Организация Airbus Industrie была образована в 1970 году путем объединения нескольких европейских самолетостроительных фирм. Это было необходимым шагом для того, чтобы на ровне можно было конкурировать с американской фирмой Boeing. На данный момент Airbus Industrie - одна из крупнейших самолетостроительной корпораций мира, и крупнейшая в Европе.
Пройдемся далее более подробно по основным гражданским самолетам, которые производились или производятся данной корпорацией.
А300
Первым самолетом, который был построен Airbus-ом был А300. Это средне- и дальнемагистральный (в зависимости от модификации) широкофюзеляжный реактивный самолет, проект которого был разработан в 1969 году. Первый полет был выполнен в 1972 году. На эту машину были возложены большие надежды, которые в итоге оправдались. Одной из главной целью - было разрушить доминирующее положение на рынке фирмы Boeing. Максимальная взлетная масса - 165 тонн, с практической дальностью 7700км с возможностью перевозки 250-375 пассажиров, что является неплохими показателями для самолетов подобного класса. Самолет оказался удачным, что привело к востребованности его на рынке и к большому количеству различных грузовых и пассажирских модификаций. Самолеты данного типа производились до 2007 года и всего было построено более 550 самолетов. На настоящий момент большинство А300 конвертировано в грузовики.
Данный борт грузовой. Принадлежит турецкой MNG Airlines Cargo.
В начале 90-х для нужд корпорации Airbus на базе А300-600R был разработан самолет Airbus A300-600ST (Super Transporter). За характерные очертания самолет получил прозвище "Белуга". Самолет предназначен для перевозки крупногабаритных конструкций (секций фюзеляжа, консолей крыла, поверхностей оперения и двигателей). В кабине самолёта можно перевозить грузы массой до 45 тонн на расстояние 2700км. Всего было выпущено 5 самолетов данной модификации, 5-ый борт был последним выпущенным в линейке самолетов типа А300.
Заводская белуга из Тулузы
А310
В 1975 году начались работы над проектом А300В10, который имел укороченный фюзеляж и меньшее крыло. Изначально проектировались модификации А310-100 с дальностью 3700км и А310-200 с дальностью 5500км. Однако, А310-100 практически никого не заинтересовал и программу по этой модификации заморозили. В 1985 году разработали модификацию А310-300 с дальностью полета 9500км. В различных модификациях на самолете возможно перевозить от 200 до 280 пассажиров. Самолеты данного типа производились с 1982 по 1997 года и было произведено 255 бортов (хотя фактически, производство было свернуто в 1993 году, последний самолет поставлен заказчику в 1997 году, а официально производство было прекращено в 2007 году, т.е. по факту до 2007 года можно было сделать заказ на данный тип самолета). А310 используется в ВВС различных стран, например, Германии, Франции и Канады. Некоторые самолеты конвертированы в грузо-пассажирскую или в чисто грузовую модификацию, а один борт в 1995 году даже был конвертирован в самолет-заправщик.
Есть интересный факт, связанный с этим самолетом. В начале 1990 года СССР и Airbus Industrie подписали договор о поставке данного типа в Союз (в лизинг), однако, в связи с распадом сего государства, этому типу не было суждено летать на просторах СССР. Первыми эксплуатантами этого типа ВС на постсоветском пространстве стали Аэрофлот и Трансаэро, позже - Сибирь. На ровне с Boeing 767-200, А310 является самым маленьким широкофюзеляжным самолетом в мире (длина чуть меньше 47 метров).
Данный А310-300 афганской Арианы.
Семейство А320.
А320 - семейство самолетов малой и средней протяженности. Данные самолеты разрабатывались в качестве конкурента американскому Boeing 737 и 727. Семейство А320 выпускается с 1987 года по настоящее время. за это время было выпущено почти 4900 самолетов различных модификаций. А320 является вторым по популярности реактивным гражданским самолетом после boeing 737. Самолет А320 оказался очень удачным, и не мудрствуя лукаво, Airbus-ом было решено развернуть целое семейство самолетов, основанных на нем. Все различие заключалось в длине фюзеляжа, размахе крыльев и, соответственно, в количестве пассажиров и дальности полета.
