Большинство людей европейской цивилизации думают с помощью слов или, иначе говоря, думают словами. Некоторые люди, глубоко задумавшись и забыв об окружающих, начинают «думать вслух», т.е. разговаривать сами с собой. Белорусский психолог Г. М. Кучинский ссылается на такой ответ Сократа на вопрос: «Что ты называешь мышлением?» - «Беседу, которую душа ведет сама с собою, когда что-нибудь рассматривает». И далее Г. М. Кучинский пишет: «Можно по-разному определять и понимать, что такое мышление. Но, тем не менее, вряд ли найдется исследователь, который стал бы отрицать ту особую роль, которую играет в мышлении человека формулирование вопросов и самостоятельный поиск ответов на них».
В соответствии с теорией, разработанной советским психологом П. Я. Гальпериным, мышление в виде умственных действий формируется за счет интриоризации (перенесения во внутренний план) внешних, физических действий. Этот процесс происходит в пять этапов. Первый этап - развертывание действия, понимание взаимосвязи всех его операций и движений. Второй этап - свертывание внешнего действия, при котором количество его вещественных опор сводится к минимуму. Третий этап - перевод действий в громкую развернутую речь, сопровождающуюся движением соответствующих представлений. Как указывает П. Я. Гальперин: «Речь есть форма предметного действия». Четвертый этап представляет собой переход к четко развернутой речи про себя. Пятый этап - переход к внутренней, свернутой речи, которая является, по мнению П. Я.
Гальперина, умственными действиями. «Что же касается внутренней речи в собственном смысле, то ее характеризует не фрагментарность словесного компонента, а то обстоятельство, что она течет автоматически и в основном за пределами самонаблюдения». Таким образом, формирование мышления является переходом от физического взаимодействия с окружающим миром к «беседе души с самой собой».
Как здесь не вспомнить великие слова античного философа Плотина, человека, уже при жизни стоявшего одной ногой за пределами нашей реальности и нашего понимания: «Когда созерцание у людей ослабевает, они переходят к действию, которое есть тень созерцания и разума. Не в силах предаваться созерцанию из-за слабости души, они не могут уловить созерцаемое и наполниться им. Однако они желают его увидеть. Тогда они приступают к действию, потому что пытаются увидеть глазами то, что не смогли увидеть умом. Именно так люди изготавливают предмет, потому что хотят его видеть, и собираются действовать, насколько это для них возможно, потому что хотят сделать его видимым и ощутимым для других».
Если учесть, что под «предметом» Плотин понимал не только какую-нибудь вещь, но и любой предмет созерцания: человека, ситуацию, явление, процессы и т. д., то физические действия, по его мнению, являются результатом бессилия ума, Когда душа и ум являются достаточно сильными, человек может решить свои проблемы, не прибегая к физическим действиям. Неподготовленным людям трудно понять это высказывание.
В Древней Греции существовала поговорка: «Если боги хотят наказать человека, они лишают его разума». Потеря способности мыслить считается самым страшным несчастьем для человека.
В национальной религии Японии - синто, есть учение о том, что каждое слово обладает собственной жизнью, имеет свою собственную духовную сущность, своего бога. Если человек оказывает уважение богам слов, то слова раскрывают перед ним окружающий мир, а если боги слов разгневаются, то слова начинают приносить человеку страдания и несчастья.
Речь является дверью в ноосферу, соединяет человека с энергоинформационным полем планеты. Но если дверь оказывается закрытой, то человек рискует расшибить о нее голову. Слова начинают приносить несчастья. Вспомним такие слова, как гнев, страх, зависть, месть; или такие, как революция, экспроприация, чистка рядов, перестройка и т.д. Слова могут захватывать в плен целые народы и ввергать их в пучины бед и несчастий. Многочисленные наблюдения и исследования заставляют предположить, что в одиночку человек не в состоянии открыть дверь в ноосферу, не в состоянии соединить свое сознание с энергоинформационным полем. Фактически с ноосферой соединяется (и, возможно, структурирует ее) групповое сознание, человек может стать мыслящим существом только как часть группы. Это утверждение можно считать верным, по крайней мере, в рамках европейской цивилизации.
