День третий.
Итак мы вышли из Бара и пошли в к Которскому заливу. Перед заходом в залив у нас была запланирована ночная стоянка в Бигово. Это маленькое поселение, с воды так вообще кажется, что на несколько домов. Но до туда нам еще предстоит добраться и пока мы идем вдоль Черногорского побережья расскажу вам как проистекала наша жизнь на лодке.
Я тут условно на гугловской карте нарисовала наш маршрут этого дня. Внизу видно Бар, откуда мы вышли. Бигово настолько мало, что в таком масштабе не показано, поэтому я для вас его отметила. А Которский залив, куда мы держим путь чуть выше, загагулина, где Херцег-Нови, Тиват и Котор.
Подъем в 8 утра.
Кто раньше проснулся или изъявил добрую волю, тот и готовит завтрак. Надо заметить, что народ как правило вставал даже раньше, были такие кто уже часов в 5-6 мог выползти по-тихому из каюты и уйти на палубу грызть печеньки. =) Потом просыпались остальные и начинали ужасно топотать, а так как наша каюта кормовая. мы все это слышали порой ворчали, что ж им всем не спится.
У каждого из нас была своя судовая роль и каждый день она менялась. Карьерная лестница выглядела следующим образом:
Матрос - Матрос (быстро превратился в старшего матроса) - радист - штурман - боцман - шкипер.
Каждую полночь шкипер превращался снова в тыкву матроса. И если кому-то и хотелось будучи шкипером погонять свою команду, то он должен был помнить, что завтра он станет трюмным матросом и вот тогда команда будет гонять его.
Но чем же занимались все эти люди?
Матросы самые бесправные существа на судне, они моют палубу, собирают веревки, готовят, в общем делают все, что скажут. У нас правда матросы периодически дрыхли. Видимо свято придерживались правила "поближе к камбузу подальше от начальства".
Радист. Радист отвечает за связь, в данном случае, это значит перед выходом включить и проверить рацию. Настроить её, если это необходимо. Принять прогноз погоды по радио и навтексу (специальное устройство для приема погоды). И в течении всей вахты вести радиодежурство.
Штурман. Это человек отвечающий за маршрут. Накануне делается предварительная прокладка предстоящего маршрута, а потом уже на карту наносится рабочий маршрут. Он дает рулевому курс, которым тот должен идти. Во время маршрута штурман должен определить где яхта находится в данный момент, через какое время нужно будет сделать, поворот, например, или когда яхта прибудет в следующую промежуточную или итоговую точку. Определения делаются раз в час. Если необходимо, вносятся поправки, рулевому задается новый курс.
Боцман отвечает за порядок на корабле. Именно в его подчинении находятся матросы. Он следит за состоянием палубы, заботится о том, чтобы экипаж был не голодал и еды было в достатке. Все такелажные работы тоже на нем, это значит состояние веревок, парусов и пр.
Шкипер. Это капитан. Он отвечает за все и за всех и должен быть в курсе всего происходящего.
С судовыми ролями разобрались немного. Итак, после завтрака лодка готовилась к отходу. Радист включал и настраивал радиостацию. Боцман с матросами задраивали все люки, перекрывали газ, убирали все лишнее, что может летать в каютах. Если была возможность, заполняли водяные танки водой. Если стояли у берега и были подключены к береговой сети, то отключали береговое питание и лодка переходила на режим работы от аккамуляторов. Штурман и шкипер просматривали карту с намеченным маршрутом, а так же все возможные мели и прочие неприятности, которые могли быть на пути. Включали навигационные приборы. Шкипер проверял утровень масла в двигателе, если все в порядке, запускали двигатель и снимались со стоянки.
И вот мы идем вдоль побережья и надо определять свое местоположение (счисление). Без gps. Значит при помощи компаса-пеленгатора, с помощью которого берутся два-три пеленга на заметные объекты и затем наносятся на карту. Полученная точка называется обсервованным местом. Можно так же использовать показания лага (дает данные о пройденном расстоянии), это будет уже счислимое место. Но вот засада, лаг у нас не работал. Так бывает, если он обрастает водорослями, обычно или сам по ходу раскручивается или надо почистить нырнуть. В нашем случае ничего не помогло. Мы так и ходили без лага все две недели =/
Возвращаюсь к определению местоположения. Побережье - гористая местность, небольшая дымка. Ты берешь пеленг на два мыса или мыс и остров, а потом спускаешь к карте и долго пытаешь понять, что же это был за мыс. Со временем и практикой разобрались и наловчились.
В этот день в общем-то продолжали привыкать к лодке и практиковались быстро определять свое местоположение по пеленгам. К вечеру пришли в Бигово и встали там на якорную стоянку. Ужинали в тот день на берегу, для этого пришлось спускать тузик на воду (маленькая резиновая лодка) и партиями добираться на нем до берега. Поели салат из осьминогов и вернулись обратно.
Отбой был в 22. Под отбоем подразумевается, что желающие могут продолжать не спать, но не должны шуметь и мешать другим.
Немного фотографий на десерт. Бигово на следующий день утром.
город Бар и знакомство с яхтой | sailing in Montenegro |
Которский залив и как мы оказались в Porto Montenegro