Заканчивается июнь, завтра я отправлюсь на дачу с плохим интернетом, и просто невозможно не записать что-то на память про то, как я провела большую часть июня.
Запишу довольно схематично - так, как мне хотелось бы, проиллюстрировав каждый свой тезис красивыми фотографиями, просто не получится. Сама я фотографировала фрагментарно, большой фотоаппарат доставала довольно редко, да и на телефон очень многое снять не успевала.
Итак, я с детьми в компании с Марией Епифановой с ее сыном Женей13 лет и Алисой (ровесницей Васи) 20 дней провели в Греции, почти все - кроме самого последнего дня - в деревушке Дрепано (недалеко от Толо и Нафплиона, до Афин два часа езды), на полуострове Пелопонесс. Большую часть нашего пребывания в Греции занял семейный лагерь; устроил лагерь клуб Большая Черепаха, а мы с Машей (в компании со спортивным тренером Анастасией) были в этом лагере ведущими.
Греция, конечно, чудесна. Море было очень теплым, большая часть дней жаркими, а несколько пасмурных и дождливых дней были неплохой передышкой среди жары. Ели мы свежайшую и вкуснейшую еду - фрукты и ягоды от клубники до арбузов, выращенные в этой местноти, свежепойманную рыбу, мясо из мясной лавки и хлеб и вкусные печенья из булочной. А жили на большой вилле, состоящей из 15 небольших студий и большого дома хозяев, со своими лужайками, бассейном, апельсиновыми посадками и - что для лагеря было очень удобно - с большими столами в тени у бассейна, за которыми очень удобно было проводить мастерские.
С самого начала мы придумали сделать темой лагеря Древнюю Грецию. Каждый день у нас был посвящен какому-то одному аспекту жизни древних греков, и каждый день у нас была небольшая презентация с кучей картинок (тут очень пригодился большой телевизор в баре у бассейна, который можно было соединить с ноутбуком), а потом можно было сделать что-то такое, чтобы пополнить свои личные "коллекции", которые дети потом показывали в последний день лагеря. Почти каждое утро на доске объявлений появлялась записка, разгадав которую можно было расшифровать какое-либо крылатое выражение, которое вошло в русский язык из древнегреческой культуры. Каждый день вечером был спектакль по мотивам какой-либо древнегреческой истории.
Запишу себе для памяти.
Распорядок дня был такой: в 7 утра йога для тех, кто хотел и мог проснуться. Потом время для завтрака и моря. С 11.30 (12) до 13.30 - презентация и мастерская. Потом обед и тихий час, во время которого могла быть игротека, дискуссионный клуб для родителей, или маленькая мастерская для подготовки к спектаклю, или еще какая-то небольшая мастерская для желающих, которая не поместилась ни в какое другое время (например, так дважды пробовали писать гекзаметром и играть в стихотворную чепуху), или какой-нибудь мастер-класс от участников лагеря - (вот с Натальей Бочаровой сваляли большое полотно, а потом шили из него сумочки, еще раскрашивали акрилом камушки, делали татуировки хной ). Потом время для моря или бассейна, с 4х до 5ти можно было заниматься плаванием в бассейне с Настей (Вася ходил с большим удовольствием и говорит, что многому научился). с 17.30 еще один блок занятий - обычно это была какая-то общая игра, или ролевые игры, или экскурсия (если экскурсия была утром, то тогда вечером был рукодельный мастер-класс). После перерыва на ужин сами собой образовались спортивые игры. Один раз один прекрасный папа организовал игру в городки, а обычно любители футбола играли в футбол. И паралельно этому с какого-то моменты у нас каждый вечер были круговые танцы - это совершенно прекрасное действо, которое нравилось и детям и взрослым, вела одна прекрасная мама, и это был один из моих любимых моментов дня. В 9 вечеров была сказка (и еще иногда семейные спектакли). Потом свечка - когда все по очереди передавали друг другу фонарик и говорили, что им больше всего запомнилось или понравилось в этот день. Потом детский отбой. И спустя какое-то время часто были игры - для подростков и (или) для родителей.
