В последнее время я натыкался в сети на обсуждения фильмов Брат и Брат-2, причём чаще это была критика: например, Брат-2 обвиняли в том, что он является нечто вроде образцовым фильмом "имперского шовинизма". Либо обе части называли просто проходными картинами.
Возможно, что про фильмы вспомнили после относительно недавнего выхода клипа певицы Монеточки, снятого в стиле первой части Брата, а точнее он даже повторял сцены, локации и даже цветофильтр картины. Но, как бы там ни было, как справедливо заметил один человек в твиттере - мол, если кино помнят спустя пару десятилетий, то это кино очевидно было не каким-то обычным, проходным.
Я решил немного набросать свои воспоминания об этих фильмах, потому что, как мне кажется, сейчас ускользают от понимания некоторые контексты, если так допустимо выражаться в русском языке. Я смотрел эти фильмы тогда, давно, и с тех пор не пересматривал, так что у меня остались хоть и смутные, но полезные для некоторого анализа воспоминания. То есть перепросмотры не переписали впечатления, скажем так. Смотрел я фильмы подростком, а воспоминания совершенно не претендуют на истину, как говорится.
Фильм первый - "Брат", 1997.
Сейчас это наверно малопонятно, но в то время само название фильма вызывало эмоции тем, что оно было на манер американских боевиков. Короткое, лаконичное и мужское в плане маскулинности. До этого российские и советские фильмы, которых чаще всего крутили по телевизору, обычно носили более сложные названия, зачастую даже с художественным смыслом, например "Москва слезам не верит", "Ирония судьбы или с лёгким паром", да что перечислять, сами вспомните.
Другими словами, вот есть советский многосерийный фильм с названием "Дартаньян и три мушкетёра", а если бы его назвали на манер "Брата", то было бы что-нибудь вроде "Неудержимые", "Непобидимые", "Кровь и сталь" и близко к тем же советским "Неуловимым мстителям".
Итак, "Брат" - это резкое и лаконичное название, которое сразу вызывало интерес у нас, подростков. Не какое-то там старое советское кино без перестрелок, а Брат!
Ещё само слово "брат" подразумевало какую-то "связь" и "помощь". Ну, это самое "Я брату своему всё расскажу, он тебя одной левой!" и т.п. То есть в названии были ещё и такие смыслы, как защитник, помощник, спаситель.
Понятно, что всё перечисленное играет роль и сейчас, но для того времени это было в новинку.
Во-вторых, главный герой выглядел обычным молодым человеком, а не манерным братком, да ещё который дружит с оружием, то есть не лохом-интеллигентом. Это очень, очень важно, т.к. манерные бандиты - основные герои того времени. "Чистопацаны", "новые русские", "братки". Они носили свою одежду, разговаривали на своём языке, вели себя по-своему и были хозяевами жизни всей страны. ГГ в Брате резко выделялся на их фоне.
Лично для меня именно с этой темой противопоставления Брата бандитам и были связаны основные надежды и разочарования.
Сама идея о простом человеке, который с оружием в руках противостоит бандитам, была сама по себе сенсационной.
Сцена на рынке, где гг совершает покушение на местного авторитета, да ещё нерусской национальности - это была просто "бомба"! Словно нарушили запретную тему, табу.
Тогда рынки были на каждом углу, они были частью жизни практически для каждого простого человека. На рынках в основном работали приезжие не русской национальности, манеры бизнеса на торговых точках быстро входили в местный фольклор "бабушка платит за место тому-то", эти рынки были раздражающей темой для местных: вроде и покупают там продукты и вещи, и, в то же время, недоверчиво относятся к "этим нерусским", а зачастую даже с ненавистью. Можно вспомнить регулярные нападения скинхедов возле рынков, и даже теракты наци внутри рынков.
Картина в голове была такая, что приезжие обманывают местных, крышуют своих, и вообще там "все бандиты". И при этом всё настолько схвачено и поделено в том числе и этими рыночными бандитами, что кино про них просто побоялись бы снимать.
Так же важно помнить, что всё равно существовала как бы негласная установка про интернационал. Это нас сейчас "западные партнёры" учат быть терпимыми и толерантными. На самом-то деле это мы с детства воспитывались в интернационале, начиная от детских книжек, где герои были и русскими, и азиатами, и неграми. Насколько такое воспитание было успешным - другой вопрос, я сейчас не об этом.
В итоге открыто выражать что-то националистическое всё равно было стыдным и неприличным, это была запретная тема даже в те 90-е.
Поэтому атака гг на рынке - это было сильно. Я помню, как тогда думал "А как же теперь этот актёр ходит по улицам? Его же кавказцы избить могут. Придётся ему долго объяснять и доказывать, что это просто игра, а на деле у него полно нерусских друзей".
Сцена в общественном транспорте, кстати, конечно тоже показательна в этом плане. Но она давно так сильно "обсосана" со всех сторон, что не буду её вспоминать.
