнее время он любил украшать обыденные разговоры такими завиточками и при этом чувствовал себя ярко, неоднозначно. Хотя... хотя порой неожиданная усталость наваливалась на него, и тогда он думал: большой же это, однако, душевный труд - уметь быть личностью.
На автостанции Дудиков, распугивая мирный, незлоби­вый народ необычайной энергией в жестах и голосе, протиснулся к кассе и кратко гаркнул: - Дудикову - два. В Гутионовку. До отхода автобуса было еще время. Делать было не­чего. В такие минуты, надо сказать, взор Степана Бори­совича устремлялся в самое себя. После обеда в горле у него было кисло, едко. На этот случай он всегда держал дефицитную в провинции шоколадную конфетку.
Конфетка у Дудикова была одна. Он украдочкой ощу­пывал ее в глубине кармана и уж очень хотел положить ее в рот: едкость становилась нестерпимой. Но при даме это было неудобно делать. Дудикову казалось, что он не сам всецело должен ощутить сладость во рту, а поделиться пополам с Ириной Владимировной.
Это было обидно. Ну почему он должен делиться? Ведь конфетка необходима Дудикову практически: даже можно сказать, для здоровья. А ей - просто для сладости, для развлечения. Некоторое время он размышлял на эту тему, потом отошел за киоск, развернул фантик и быстро отпра­вил конфетку в рот, а фантик скомкал. Получился малень­кий шарик, он засунул его глубоко в карман и вышел из-за киоска.
Молодая женщина была загадочна и молчалива. Иног­да на лице ее проглядывала какая-то беспредметная брезг­ливость, что и подмечал с некоторой боязнью Дудиков. Сейчас она курила, а Дудиков встал с наветренной сторо­ны, чтобы вредный дым не попадал на него.
- Не понимаю,- сказал Дудиков с целью завести разговор по душам,- почему это в наше время женщины курят? Разве есть в этом какая-то потребность?
Она смотрела куда-то вдаль. Ветер вечности легко при­поднял ее длинные, распущенные волосы. И все пытался унести их с собой. Ветер вечности, впрочем, трепыхался и в штанинах Дудикова.
- Видимо, да,- рассеянно отвечала молодая женщи­на на его вопрос.- Есть в этом какая-то потребность...
- Но какая же может быть потребность во вред­ном? - логично заметил Степан Борисович.- Не есть ли это противоестественное извращение?
Ирина Владимировна помолчала и согласилась, будто бы даже удивленная:
- В самом деле... не есть ли это противоестественное
извращение?
Дудиков почувствовал себя удовлетворенным. Малень­кая победа над неизвестными какими-то силами позволяла ему теперь уверенно взять тон наставника, старшего то­варища. Надо сказать, что как-то так получалось, что Дудикову эту уверенность приходилось каждый раз за­воевывать снова и снова. Почему-то.
В автобусе Дудиков сел с ней на одно сиденье,- все в том же приятном каком-то чувстве. Однако хромая баба с гусем притиснулась к ним. У гуся был бечевкой стянут клюв. Крестьянка смотрела на Дудикова просительно. Он же все отворачивал глаза, но бабу с гусем через не­которое время совсем впритык притиснули к Дудикову. «Боже, как жестоко-то»,- болезненно думал Дудиков. А сам сказал:
- Гусь не куснет?
- Не куснет,- вздохнула баба.- Ноги стали ста­роваты...
- Старость не радость...- скрипуче, как ржавая дверь, пошел навстречу разговору Дудиков.
Автобус тряхнуло, баба жалобно ойкнула, гусь хладно­кровно накренился к лицу Дудикова и зло посмотрел на него своим маленьким глазом.
- Ну так уж садись,- сказал Дудиков.
Баба села, вмиг повеселевшая. Дудиков теперь был от Ирины Владимировны далеко.
В Гутионовке их встречал Ванюк. Он весело трубанул:
- Дудишка, привет!
- Здравствуйте, Павел Иванович,- строго ответил Дудиков.
Направились к Дому культуры. Когда подошли, Ванюк указал пальцем вверх, на красный лозунг, где было на­чертано: «Народным талантам - широкую дорогу!»
- Хорошо! Фундаментально! Дудиков согласился:
- Да, неплохо...
- Как ты думаешь, к кому это относится?
- Ну...- Дудиков помялся,- ко всем нам, конечно,
к людям... к народу...
