Велокрым 2012.

Sep 10, 2012 17:43

Мы вернулись из Крыма..
Дальше этой фразы так сложно что-то сложить, потому что эмоций много, но описание должно быть объективным, информативным, интересным. И вот всё это соблюсти...
Путешествие всегда начинается с подготовки маршрута и сборов. Нить маршрута у нас была намечена (это задача бессменного флагмана А.), но не выверена до мельчайших деталей - всё-таки Крым не самое дикое место и мы верили в хорошее)

Собрались мы тоже быстро и почти без промахов - в пути нам пригодилась практически вся одежда (кроме второй пары обуви, этим можно было пожертвовать), но совсем не использовался топор, т.к. готовили только на газе, и почти не потребовались чехлы для велоштанов. Зато такая, на первый взгляд, глупость, как надувная подушка для сна, просто категорически необходима, т.к. хоть столь-нибудь нивелирует дискомфорт от жесткого сна, а обходиться тряпками совсем неудобно.

Крым - место, исхоженное и изъезженное туристами вдоль и поперек, и тем не менее там сохраняется много интересных и малопосещаемых мест. Мы практически новички в туризме, наши велопоходы непрофессиональны и относительно просты, но мы стараемся быть осторожны и предупредительны, чего и другим советуем.
На ЮБК было решено отправиться не сразу, мне хотелось попасть на Тарханкут и посмотреть череду тарханкутских бухт и скалистых берегов (Малый и Большой Атлеш, Джангуль), а также Тарханкутский маяк. поэтому начало пути легло на северную, северо-западную оконечность Крыма.
Начинается путь наш весьма забавно: ранним-ранним утром мы экстренно выбрасываемся из поезда, который успевает тронуться в то время как Андрей ещё выбегает из тамбура с рюкзаком - необычные ощущения) - на каком-то полустанке, не доезжая до ст. Мамут. Далее через Джанкой наш путь лежит на север, к морю. И вот в этой части повествования очень важно заметить то, что символом степного Крыма отныне и навсегда является колючка. Их в Крыму несчетное количество: это и различные чертополохи, и боярышники, барбарис, палиурус, шиповник, акация, можжевельник и другие. вся эта красота обильно осыпает землю, но звездой среди этих ботанических друзей является якорец стелющийся (или кирцы, как называют его местные). Аккурат к концу лета на растении вызревают мощнейшие шипы, колючки, прочные как кость, которые не выдержит ни одна неподготовленная велошина. и в последующие два-три дня мы начинаем неистово лататься и менять камеры. Да-да, это забавно, но мы не знали о подобной детали)
Степь выжигает солнце, ехать тяжело, тени в степи нет, голова под шлемом начинает пылать, никакой головной убор не спасает, а вода в степи - на вес золота: колонок здесь нет, питьевую дают по расписанию, техническую - только просить у местных, что не очень удобно. Поэтому мы продвигаемся небыстро, делаем остановки и даже вынуждены отмачиваться в оросительных каналах. Первые пару дней наши обеды - это вода, вода и дыня. этот знойный вкуснейший овощ - наша отрада первых дней и доброе воспоминание. Эфирные масла или минеральные соли плода дерут ротовую полость и горло, создавая “дынную ангину” - некомфортно, но очень вкусно и отлично утоляет жажду. Дынный обжор)
В первую ночевку мы не добираемся до моря и ночуем в укрытии деревьев рядом с оросительным каналом. На следующее утро нас ждет маленькое счастье в виде колонки у стоянки трактатистов, помывке и запасе воды.
Наконец-то к вечеру мы добираемся к морю и ставимся на пляже у основания Бакалькой косы, прямо на пляже, укрытий там никаких нет. У нас остались силы только на то, чтобы помыться в море и приготовить ужин. На пляже легкий ветерок, на море - кокетливые бурунки. Всё это, конечно же, не должно было не насторожить. Поздней ночью мы просыпаемся от того, что палатку неистово гнет ветер, треск - и мы думаем, что её поломало. Надвигается шторм, вдали видны всполохи грозы. Начинаем экстренно и нервно сворачиваться, слава богу, палатка цела. Поднимаемся в поселок (Стерегущее) и без надежды пытаемся найти место для ночевки, но безуспешно. так и дожидаемся рассвета, сидя на автобусной остановке. С рассветом едем далее на Черноморское, но по пути замечаем небольшие узкие сосновые посадки, создающие слабое укрытие от ветра, где решаем остановиться и выспаться. Продолжаем путь через несколько часов, нас настигает шторм, порывы ветра достигают метров 30/с., наверное, или больше. Скорость небольшая, её сильно гасят ветер и плохие дороги северо-западного Крыма, по которым довольно тяжко ехать с грузом. На протяжении всего нашего пути ветер никогда не дул нам в спину. К вечеру добираемся до Черноморского и ночуем в доме у родителей приятельницы, а это снова возможность помыться и передохнуть. Здорово!
Но Черноморское - скучный курортный городок, с редеющими группками курортников и отвратительным кафе-столовой на городском пляже. И мы скорее трогаемся в сторону Оленевки, западной оконечности мыса Тарханкут, где на две ночи встаем на ночевку на пляже, относительно спокойном, тихом и уже (хотя и случайно) бесплатном.
Здесь сделаю отступление и поясню, что в Автономной Республике Крым везде и за всё нужно платить. Видимо, только в советское время туризм здесь был бесплатным, действительно диким, но систематизированным и оттого интересным, сейчас же размещение на туристической стоянке стоит денег (стоимость - сколько скажут и как поторговаться), которые выплачиваются в лучшем случае леснику, в худшем - посредникам, и тот и другой, думаю, кладут их себе в карман. Есть даже очень полезный сайт с адресами стоянок а также родников , где указаны и расценки, причем можно видеть, как поднялись цены с 2010г.