А318
Не смотря на маленький порядковый номер, А318 это крайняя модификация самолета А320, которую начали проектировать в 1994 году, первый полет был совершен в 1998 году, а ввод в эксплуатацию в 2003 году. А318 способен перевозить до 132 пассажиров на расстояние до 5950км. Более того, А318 может выполнять заход на посадку по более крутой траектории в отличии от других самолетов данного семейства. По сравнению с А319, фюзеляж А318 укорочен на 2,39 м, кресла более широкие, просторный комфортабельный салон. Помимо укороченного фюзеляжа для обеспечения более высокой путевой устойчивости на А318 устанавливается киль, высота которого на 75 см больше, чем на других узкофюзеляжных самолетах Airbus, что заметно невооруженным взглядом. Эксплуатантов А318 не так уж и много: в Европе основные - это Air France и Tarom, в Америке (южной и северной) - Frontier и Avianca.
Данный экземпляр принадлежит румынской авиакомпании Tarom.
А319
В конце мая 1992 года начались работы над укороченной модификацией А320, которая в итоге получила обозначение А319. Первый полет был совершен в 1995 году. А319 может брать на борт до 156 пассажиров в одноклассной компоновке и лететь на расстояние до 6650км (со 124 пассажирами на борту). А319 является конкурентом для самолетов Boeing 737-300\500, а также McDonnell Douglas MD-87. Существует модификация A319LR с дальностью до 8300км, и А319ACJ (Airbus Corporate Jet) с дальностью до 11700км. Мера по уменьшению фюзеляжа А320 была вынужденной: требовалось увеличить дальность полетов данного типа. Таким образом, уменьшив длину и пожертвовав несколькими местами пассажиров удалось добиться увеличения дальности полетов.
А319CJ (бизнес-джет) Шейх Мустафа Али Идрис
A320
А320 является базовой моделью данного семейства. Разработка началась в 1984 году, первый полет 1987, эксплуатация с 1988. Самолет может перевозить до 180 пассажиров, со средней дальностью 4600км. А320 является самым популярным самолетом среди Эйрбасов. Этим самолетом удалось переломить доминирование фирмы boeing на рынке гражданских самолетов в данном классе, однако, 737 остался более популярным самолетом, чем А320. Использование передовых технологий предопределили успех проекта. На настоящий момеет семейство А320 производится на заводах во французской Тулузе, в немецком Гамбурге и китайском Тяньцзине.
Итальянский А320 в Мадриде
А321
Лайнеры А321, введенные в эксплуатацию в начале 1994 года, являются самыми крупными в семействе А320. Типовая компоновка А321 предусматривает размещение 185 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и бюджетных перевозок, при этом дальность полёта составляет до 5600 км. А321 являются удлиненной версией А320 на 9 метров. Разработки начались в 1988 году, в 1993 году был совершен первый полет, а в 1994 году поступил к первому заказчику. Самолет разрабатывался в качестве конкурента для боинга 757.
А321 в специальной ретро-ливрее немецкой Люфтганзы.
Семейство самолетов А340.
В 1981 году был представлен проект самолета А340. Программа разработки А340 была запущена в июне 1987 года. Цель - создать дальнемагистрального «собрата» для ближнемагистрального А320 и среднемагистрального А300. В то время двухмоторные самолёты Аэробуса проигрывали четырёхмоторному Боингу 747 по нормам ETOPS: двухмоторные самолёты в течение рейса всегда должны находиться на минимальном расстоянии от возможного аварийного аэродрома на случай отказа одного из двигателей. В этом отношении А340 был в семействе Аэробусов принципиально новым самолётом, созданным специально для межконтинентальных перелётов. В семейство А340 входит дда основных типа самолетов: А330 и основатель семейства сам А340. А330 имеет две модификации, А340 - четыре.
А330
А330 - дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет фирмы Airbus. Разрабатывался параллельно с А340, однако, первый полет совершил позже - в 1992 году. Имеется три основные модификации: А330-200, А330-300, и А330F - грузовая модификация, разработанная на базе "двухсотки". Первая модель, Airbus A330-100, оказалась неудачной. Она создавалась как замена Airbus A310 и Airbus A300. Эта версия должна была иметь более укороченный корпус, чтобы получить равную пассажировместимость. Этой моделью планировалось создать конкуренцию самолетам Boeing 767-300\400, но в серию эта модель так и не пошла, как неперспективная. Модель A330-200 была разработана, чтобы заменить Airbus A300-600R и создать реальную конкуренцию для Boeing 767-300ER. Программа создания A330-200 официально стартовала в ноябре 1995 года, первый полет - 1997 год, эксплуатация с 1998. A330-200 основан на 300-серии самолётов Airbus, главное отличие - длина фюзеляжа (меньше на 6 метров). На базе 330-200 существуют грузовые модификации, а также военные самолеты-заправщики. A330-300 разрабатывался как альтернатива и замена A300. Его фюзеляж базируется на A300, но был заметно удлинён. Более того, 300-тка может брать много груза, в следствии чего, некоторые авиакомпании используют данный тип для перевозки грузов на "перегонных" рейсах. Длина А330-300 на 4.60 метра длиннее А330-200, что позволило увеличить пассажировместимость на 42 человека.