Вообще-то Дудиков, можно сказать, уже изготовился. Для обороны, а если ситуация позволит - и для напа­дения.
- Шекспира читал?
- Ну, Павел,- обиделся Дудиков.
Дудиков попытался весело переглянуться с Ириной Владимировной, но молодая женщина безучастно отвела глаза.
- Шекспир - это классика...- одиноко пояснил Ду­диков.- Всякий культурный человек должен знать Шек­спира!
- Классика! А классику надо обновлять!
- Конечно,- вкрадчиво согласился Дудиков.- Но делать это должны люди, понимаешь ли, талантливые. Много для того надо книжек всяких прочитать, согла­сен ты со мной?
Ирина Владимировна с интересом посмотрела на Ванюка:
- А вы что-то предлагаете?
- Пойдемте,- кратко сказал Ванюк.
В Доме культуры их встретил школьный учитель. Тощие декорации были готовы, была готова и приступочка, на которой должен был сидеть Шекспир. И Ванюк все объяснил, как прежде объяснял он все руководителю кружка.
- Кризис, так сказать, покажем! - радостно заклю­чил Ванюк свой рассказ. Радостно, потому что Неожиданно для себя подвернул слово, которое ему нравилось давно.
- Кризис классики!
Тут Дудиков поморщился:
- Нельзя это так называть.
Ванюк, не обратив внимания на дудиковский запрет, пояснил заключительную часть своего сценария, опасно и зажигательно поглядывая на молодую, привлекатель­ную женщину:
- И тут хохот! Просто всемирный хохот! Шекспир барахтается в реке времени, вместе с ним барахтаются совхозные мужики и бабы...
После молчания Дудиков сказал:
- Модернизм. Нельзя.
Молодая женщина безучастно отвернулась,- и от Дудикова, и от Ванюка,- закурила.
- Да ты что! Дудишка! - опешил Ванюк. Он пред­положил, что это шутка, и приблизился к цензору:
- А дай-ка я тебя пощекочу маленько, как в детстве бывало...
Дудиков ловко отстранился:
- Ну-ну, Павел Иванович... Ты бы лучше с женой поласковее был. А то до меня, знаешь ли, доходят всякие слухи...
- При чем здесь жена! Ты давай о деле говори!
- Это тоже к делу относится. Это, может, и есть дело первой нашей мужской важности. А сценарии всякие с кризисами писать... это, знаешь... Оттого они в тебе и за­велись, может, что жену мало любишь, не вникаешь в ее внутренний мир, так сказать...- Ну при чем здесь жена, головешка! Я же тебе про искусство! - Но поправился, вспомнив наказ учителя:
- Я же про искусство, Степан Борисыч... А то обожрали пу-зени в самодовольствах. Нет брожения в искусстве, нет новых мыслей! Посмотри, какие курдюки у нас с тобой!
- Нельзя ли оставить патологию при дамах! - нервно и горячо возразил Дудиков.- Модернизм! - постучал он карандашом по папке.- А надо ближе к жизни, к род­ному совхозу... к сельскому, понимаешь ли, нашему хозяйству...
- А если не интересуюсь я этим самым хозяйством?
- Как это? - не понял Дудиков.- Значит, тебя не интересует жизнь народа?
Дудиков здесь посмотрел на молодую женщину:
- Правильно я поставил вопрос, Ирина Владими­ровна?
- Да, пожалуй... в общем...- нехотя согласилась молодая женщина.
Видно было, что она жутко скучала. Однако не без интереса спросила вдруг:
- И охота вам, Павел Иванович, мировую культуру
трогать? Жизнь, действительно, куда проще...
Воцарилось неубедительное молчание. Ирина Влади­мировна пояснила, затягиваясь, и тонкая, ироническая улыбка блуждала на ее лице, будто бы она не рассчитыва­ла на здешнее понимание:
- Я после рабочего дня слушаю «АББУ», это самое, простите, мани-мани. А в качестве чтива употребляю ин­струкцию к холодильнику «Смоленск-4Е». Мне нравится ясный, четкий стиль руководства: а) отодвинуть крышку, б) вкрутить гайку...
- Болт,- поправил Ванюк.
- Ну, это одно и то же! - отмахнулась Ирина Влади­мировна.- Так вот: ни рефлексий тебе, ни прочей, я снова извиняюсь, галиматьи...