При всем при том отмечу, что то, насколько сильно загажен весь Крым, мне не могло присниться и в страшном сне. Мусор поистине везде, это просто невероятно и очень сильно огорчило меня, потому что я очень трепетно отношусь к чистоте и стараюсь тщательно собирать весь свой мусор. Я ещё не изучала, чем занимается общественное движение "ОКОМ" (Очистим Крым От Мусора), но им действительно потребуются сотни вагонов для вывоза мусора из Крыма. Причем я уверена, что это далеко не только мусор, оставляемый туристами. По опыту Абхазии, где мы были обычным посещением и видели, какого рода бытовой мусор валяется на пляжах, а именно: пластиковые бутылки от фейри и доместоса, который наврядли бы выбрасывали туристы, могу сделать вывод, что к загрязнению Крыма имеет немалое отношение и местное население. Скалы под смотровой площадкой Ласпинского перевала (при строительстве которого использовались научные изыскания Гарина-Михайловского) имеют изумрудный цвет и сверкают на солнце зеленью битого стекла. собственно, гор за ним просто не видно. Я грехом подумала, не традиция ли это такая, бить стекло, бросая бутылки с площадки? Увы, пластик, стекло - это самый распространенный мусор Крыма, в Крыму нет чистых диких мест, схроны мусора везде. Только там, где стоят мусорные контейнеры и которые регулярно убираются, сохраняется относительная чистота.
Так и на пляже Оленевки сотни туристов, живших в ныне опустевших немецких туристических вагончиках, сдаваемых за немалые деньги, оставили на пляже пустые бутыли из-под воды, одноразовые салфетки, бумажки, банки, крышки и проч. Бутыли собираются, я видела, но соберут ли они мелкий мусор?..
Меж тем, утихший уже шторм поднял со дна моря холодные массы воды и отогнал от берега прогретые. Море ледяное, купаться невозможно. На следующий день мы налегке отправляемся в радиальный маршрут на мыс Тарханкут. Как же это легко и приятно ехать на велосипеде без груза! Я могу поднять его двумя пальцами!
Погода очень хорошая, сильная жара спала, сменившись достаточно прохладными воздушными массами, которые днем прогреваются солнцем, тем самым устанавливая комфортную температуру. Солнечная погода - это самое прекрасное для Тарханкута, только в солнечную погоду он красив! Мы проезжаем Тарханкутский маяк, российская территория, военная база, и далее едем к Большому и Малому Атлешу, смотрим красивейшие скалистые берега. в то самое время знаменитый Джангуль, расположенный в противоположную сторону от Оленевки, мы игнорируем, выбирая что-то одно. Довольные прогулкой возвращаемся в лагерь к ужину, а на следующее утро - в Черноморское, откуда автобусом, дабы скорее миновать успевшие поднадоесть степи, перемещаемся в Симферополь, откуда электричкой - в Бахчисарай. Там, в с. Баштановка нас должен был ждать ночлег в усадебном доме, о чем мы предупредили хозяев накануне утром. Но случилось непредвиденное: уже в темноте подъехав к усадьбе, мы обнаруживаем её запертой, на наш стук никто не отвечает, телефон выключен. Это была сильная обида, ибо - как вы думаете, что делать двум велосипедистам в шортах и шлепках в 11ч. вечера в деревне посреди гор при температуре 10-11 градусов? Хорошо что запасной вариант был и был рядом. так мы поселились в комфортабельной усадьбе со всеми удобствами в ущелье Качи-Кальон, просто заплатив больше денег, ну да ладно) Зато мы снова мыты, накормили себя и успокоили нервы. На следующий день выходим в радиальный маршрут в горы, любуемся видами Тепе-Кермен, заходим в Чуфут-Кале и спускаемся в Бахчисарай к ханскому дворцу. Возвращаемся домой в усадьбу и на следующее утро насовсем выписываемся в горы, где нелегкими подъёмами и спусками пересекаем несколько перевалов и выходим в с. Соколиное, поднимаемся чуть выше, ориентируясь на трек других туристов, которые останавливались у водопада Серебряные струи, но там остановки нет (зато есть платный вход!), либо ставятся там какими-то хитрыми путями. поэтому мы останавливаемся у кордона лесника, недалеко от русла реки Коккозки, что дает нам запас питьевой воды, т.к. вода в горной реке чистейшая. Темнеет в Крыму в это время достаточно рано, в 8 вечера уже густые сумерки, а ставиться лучше засветло. На следующий день нам нужно заброситься на Ай-Петри и лесник подсылает к нам своего коллегу, который неранним утром поднимает нас на «высоту 1234». Подниматься по серпантину с грузом в 15-17кг - это особый вид мазохизма, на который мы и не замахивались.
