Оригинал взят у
mi3ch в
спаржа Роммеля «Атлантический вал» - система долговременных и полевых укреплений длиной свыше 5000 км, созданная германской армией с целью предотвращения вторжения союзников на континент. Директивой № 40 от 23 марта 1942 года Гитлер отдал приказ о начале работ по созданию Атлантического вала, который должен был представлять собой систему укрепленных районов, подобную линии Мажино. Строительство было рассчитано на 8 лет и к концу 1943 года было выполнено на 20 %. «Атлантический вал» должен включать 1000 опорных пунктов, которые будут оборонять 300 000 солдат. На строительстве вала было занято до полумиллиона человек, а в начале 1944 года фельдмаршалу Эрвину Роммелю было поручено усовершенствовать систему укреплений.
У Роммеля был громадный опыт действий в Северной Африке на местности, бедной естественными препятствиями. Основные усилия он решил сосредоточить во Франции. Протяженность береговой линии атлантического побережья Франции, где высадка теоретически возможна, составляла более 1400 км. Создать сплошную оборонительную линию такой протяженности просто нереально. Возможно было прикрыть лишь наиболее вероятные направления. Роммель учитывал, что соотношение сил для вермахта будет крайне неблагоприятным и нет иного выбора, кроме как попытаться компенсировать его за счет системы заграждений на побережье.
Фельдмаршал принял во внимание и то, что высота прилива в Ла-Манше может достигать 15 м, а в лучшем для союзников случае - не менее 6−7 м. Это означало, что в момент полного отлива вода уходит от берега на 150−400 м. Десантники при высадке во время отлива оказываются на абсолютно плоской местности без малейших укрытий.
Роммель полагал, что союзники попытаются высадиться в момент максимума прилива: это исключает необходимость преодолевать смертельные сотни метров. Но если создать линию заграждений высотой около 3 м примерно от кромки воды при полном отливе до кромки воды при приливе, то такой вариант действий исключается. Заграждения не позволят плавсредствам приблизиться к берегу во время прилива. Им придется высаживаться при отливе, а это создает благоприятные условия для уничтожения десантников. Очередному эшелону и плавсредствам с боеприпасами для первых десантников придется ждать следующего отлива, который наступит лишь через 12 часов. Этого времени немцам будет достаточно, чтобы уничтожить высадившихся и приготовиться к дальнейшим событиям.
Однако класть на дно противотанковые и противопехотные мины не имело никакого смысла - плавсредства просто проплывут над ними. Обычные невзрывные заграждения тоже неэффективны из-за своей малой высоты. Конечно, немцы учитывали, что десантники могут преодолеть пляжную зону, и поэтому к концу 1943 года на побережье, там, куда не доставал прилив, было установлено одних только мин более 2 млн. Однако Роммель считал, что нельзя позволить союзническим солдатам зацепиться за берег. Их надо уничтожить, когда они еще беспомощны, то есть находятся на борту высадочных средств.
Проблема состояла в том, что мин, которые позднее назовут противодесантными, на тот момент просто не существовало. Немецким специалистам в области заграждений пришлось импровизировать. Ряд идей был выдвинут самим «Лисом пустыни» - фельдмаршалом Роммелем. Именно он додумался совместить свойства невзрывных заграждений с противотанковыми минами.
Первый (самый близкий к воде) пояс заграждений должен был располагаться по линии двухметровых глубин в середине времени прилива, второй пояс - на глубине 4 м в момент полного отлива, третий и четвертый - между первым и вторым поясами. Однако из-за трудностей работ в воде и отсутствия требуемого количества водолазов первый пояс заграждений пришлось создавать на линии наименьшего уровня воды при отливе.
Первый пояс состоял из бревенчатых заграждений, называвшихся у немцев Hemmbalken, и наклонных, вкопанных в грунт бревен. На вершине каждого заграждения закрепляли противотанковую мину. Высота тех и других - около 3 м.