Дудиков крякнул, как всегда он крякал, слыша силь­ные, резкие слова. В данном же случае он предлагал извинить категорический, но в целом правильный и нужный максимализм Ирины Владимировны. Он сказал:
- А я вот слушаю Моцарта, Бетховена и другую серь­езную музыку, направленную к эстетическому удоволь­ствию. Я не лезу ее переделывать. Потому что это бессмерт­ные шедевры!
- Ха-ха, бессмертные! - едко возразил Ванюк.- А я вот не думаю. И вообще, ненавижу все бессмертное! Я люблю, чтобы за жизнь было - с критикой!
Молодая женщина снова заскучала. Она не скрывала этого. Она не боялась быть плохой во мнении Дудикова. Она в целом, можно сказать, не дорожила своим местом, к которому Дудиков пришел после долгого, кропотливого пути: дождавшись естественной смерти предшественника. И хоть Дудиков не собирался умирать, но было ему не­множко обидно, что его смерти Ирина Владимировна не ждет. Она тем временем встала, прошлась по самодеятель­ной сцене и проговорила, трогая занавес:
- Лично бы я в этой глухомани разрешила любой авангард. Ведь это вопль в пустыне. Кто-то чего-то вскрик­нул - а чего - никто не поймет...
- Напрасно вы такого мнения о сельской интеллиген­ции,- обиделся Дудиков.- Я вот, знаете ли, сам выходец из ее рядов и по себе могу сказать, как жадно она тянется ко всему новому...
Так сказал Дудиков.
- Отчего же она так жадно тянется к новому,- про­говорила Ирина Владимировна, останавливаясь у искус­ственной луны,- когда у нас так много бессмертного старого?
- Нельзя,- ответил просто и ясно Дудиков в конце концов.- Модернизм. Никак нельзя. Тем более уборочная на носу. Как бы не расслабить людей...
- Вот видите, нельзя,- то ли с издевкой, то ли в са­мом деле равнодушно заключила Ирина Владимировна.
- А давай-ка мы с тобой оставим нашу даму на пол-
часика, а сами махнем на пруд, как бывало, а? - пред­ложил Ванюк и как бы вдруг.- Спокойно все обсудим, а то разгорячились мы...
Дудикову не хотелось отрываться от стола, на котором был лимонад. Но самое главное - он был доволен по­следней ответственной фразой. Ему показалось, что она произвела впечатление на молодую инструкторшу.
- Ну так что, Дудя, пойдем? - повторил, однако, Ванюк.
- Да что-то не жарко.
- Шевеления нет в воздухе,- рассуждал Ванюк.- Душновато...
- В самом деле,- поддержала Ирина Владимировна слесаря, и поддержала не без тайной фригидности к Дуди­кову, что и отметил он вновь тоскливо.- Пошли бы, Сте­пан Борисович, искупались...
Ах, жестокая женская нечуткость! Дудиков отпил лимонад из стакана:
- Вот и нежарко уже...
Молодая инструкторша засмеялась вдруг задорно:
- Подозреваю, что наш Степан Борисович плохо дер­
жится на воде..
- Может быть...- буркнул Дудиков. Он справился с собой и сказал:
- Ванюк, выйди на минутку...
Друг детства вышел, а Дудиков горячо и молча обра­тил глаза на молодую женщину.
- Вы что, действительно не умеете плавать? - спро­сила Ирина Владимировна, теперь даже и виновато.
- Почему же вас, Ирина Владимировна, интересует во мне только спортивное качество?
- Значит, не умеете,- вяло, бесцветно подытожила Ирина Владимировна.
- Нет, я умею! - Дудикову казалось, что в эту мину­ту он говорит глубоко, значительно.- Но не в этом дело, поймите вы, странная женщина!
Ирина Владимировна испугалась даже:
- Нет, если что, то уж не ходите, Степан Бо­рисович...
- А что - что? - голос у Дудикова был теперь нервный, тонкий.
- Если со мной что-то и случится, то что произойдет в вашем холодном сердце? Ничего!
- Ну, знаете! - рассердилась Ирина Владимиров­на.- Если это делается ради меня, то сидите и никуда не ходите!
- Еще и ради вас! - вспыхнул Дудиков, схватил папку и выскочил. Друг детства глядел на него решитель­но, неотступно, кошмарно. «Идиот косолапый!» - ругнул­ся Дудиков про себя.