Собственно, примерно на этом у меня и заканчиваются воспоминания о первой части. Гг там не превратился в полноценного "общественного мстителя", борцуна с бандитизмом. Персонажи, с которыми он дружил, были несимпатичны. Особенно удивил лысый Сухоруков, который ну никак не был похож на "брата" в буквальном смысле.
Короче, гг не стал неким бетменом или рэмбо. Но всё равно, я вспоминаю свои положительные эмоции, как я за него переживал. И надеялся, что либо история только начинается, либо я ещё слишком мал, чтобы оценить всю глубину взаимоотношений с другими персонажами, я имею в виду как бы положительными персонажами, но которые были несимпатичны.
Брат 2, 2000.
С этим фильмом всё было гораздо ярче.
Саундтрек.
Гигантский эффект сборника саундтрека фильма. Мне кажется, что саундтрек очень быстро перерос сам фильм, став самостоятельным явлением, основываясь и на клипах с нарезками из фильма и на, собственно, музыкальных треках. Особенно отмечу поколение немолодых мужчин 40-50 лет, которым саундтрек зашёл особенно.
Разумеется, отмечу самую известную песню группы Би 2 с этого сборника - "Большие города" ("Полковнику никто не пишет"). Меня тогда очень радовало, что песня эта в стиле рока, причём довольно такого тяжёлого, а её полюбили практически все, даже поклонники попсы и шансона. В том возрасте очень ревностно следишь за тем, кто что слушает, и такой успех своего лагеря поклонников рока очень радовал. Это при том, что я слушал в основном зарубежный рок, но песня Би 2 весьма впечатляла своей качественностью, потому что обычно русский рок - это что-то намного более лайтовое, тем более популярный русский рок, который крутили по "Нашему радио".
"Большие города" ярко выделялись.
Отмечу, что альбом саундтрека был сделан на западный манер, когда между треками втиснуты короткие аудио-эпизоды диалогов из фильма. Некоторые из них стали мега-популярными как раз из-за такого подхода, например диалог Сухорукова на таможне.
Так же часто отмечается, что это был первый такой опыт с саундтреками в нашем кино. Т.е. до этого никто не придавал саудтреку такого внимания, например в виде издания альбома. То, что сейчас кажется совершенно обычным делом, тогда было впервые.
Ещё заметка: осенью 1998 года появилось российское MTV, явление эпохальное, я бы сравнил его с появлением какого-нибудь вконтактика, например. И, соответственно, там тоже крутили этот клип Би 2.
Расстрел в стиле DOOM.
Я помню, как именно эта сцена вызвала огромный ажиотаж среди нас, подростков. Ещё до просмотра фильма, на уровне клипа Би 2 или где была эта сцена…
А сейчас такая сцена, сними её в новом фильме, выглядела бы чем-то пошлым в плане заезженности, но тогда всё было наоборот. Мысль была "Ну наконец-то наши сняли круто!" Потому что российский синематограф очень консервативен буквально во всём, тем более в монтаже. Съёмка "из глаз" и расстрел в стиле американских боевиков и компьютерных игр, когда шутеры были чем-то новым, - это был прорыв! И то, что сейчас эту сцену некоторые критики обвиняют в жестокости и ненависти к американцам, тогда выглядела, как некое долгожданное технологическое достижение, а американцы шли как бонус, типа на американский манер и сняли, и перестреляли там же тех же американцев, два в одном! Это была не перестрелка в стиле советского кино, когда актёр просто резко замирает и затем падает, "получив пулю", а оружие просто глупо так стреляет, без эффектов. Нет, на этот раз и стрельба была крутая, и актёры расстреливались со спецэффектами.
Действие в Америке
В то время до нас доходила только вершина айсберга американского синематографа, мы и представить не могли, сколько в штатах снимается фильмов каждый год. Поэтому была даже мысль "О, наши сняли в Америке! Наверно этот фильм крутят и там же, американцы смотрят!" И вообще, такая локация съёмок вызывала повышенный интерес.
Еврей и фашист
Если в первой части было нарушение табу в виде нерусских рыночников, то во второй - это появление фашиста. Это действительно было нечто вроде прорыва, культурным сдвигом. Вот вроде и национализм был популярной субкультурой, скинхеды, а вот в кино такое увидеть, да ещё в виде либо нейтрального, либо, тем более, положительного "скинхеда" - очень впечатляло. Фраза "- Вообще-то у меня дет погиб. - Бывает" - была просто за гранью. И это ещё тогда, до "победобесия".
То же относится и к шутке про еврея с Брайтон-бич "Мы, русские, друг друга не обманываем". Тоже била в точку скрытого национализма и, не побоюсь этого слова, [кухонного] антисемитизма.
ОСП-студия
У ОСП-студии тогда вышел пародийный фильм на Брата-2. Упоминаю про него, потому что он был дико популярен среди школоты. До сих пор помню переделку вышеозвученного диалога с фашистом:
"- Вообще-то я девочка. - Бывает".