Уже сами по себе наклонные бревна представляли для десантных барж и катеров серьезную опасность. Если движущееся суденышко напарывалось на бревно, оно пробивало днище и застревало внутри. Плавсредство теряло ход и становилось легкой мишенью для пушек и пулеметов. Десантники не могли оставить судно, поскольку глубина здесь была слишком большой. Ну а взрыв прикрепленной к бревну мины делал пробоину, и судно тонуло.
Хембалки (Hemmbalken) имели по верхней поверхности бревна две-три металлические накладки с зубьями, которые вспарывали днище плавсредства и не позволяли ему отработать задний ход. Когда же судно двигалось на хорошей скорости и наползало на наклонное бревно, это приводило к его опрокидыванию, если прежде оно не попало на мину, закрепленную в верхней точке. По данным книг учета группы армий Б (Heeresgruppe B), на побережье Ла-Манша было установлено 517 000 таких заграждений. Противотанковые мины были установлены на 31 000 из них.
Промежутки между группами хембалок должны были закрываться «бельгийскими воротами» (Belgian gates) - передвижными металлическими заграждениями, действительно напоминавшими ворота. В большей степени все эти препятствия предназначались для пехоты, но и плавсредствам преодолеть их было не под силу.
Следующий ряд заграждений представлял собой, по одним данным, изобретенные лично фельдмаршалом Роммелем, по другим - разработанные по его идее противодесантные мины, получившие название NuІknackemine, то есть «мины-щелкунчики». Очевидно, немцы представляли себе, что эти мины будут раскалывать вражеские суда, как щипцы орехи.
Первые «щелкунчики» отличались коварством. Дело в том, что при установке таких мин немцы не вкладывали в них заряды взрывчатки. Английские разведчики, которые неоднократно в начале 1944 года высаживались по ночам на берег, докладывали, что это обычные невзрывные противодесантные заграждения. Заряды были вставлены только в последние дни перед вторжением союзников. Скольким английским и американским саперам в день «Д» эта ошибка стоила жизни, так и остается неизвестным.
Вскоре выяснилось, что «мины-щелкунчики» очень быстро заносит песком и илом, а видимой остается только балка. Казалось, само море взялось помочь вермахту. Ведь никому и в голову не могло прийти, что торчащие из песка куски рельсов - это часть взрывного устройства, а не простейшее заграждение.
За линией противодесантных мин располагалась линия бетонных тетраэдров с встроенными в их верхушки отрезками рельс или стальных балок. Их высота была уже меньше трех метров, поскольку максимальный уровень воды при приливе держался здесь непродолжительное время.
Еще дальше от воды в один или несколько рядов были выставлены обычные противотанковые надолбы и противотанковые ежи. Эти заграждения предназначались уже танкам, которым повезло уцелеть у кромки воды. По свидетельству американского генерала Омара Брэдли, на участке высадки «Омаха» из 33 танков, высаживавшихся в первой волне десанта, утонуло и погибло на противодесантных заграждениях 27.
На тот случай, если союзники все же начнут высадку в момент полного прилива и выберут день, когда высота прилива максимальна, а все перечисленные устройства окажутся слишком глубоко, последнюю линию заграждений составили из стальных изогнутых конструкций трехметровой высоты. Однако эти заграждения устраивались скорее для устрашения - их основная задача заключалась в том, чтобы заставить шкиперов отказаться от приближения к берегу. Эти конструкции были очень хорошо заметны в любое время суток с воздуха и с моря, и как раз им первоначально было дано прозвище «спаржа Роммеля». Потом это название распространилось на все противодесантные заграждения.
В послевоенное время «спаржей Роммеля» стали почему-то называть также придуманные Роммелем заграждения против посадки планеров, а заодно и парашютистов (высокие тонкие столбы, соединенные между собой поверху колючей проволокой).