- Папку оставь,- предложил Ванюк.
- Ты чего мне указываешь! - зло зашипел Дудиков.
Пошли. Шли мимо огородов. Шли мимо мирных садоч­ков. Шли сквозь сонную, ленивую природу. Спала она. А чего ж ей летом в деревне делать? Так, наверно, думал Ванюк.
А Дудиков говорил вот что:
- Понимаешь, методистом стал. А почему мне такой жизненный успех, можно сказать, улыбнулся? А потому что не ерепенился, не опережал начальство и государство...
Ванюк молчал.
- А если ты скажешь мне, что я собственных мыслей не имею, Павлуша, то обидешь меня очень. Как же это я собственных мыслей не имею, если методами занимаюсь?
Ванюк молчал.
- А если ты мне скажешь, что я сам выбился в мето­дисты потому, что коров доить не хотел или еще что-то другое, то я тебе отвечу, Павел. И отвечу вот что: госу­дарство поставило меня на это место и, косвенно, значит, народ...
Ванюк молчал.
- Талант я, Павлуша. А талантам у нас, сам сегодня
читал - дорога.
Молчал Ванюк.
Прошли тем временем огороды. Мирные садочки прош­ли. И природу прочую тоже.
- Ну, так что есть классика? - сказал Ванюк.
Они были теперь на бережку. Ванюк медлительно ски­нул штаны, рубаху, обнажились его огромные бицепсы; стало почему-то заметно, что лоб у Ванюка - низкий.
Соответственно открылся телом и Дудиков. Открылся его живот: белый, мирно вывалившийся над резинкой семейных трусов, будто бы в кастрюле давно подошло тесто.
- Ты подальше от меня отойди,- с опаской приказал Дудиков.- Классика есть святыня, и трогать ее дано не всем.
- Не дано, значит,- сказал слесарь.
Вошли в воду. Кошмарный друг детства подплыл к Дудикову и мягко пришлепнул его по заднему месту. Оск­лабился при этом:
- Полнова-а-ат...
Нижняя челюсть Дудикова пришла в мелкое тараканье движение. В его действительно полном теле другое тело, секретное,- легкое и зыбкое,- трепетало как листочек.
- А ну, доплыви вон до середины,- мрачно, но и с задором предложил Ванюк.
- Зачем же? - благоразумно возразил Дудиков.- Мне и тут хорошо.
И как бы в доказательство, мелкой охапкой обдал себя стихийной,- в разумных, конечно, пределах,- вольной речной волной и даже засмеялся, искоса глянув на друга.
- Не поплывешь?
- А давай, Павлуша, так сделаем,- нашелся Дуди­ков.- Ты плыви сам, ведь я знаю, что ты хорошо пла­ваешь. А я посмотрю на твой красивый стиль, на сильные мускулы. Таким образом, мы оба получим удовольствие: ты - физическое, а я, можно сказать, эстетическое...
Ванюк лести не понял. Он ответил без затей:
- Давай, плыви до середины...
«Вот, дегенерат, прицепился»,- холодная тоска об­ложила изнутри Дудикова.
- Послушай, Павел, ты же умный человек. Зачем тебе
надо, чтобы я плыл туда? Здесь ведь тоже хорошо...
И Дудиков, притворно взвизгнув от восторга, который дарит человеку неожиданное прикосновение с прохладой воды, оттолкнулся ногами и поплыл «собачкой» назад, к берегу. Однако Ванюк молниеносно метнулся следом и одним прыжком, как это не раз бывало в далеком дет­стве, накрыл Дудикова. Мохнатую, черную грудь - вот что увидел Дудиков в последнее мгновенье. Он взвизгнул от страха, Ванюк насел всем телом, прижал его ко дну и не выпускал.
Прежде чем умереть, Дудиков хищно извернулся - был он сама воля к жизни. Он вынырнул и крикнул в пу­стое деревенское лето:
- Господи! Уберите его!
Ванюк снова накрыл Дудикова. Дудиков щедро глот­нул зловонной зеленой воды. Сознание его помутилось, и он умер. Очнулся он так.
Лежит на спине, а на животе у него сидит Ванюк и, ритмично подпрыгивая, делает ему искусственное дыха­ние. При каждом прыжке изо рта Дудикова бьет малень­кий фонтанчик. И каждый раз выносит наружу всякие физиологические предметы. То шматок морковки, то кусо­чек сальца.