Гуляем по плато Ай-Петри, сидим на вершинках скал, высушивая загоревшую кожу и наслаждаясь тишиной. На высоте легко дышится и далеко глядится, такая упоительная тишина! Внизу - Ялта и Гаспра, море сливается с горизонтом, и связь их невозможно раскрыть. Познакомившись с очень навязчивым сервисом ай-петринских армян, мы поворачиваем к кордону Ай-Петри искать родник и стоянку. Тамошний лесник за 20грн/чел размещает нас и показывает колодец, чудеснейший колодец, который дает нам чистоту и успокоение. Что и говорить, со стоянки на Ай-Петри открываются потрясающие виды, где-то вдали мелеет Ялта, а море и небо разрезает только алый серп солнца, встающий из-за мнимого горизонта ранним утром. Я, преодолевая утреннюю прохладу, натянув на себя всё имеющееся тепленькое, вылезаю из палатки фотографировать. Мы очень неохотно и неспеша собираемся и готовимся к отходу - отсюда очень не хочется уходить! Пожалуй, это была наша лучшая стоянка, а ночной небосклон Крыма с россыпью звезд, Луна и лунная дорожка на море - такое запоминается на всю жизнь! Однако идет уже какой день нашего путешествия, а мы почти и не нюхали морька. Спуск же с Ай-Петри - это особый вид удовольствия)) Ялтинская дорога перекрыта, оттого машин немного, идет точечный ремонт дороги, трассу готовят к международным гонкам - 14го сентября на боках Ай-Петри будут жужжать болиды. По пути заезжаем на водопад Учан-Су, который в летнем режиме представляет из себя просто небольшие стекающие из ущелья струи. В Ялту не заезжаем, а сразу на Севастопольское шоссе, которое тоже вверх-вниз, вверх-вниз (а на том участке преимущественно вверх), обильно запитано выхлопными газами, а автомобили в Крыму заправляются в основном солярой, и я начинаю выдыхаться. Да и вообще усталость поднакопилась, мы быстрее начинаем уставать и терять энтузиазм. Времечко бежит, становится ясно, что мы не доберемся до мыса Айя или Сарыч, где по карте обозначена туристическая стоянка, и где мы планировали ночевку, своими силами. Мы звоним дядьке, который поднимал нас на Ай-Петри, и он присылает к нам на помощь своего друга в стальном, почти летательном аппарате (в народе - копейка), и мы с велосипедами и большими рюкзаками (!!), похрустывая, проносимся по Севастопольскому шоссе км. на 30 до м. Сарыч, ближе к морю. И попадаем в ад.. Хочется сохранить объективность, уменьшить взрыв отрицательных эмоций, чтобы не сильно пугать и отвращать читателя, но мыс Сарыч можно смело переименовать в мыс Срач. Дело в том, что всё побережье ЮБК оккупировано и недоступно для туризма, диких мест, думаю, не осталось. Частные пансионаты и условно частные владения ограничивают посещение пляжей (кроме пляжей общего пользования) и делают невозможным подход и стоянку на берегу или в условной близи от берега. М. Сарыч оккупирован непонятного вида людьми, берущими плату за размещение и отстегивающими процент леснику - так и зарабатывают. Люди приезжают туда на автомобилях, размещаются в палатках, на мысе есть “инфраструктура” в виде душей и питьевой воды (баки или водопровод). на мысе ужасная грязь, нам очень неприятно оставаться там на ночлег, но выбора особо нет. В одном лагере берут по 50грн/сутки с человека, в соседнем - по 40 (вы только вдумайтесь в эти цены!). Авто, велосипеды и проч. средства оплачиваются отдельной таксой. Размещение на деревянном подиуме, на котором совершенно никак не крепится палатка, стоит дороже, чем на земле, а берег мыса почти весь под уклоном. Люди здесь живут и гадят под себя, эта земля настолько замусорена, такой грязи, наверное, не найти даже в подворотнях самого уезднейшего из городов. У нас проблемы с гривнами, их очень мало, провизии нет, воды мало. Полуголодные ложимся спать, а посреди ночи я просыпаюсь от чавкания - это собаки распотрошили мусорный пакет, достали нямки и устроили трапезу. Утром её продолжили буревестники. Бежать, скорее бежать отсюда! Мы немного купаемся в море, подход скалистый, но есть (а я невероятная трусиха, я боюсь скалистых берегов и темного моря!). В лагере встретили парнишку, катящего от Керчи до Севастополя (ого!). Оставляя самую плохую ночевку позади, с ужасом оглядываясь на отдыхающих тут “туристов”, мы седлаемся и едем дальше в надежде добраться до Севастополя. Дорогие друзья, объезжайте стороной мыс Сарыч, бухты Батилиман, Ласпи и Айя целиком вообще! Вы врядли найдете там тихое уединенное природное место.