Я опять ожидал от фильма и гг какой-то войны простого человека с бандитизмом. И был разочарован, что даже получившаяся некая борьба вышла какой-то мутной, неочевидной. Вроде как гг такой же отморозок, никакой он не законник, не "бэтман". Собственно в основном и поэтому для меня сам фильм оказался довольно разочаровывающим, не оправдавшим надежд, гг не стал кумиром и образцом для подражания, я имею в виду подражания в плане кинопоклонничества. Так что я даже фильм после и не пересматривал.
В этой связи мне куда был ближе старый добрый Робокоп!;)
Сила в правде?
Цитата из фильма:
"Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И чего, ты сильнее стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул, за ним правда, значит, он сильней".
Должен признаться, что я тогда не врубался в смысл фразы про силу в правде. Я списывал это на то, что ещё слишком юн и просто глуп, не понимаю. Ведь это выглядело очень странно: "Сила в правде". То, что потом стало принято называть "ванильными цитатами". Как правда становится силой? Какой силой? Способна ли эта сила бороться с теми же бандитами? Это что, суперсила, как у американских киногероев? Ответов не было. Просто произносилась фраза "сила в правде", а затем гг мочил противников из огнестрела. Ну, так он мог любую фигню перед этим говорить.
Но, конечно, фраза была красивая. Я даже скажу, что очень востребованная, т.к. понятия "правды" - как честности, законности, справедливости - этого очень не хватало. Но, тем не мене, я и тогда, и сейчас чувствую себя обманутым.
В фантастическом сериале 90-х "Вавилон 5" один персонаж говорил: "Полуправда хуже, чем ложь". Меня эта фраза тогда ставила в тупик, я всё не мог её понять. Ведь, если рассуждать прямолинейно, логически, то полуправда лучше полной лжи, потому что полуправда всё же не полный обман, а несёт 50% истины, достоверности. Я тогда списывал объяснение на то, что говорил эту фразу персонаж, который по легенде вселенной сериала никогда не врал, и, следовательно, он негативно относился к любому типу лжи. И конфликт буквального понимания его "правды" и "полуправды" списывал на "загадочную философию" инопланетянина.
Но сейчас-то мне стало совершенно ясно, что полуправда действительно намного хуже полной лжи. И ещё то, что не в правде сила, а как раз в полуправде. Мне по этой теме вспоминается фраза, приписываемая обычно Геббельсу, что в пропаганде нельзя полностью врать, а нужно смешивать правду и ложь 50 на 50. И я вижу, что такой подход более чем рабочий. Берёте правду, смешиваете с лапшой - и вуаля, получается, как из цемента и песка - бетон. Непробиваемый и почти вечный. И сила у него есть, ещё какая.
Полную ложь можно разоблачить и показать её разоблачение, и обманутым будет легко от неё отказаться. Это как раскусить какую-то небылицу какого-то шарлатана, который вещал про дракона в пещере или говорящую собаку. Понять, что это обман, и отбросить, отказаться от веры в него - довольно легко. А вот если есть полуправда, то всё, человек может всю жизнь верить в некую условную умную собаку, которая почти говорила. Главное подсунуть какую-то реальную собачку, парочку видосов где она почти говорит, а остальное доверить выдумкам. И тогда уже есть исходный реальный материал, на который можно кивать, если что.
К примеру, чемпионат по полуправде можно заценить, просто включив наш телевизор.
Я бы переделал фразу брата про правду и силу - в полуправду и силу, тогда она действительно была бы правдивой, а не ванильной фигнёй.
Антикиллер, Бригада и Бумер
Помню, как по ТВ крутили рекламу "Антикиллера" с Куценко, я тогда заранее влюбился в этот образ. Борец с бандитскими киллерами. Я это к тому, что положительного героя ждал и надеялся.
Популярность "Бригады" и "Бумера" меня неиллюзорно огорчала. Зато фраза из Бумера "Это не мы такие, а жизнь такая", как бы и не была отвратительна, но я понимаю, что она намного честнее, чем "У кого правда, тот и сильней".
В итоге Брат 2 оказался таким же мутным и непонятным, как и первая часть. Культовым ни дня меня, ни для друзей и одноклассников он не стал. Я его не пересматривал, не косплеил и всё такое. Гг не стал честным борцом с беззаконием, а сама картина получилась мрачная, отталкивающая. Вот вроде гг и молодой человек, а словно всё рассчитано было на более взрослого зрителя.
Я бы мог продолжить, но уже закончился третий лист А4, и что я понял, так это то, что разучился выражать мысли длиннее, чем твит. Хотя… умел ли я раньше? В общем, неплохо было бы хотя бы раз в месяц генерировать новый текстовой пост, и чтобы чуть больше, чем в один абзац. Ну не знаю, сомневаюсь.
Click to view