В соответствии с одной из гипотез академика В. П. Казначеева, человек как вид стал разумным не в ходе эволюции, а в результате одномоментного явления, напоминающего цепную реакцию. Когда потенциал группового биополя (или точнее психоэнергетического поля) заселяющих землю предлюдей достиг критического уровня, произошло соединение космических информационных процессов с групповой психикой. И дальше каждый человек становится разумным, лишь включаясь в групповые психоинформационные процессы. Как это происходит?
В соответствии с распространенными в современной науке взглядами, человек в ходе своего развития повторяет весь путь эволюции. Эмбрион человека проходит путь от одноклеточного организма до организма млекопитающего. Новорожденный в своем психическом развитии проходит путь от простейших инстинктов червей и насекомых до условных рефлексов млекопитающих. Младенческий возраст - время перехода от психики животных до психики человека. И наконец, дошкольный возраст - это время прохождения человеком в своем развитии истории человечества от первобытного человека до современного. Таковы ортодоксальные научные представления, утверждающие, что современный европеец по уровню своего развития стоит выше первобытных людей.
Однако существуют и другие точки зрения.
Так, например, в соответствии со взглядами алтайских шаманов, сознание новорожденного ребенка и ребенка младенческого возраста непосредственно взаимодействует с божественными силами. Когда ребенок, лежа в колыбели, без всяких видимых причин вдруг начинает улыбаться или плакать - это и есть отражение его общения с богами. Но при овладении человеческой речью способность к общению с высшими силами утрачивается. Если перевести это на современный научный язык, то можно сказать, что в сознании ребенка при владении речью преобладают биоэнергетические процессы, связанные с интуитивным познанием окружающего мира. В речевом периоде биоэнергетические процессы в сознании вытесняются ментальными процессами (психоэнергетическими процессами на уровне мышления).
Забегая вперед, можно сказать, что утрата в дошкольном возрасте интуитивных форм восприятия является невосполнимой для последующего развития человека. Только при более или менее полном восстановлении интуиции раннего возраста становится возможным переход к измененным и сверхсознательным состояниям психики.
Известный психолог Л. С. Выготский, рассматривая этот период развития сознания ребенка, приводит взгляды немецкого исследователя В. Штерна: «Штерн утверждает, что в известном периоде (предположительно в полтора-два года) у нормального ребенка происходит перелом, после которого развитие того и другого начинает идти по совершенно новой линии. Этот момент Штерн называет величайшим открытием, которое делает ребенок в процессе всей жизни...» И далее: «Итак, мы имеем три момента:
1) скачкообразное увеличение словаря;
2) пору детских вопросов (появление вопроса: «Как это называется?»);
3) переход к активному расширению детского словаря.
Третий момент кладет грань между этапами психического развития ребенка: по третьему моменту можно сказать, произошел или не произошел перелом в развитии данного ребенка» .
Если до перелома ребенок, так же, как и животные (например, попугаи), усваивает только те слова, которым его обучают, то после перелома ребенок не только усваивает слова по собственной инициативе, но и приобретает способность самостоятельно создавать новые слова и даже новые языковые структуры. Так же, как жизненная энергия, наполняя тело человека, приводит его в движение, так и энергия ментального поля ноосферы, наполняя ранее пассивную рефлекторную речь ребенка, дает этой речи собственную внутреннюю жизнь, направляемую волей и сознанием.
С точки зрения древних религий, в речь ребенка в этот период входят души слов или, говоря современным языком, энергоинформационные процессы ноосферы. Слова и высказывания приобретают определенную силу, определенный энергетический потенциал, способный воздействовать на мышление других людей и на многие другие явления окружающего мира.
Проблема заключается в том, что речь и мышление при этом практически полностью захватывают сознание человека, и если в дальнейшем не происходит обособления мышления от других структур сознания, то ребенок, а затем - и взрослый человек, оказывается в плену у своих собственных слов и мыслей до конца своих дней. Это можно назвать (с определенной точки зрения) пленом, но это можно назвать и внутренним миром человека, ближайшим проявлением того, что мы называем душой.
Источник