Сначала Дудиков четко видел только эти мелькающие предметы, но сознание его обретало силу, и через минуту он увидел прямо перед собой, перед подбородком, выва­лившийся из трусов друга детства натуралистический срам.
И он тогда ясно припомнил, кто он и что, кто Ванюк и что с ними было, почему у него хлюпает в животе,и вдруг его осенила жажда мести: и за униженное детство, и за сегодняшний день жизни.
- Ну-ка слазь,- приказал Дудиков.
- Привет! - Ванюк ласково улыбался.- Жив.
- Слазь, говорю,- приказал Дудиков.
Ванюк слез, сел подле. Дудиков, кряхтя, поднялся. Постоял, собираясь с силами, а потом ловко повернулся и, энергично ахнув, лягнул бледной пяткой друга детства прямо в челюсть. В момент удара Дудиков видел: квадрат­ная физиономия друга детства несколько деформирова­лась и приняла даже какое-то страдальческое выражение.
- Гад! - Дудиков лягнул еще раз в то же место, схватил одежду и во весь дух стал улепетывать с пруда. Он бежал мимо мирных садочков, сквозь равнодуш­ ную природу. Ванюк не преследовал его. За заборами Дудиков оделся и уверенным шагом вошел в Дом куль­туры.
Время пребывания районного начальства в Гутионов-ке на этом вышло. Их пришел проводить Ванюк и школь­ный учитель. Дудиков, естественно, обиженно отвернулся. «И думать забудь про Шекспира»,- как будто бы он гово­рил своим поведением. Ванюк время от времени щупал ноющую челюсть и удивленно посматривал на Дудикова. Учитель хмурился.
Вошли в автобус, сели.
Дудиков выбрал стиль общения в отношении молодой женщины и сказал:
- Вы, товарищ Зеленина, вели себя странно, если не
сказать больше...
- Может быть! - отмахнулась молодая женщина. Она смотрела на Ванюка и, кажется, чуточку ему улы­
балась. Потом она спросила:
- Послушайте, а зачем вам все это надо? Смотрите:
вокруг нормальная, простецкая жизнь, покой...
Она пожала плечами, но вдруг в ней будто бы что-то сорвалось, она подалась к нему и быстро заговорила:
- А вы правы, милый деревенский человечек Ванюк!
Не думайте ни о чем: крушите, рвите, как варвар! И не
бойтесь ничего, Ванюк - вперед, вперед!
Услышав все это, Дудиков наклонился к уху молодой женщины. На него пахнуло юной, горячечной энергией и французскими духами. Но теперь Дудикову это не могло быть приятно, он шепотом сказал:
- Не говорите так громко, кругом люди: они слышат...
Учитель нахмурился и вышел из автобуса, а молодая
женщина заплакала вдруг. Она говорила:
- Я отпускаю вас на все четыре стороны, Ванюк, если нужно мое слово! К чертовой матери! Расскажите
всему свету, какая я стала безобразная, тупая, ленивая. Скажите всему свету, что у меня совсем нет сил, никаких
сил... А я была другой, милый Ванюк, да-да...
Вот что говорила молодая женщина и вытирала слезы. Ванюк улыбался. В сущности, он улыбался неизвестно чему. Он взял слабые руки молодой женщины в свои руки, он гладил эти слабые руки и улыбался.
Но Ирина Владимировна, будто бы ожегшись, вдруг вырвала их, плюхнулась на сиденье и отвернулась: как будто бы все, что сейчас она произнесла, было смешно, не нужно.
Ванюк вышел. Молодая женщина смахнула последние слезы, села прямо. А потом автобус тронулся. Ветер летал по салону. Ветер необъятного, пустого деревенского лета. И волосы ее летели на ветру, и были полны нездеш­них голубых пространств, и не хотелось им возвращаться на землю, где пыль, пот...
Дудиков между тем продолжал оставаться фигурой ее упорного умолчания. Он тоже качался. Плешь его, его короткий затылок и все прочее, включая и короткие ножки, имевшие склонность в уютные, хорошие минуты жизни складываться крендельком, качались сладко-сладко. Очень скоро он почувствовал себя усталым после сегодняшнего напряженного дня.
Через десять минут после того, как автобус тронулся, он уже дремал...
Previous post Next post
Up