Финский А330-300 в аэропорту Вантаа
А340.
Модификации А340 я хотел бы уделить чуть больше внимания. Всего существует 4 разные модификации этого самолета. А340 дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Первый полет был в 1991 году, эксплуатация начата с 1993 года.
А340-200
Одна из двух первых версий А340 - А340-200, способен нести 261 пассажира в трёхклассовой комплектации салона на расстояние до 12400 километров. Это самый короткий самолёт семейства и единственный, у которого размах крыла больше длины фюзеляжа. На момент создания А340-200 стал одним из самых дальнобойных пассажирских самолётов, основной «специальностью» которого стали дальнемагистральные маршруты, в особенности над океаном. Большой размах крыла, малая пассажировместимость, топливная неэффективность сделали самолёт непопулярным среди крупнейших авиакомпаний мира. В общей сложности с конвейера сошли всего 28 таких машин, из которых некоторое количество в варианте VIP. А340-200 снят с производства.
A340-200 венесуэльской авиакомпании Conviasa.
А340-300
А340-300 был первым самолётом всего семейства А340. Первый полёт состоялся в 1991 году, в эксплуатацию А340-300 поступил в 1993 году. Дальность А340-200 в новеших модификациях доведена до 13500км. Крупнейшим эксплуатантом А340-300 является немецкая Lufthansa. А340-300 в трёхклассовой комплектации берет на борт 295 пассажиров. Средняя дальность полёта составляет 12400 километров.
Турецкий А340-300. Заход на посадку во Франкфурте.
А340-500
А340-500 был представлен миру как самый дальнобойный пассажирский самолёт. До представления Боинга 777-200 в начале 2006 года он таковым и оставался. Свой первый полёт А340-500 совершил 11 февраля, сертифицирован 3 декабря 2002.А340-500 способен нести на борту до 313 пассажиров на расстояние в 16 тысяч километров. В сравнении с А340-300 фюзеляж А340-500 удлинён на 3,3 метра, увеличена площадь крыла и горизонтального оперения, в полтора раза увеличен запас топлива, увеличена крейсерская скорость, уменьшена площадь киля. На А340-500 даже установлены видеокамеры, облегчающие работу пилота на рулении.
A340-500 Бразильской авиакомпании TAM в Милане.
А340-600
А340-600 являлся самым длинным в мире пассажирским самолётом с длиной фюзеляжа 75,36 метра до выпуска удлинённой версии Боинга 747-8 - 76,4 м. А340-600, несущий в двухклассовой конфигурации салона 419 пассажиров, или 380 пассажиров в трехклассовой конфигурации на расстояние до 13,900 километров, разрабатывался как замена ранних моделей Боинга 747. Пассажировместимость А340-600 схожа с Боингом 747, вместимость грузового отсека в два раза превышает вместимость 747-го. А340-600 совершил первый полёт 23 апреля 2001 года. В коммерческой эксплуатации с 2002 года. Фюзеляж самолёта, который более чем на 10 метров длиннее А340-300. Новейшая модификация А340-600 со взлетной массой 380 тонн имеет дальность полета до 14600км.
А340-600 испанской Иберии в Мадриде.
(по личному мнению автора, А340-600 является одним из самых впечатляющих самолетов современности)
А380
А380 - широкофюзеляжный двухпалубный турбореактивный пассажирский самолёт - крупнейший серийный авиалайнер в мире. Вместимость - 525 пассажиров в салоне трёх классов, 853 пассажира в одноклассовой конфигурации. Может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15400 км. На разработку А380 ушло около 10 лет. Стоимость всей программы - около 12 млрд евро. Airbus утверждает, что для возмещения затрат корпорации необходимо продать 420 самолётов.
Немецкие А380 Люфтганзы во Франкфурте.
вот такие они - эти эйрбасы :)
кому интересно или кто не читал пост аналогичный пост про
боинги.спасибо за внимание!