Последствия приземления планера союзников
За несколько часов до начала высадки морского десанта было проведено самое масштабное в истории десантирование воздушного десанта. Высадка сопровождалась силами 2395 самолётов и 847 планеров. Всего в тыл противника было высажено 24 424 десантника и доставлено 567 автомашин, 362 орудия, 18 танков, 360 т грузов, из них 60% войск было сброшено парашютами, остальные доставлены планерами. Чтобы сбить немцев с толку было сброшено и большое количество манекенов десантников
С 5 часов 20 мин. корабли артиллерийской поддержки открыли огонь из орудий главного калибра по противнику на берегу. В 7 часов утра соединение американских стратегических бомбардировщиков В-29 сбросило около 100 тысяч 40-килограммовых бомб на передний край обороны противника в районах плацдармов. Перед рассветом вступили в бой средние бомбардировщики. Их удары сочетались с непрерывным обстрелом побережья корабельной артиллерией. В результате огня кораблей артиллерийской поддержки и действий бомбардировочной авиации были, хотя и временно, подавлены все основные стационарные батареи. В подавлении средств противодесантной обороны противника участвовало до 70 эсминцев и большое количество специальных самоходных барж, вооружённых артиллерийскими орудиями и реактивными установками залпового огня. Под прикрытием огня с кораблей десантные суда подошли к своим участкам высадки.
Тяжелее всего штурмовавшим французский берег десантникам пришлось в секторе под кодовым названием «Омаха». Гитлеровцы имели здесь 8 укрытых 75-мм батарей, 35 подземных бетонных укреплений с 75-мм пушками и автоматическим оружием, 4 позиции для полевой артиллерии, 18 позиций для противотанковых пушек калибром от 37 мм до 75 мм, 6 миномётных гнёзд, 38 точек для стрельбы реактивными снарядами по четыре 38-мм установки в каждой, 85 пулемётных точек. Здесь «спаржа Роммеля» проявила себя наиболее эффективным образом.
Высадка основных сил первой волны десанта планировалась на 7:00. За пять минут до этого в проходы должны были устремиться танки «Шерман», оснащенные оборудованием, позволяющим им плавать, и танко-десантные баржи с остальными танками. Саперы попали под сильный огонь немцев, и большая часть их была уничтожена. Было проделано всего пять проходов, однако и они не были должным образом обозначены. К тому же в проливе поднялся шторм, и в итоге танко-десантные баржи в проходы не попали. Из 32 танков на берег удалось высадить всего пять. Время играло против десанта. Прилив скрывал под водой заграждения и проходы в них.
На западном фланге в пункте Дог-Грим с шести пехотно-десантных барж должна была высадиться рота Альфа 116-й полковой группы. Первая баржа натолкнулась на заграждение и затонула вместе с десантниками. Затем та же участь постигла еще две баржи. Трем баржам удалось все же достичь кромки воды, но пехотинцы попали на отмели под пулеметный огонь и вернулись к воде в надежде укрыться за своими разбитыми баржами. Поднимающаяся вода гнала их на немецкие пулеметы, а раненые просто тонули. Потери роты достигли 66%, и как боевая единица она перестала существовать. К моменту высадки второй волны в 7:00 заграждения стали скрываться под водой, а проходы в них так обозначены и не были.
К 8:00 ни одно подразделение не смогло преодолеть береговую отмель. Те, кому повезло не застрять у кромки воды, оказались прижатыми огнем к обрывистому берегу и несли потери, а высадить подкрепления и тяжелое оружие было невозможно из-за заграждений и плотного огня. Высадка на участке «Омаха» оказалась сорванной. В 8:30 командир участка приказал приостановить дальнейшее десантирование. 50 танкодесантных барж в это время безуспешно искали проходы в заграждениях, но берега удалось достичь только одной барже. Подавить сопротивление немцев на этом участке удалось только к 13 часам.
Успех дня «Д» предопределило то, что у немцев не было возможности создать достаточно мощную систему заграждений по всему фронту высадки союзников. А самое главное, Восточный фронт к лету 1944 года настолько обескровил вермахт, что в начале высадки союзникам противостояли всего 10 000 немцев. Высадка морского десанта в Нормандии была крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией по одновременному десантированию морем 156 000 военных, при поддержке 195 700 моряков и с одновременным привлечением почти 7000 боевых и транспортных судов всех типов и видов
viavia