Как хорошо, что после Ласпинского перевала дорога покатила вниз! по пути обедаем у магазина на трассе, накормив местного кота - этот день был его фортуной! преисполнившись благодарности, он оставляет милые зацепочки на моих загорелых ногах) У котейки были черные губы и двигающийся от мурлыкания кадык)
Чуть дальше на трассе мы останавливаемся у торговца виноградом и залипаем здесь минут на 40, усевшись на обочине и поглощая вкуснейший виноград (Италия и Мускат) - оо, как же он вкусен и сладок! Торговец советует нам заехать-таки в Балаклаву, рекомендует место на пляже для стоянки, объясняет как добраться. Заворачиваем в Балаклаву.
Как же мне понравился этот городок! Истинно южный, приморский, со свойственной архитектурой; не простые, но со скромными архитектурными изысками дома в городе придают ему такой шарм и уют, притягивают взгляд и отзываются теплом в сердце, сохраняют лучшие воспоминания. Вот так влюбляются в маленькие городочки, не подумайте, что я вечно всем недовольная ханжа))
Добравшись до главного городского пляжа, нам нужно преодолеть скалистый перевал, чтобы попасть на общий пляж, где можно остановиться на ночевку. Велосипеды оставляем наверху у сторожа сторожки, стерегущего, скорее всего, так же захваченные территории под частные пансионатики. Хороший дядька, поболтали немного о тяготах и превратностях жизни.
А на пляже вторую ночь уже стояли туристы из Беларуси, г. Лепель. Удивительно, но у нас с ними оказался очень схожим маршрут! Очень хорошие люди, мама с сыном, отрекомендовали нам источник относительно чистой пресной воды в скалах вдоль берега. И вот предпоследний наш день в Крыму мы вдоволь купаемся, погода замечательная, морько качает волной и шаловливо так шлепает прибоем. На яликах и паромчике на пляж привозят туристов, пляж заполняется отдыхающими. Мы собрали вещи, составив рюкзаки под скалой, оставив несобранной палатку, и ушли купаться за угол. А когда вернулись, обнаружили, что какая-то мразь сломала палатку, переломив плексигласовую секцию каркаса! Вот так, наш дорогой и любимый друг, природную стихию выдержала ты, поборола и ветры и дожди, а мерзопакостную человеческую душонку - не смогла. Честно говоря, я очень расстроилась, палатка служила нам добрую службу, а ремонт её будет стоить половину стоимости новой палатки. Воздастся же этому гаденышу по делам его.
Добираемся до Севастополя, ночуем в хостеле и днем отбываем на электричке в Симферополь, оттуда наш поезд домой. Очень хочется домой, мы устали, но в целом довольны! Неспокойные сны, полные тюркских названий, уже тревожат разум, высушенные загаром руки и лица очень непривычно, но красиво смотрятся в блеклом городе (хотя и здесь будет осень, и мы порадуемся ей!). Конечно, мы будем вспоминать Крым и будем вспоминать его и добрым словом. Крым, ты подарил нам важный и, несомненно, нужный опыт, наслаждение горной природой, опыт дороги, опыт общения, спасибо тебе за него! Пусть камни и воды твои меньше обижает человек, пусть природа преисполнится сил и расцветает красота твоя, Крым. храни тайны свои потомкам, пусть вера в тебя живет в человеке, ты - жемчужина Черного моря!

В общей сложности мы проехали порядка 500км.
Треки:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zexptrufdtywvkri
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=aivfistatpcxxsov
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ahydcpcrhhpyypgn
(в описаниях есть небольшие помарки)

Ниже на память размещаю несколько видео, это дурачество, не принимайте всерьез))

image Click to view



image Click to view



image Click to view



далее будет продолжение темы Эстонии и Швеции и после - фото Крыма.

событие, веложизнь, Крым, поездки

Previous post Next post
Up