На карточке фотоаппарата остался один кадр про танцы
Несколько фотографий со свечки:
Вася:
Первый день начался играми на пляже на знакомство, а потом был квест - дети одновременно исследовали территорию и выясняли, какие аттрибуты и любимые животные у какого древнегреческого бога. Команда получала записку и искала один из тайников, где лежали картонные аттрибуты, заполняла табличку про найденное, прятала обратно, и брала у меня следующую записку - всего было 12 записок и 13 богов. Днем желающие делали себе костюмы а ля древние греки, а перед ужином мастерили почтовые ящики. Мне хотелось и сюда ввернуть что-то познавательное, и я рассказала про древнегреческие орнаменты, и предолжила украсить почтовые ящики придуманными орнаментами, которые что-то бы рассказывали про владельцев этих ящиков. Ну и вечером был спектакль: все надели свои туники и хитоны, я достала из тайников все аттрибуты богов и мы попробовали экспромтом рассказать основные моменты древнегреческой космогонии - про то, откуда пошли олимпийские боги, и как они воевали с титанами. Как только должен был появиться новый персонаж, мы просили выйти взрослого (для титанов, циклопов и гигантов) или ребенка (для олимпийцев). Так, Вася внезапно оказался Зевсом в детстве, Женя - Зевсом выросшим, а Гриша стал Гермесом.
Ждут начала спектакля
Второй день был у нас про археологию, керамику и вазопись. Утром все отправились в поход - вдоль пляжа на холм, где ведутся настоящие раскопки. Вернулись оттуда с двумя тяжелыми рюкзаками, до верху набитыми кусочками глинянных черепков! А вечером дети рисовали вазы и рисовали на них сюжеты подвигов Геракла для того, чтобы вечером показать спектакль, где нарисованные персонажи этого мифа передвигались от вазы к вазе. Фразы дня: "Авгиевы конюшни" и "провалиться в тартарары" (искать их надо было так - на доске объявлений появилась карта виллы с цифрами на домиках, а на домиках - слоги, которые надо было поставит md том порядке, в каком были цифры на карте).
Васина чаша, на которой гигант спешит на олимп, воевать с богами.
Третий день начался с поездки в Нафплион, приуроченной к фермерскому рынку в этот день. Утром можно было пройти квест по трехсотлетней крепости на высоченном холме в центре города (для того, чтобы написать этот квест, мы съездили туда заранее, пока лагерь еще не начался). В тихий час начала работать моя мини-мастерская - на которой я с желающими готовила спектакль на вечер, а потом была презентация и мастерская про математику: мы делали из трубочек и бечевки модели "платоновых тел" и подвижного многогранника (из 6 тетраэдров). И вечерний спектакль был про Тесея, Ариадну и Минотавра, фигурки и декорации были из картона, а вот Минотавр (Вася в маске, которую нарисовал Гриша) и Тесей (Женя) сражались взаправду - а фразой дня была "нить Ариадны".
В крепости:
Наши старшие дети остались в крепости и стали сами проходить квест - и надо сказать, они набрали больше всего баллов в игре, даром, что были в крепости во второй раз.
А мы с Машей и Гришей спускаемся вниз в центр города - путь длинной в 1000 ступенек.
Зато открываются такие виды:
Красивые дверные ручки
В греческом храме.
В многочисленных кафе была забавная мебель.
Единственный кадр на фотоаппарате со мной:
А тут, кстати, видны эти самые многогранники (сделанные Васей)
Четвертый день продолжал тему, начатую в среду, и был посвящен античным изобретатениям и изобретателям. На утренней мастерской мы делали катапульты из палочек для мороженного, днем готовились к вечернему спектаклю про Дедала и Икара. Декорации сделали в виде книжки с акварельными картинками, человечки опять были из бумаги, зато в конце пролетел Вася со своей 3d моделью мускулолета, который в 70е годы 20го века повторил полет Дедала и пролетел на мускульной тяге (только ножной, а не ручной) от Крита на материк. Фразой дня было выражение "от альфы до омеги", а в качестве вечерней активности - ролевые игры.
Катапульта Жени:
и Васи. Они придумывали свои катапульты сами, а остальные выбирали один из привезенных мной образцов и повторяли его.
И ни одной фотографии мускулолета, эх! Но мы его привезли и собираемся повесить в Ищеино)
На пятый день мы занимались мозаикой. Принесли с пляжа кучу гальки, рассортировали ее по цветам и размерам, а потом выкладывали из нее картинки на картонной основе в деревянных рамках. Это была первая мастерская, на которой к нам присоединились некоторые родители - очень удачный оказался материал. После обеда мы делали для вечернего спектакля по истории про Орфея и Эвридику небольших типа тростевых кукол с одеждой из тряпочек . Вечером кто-то отправился на экскурсию в Микены (где случилась ужасная гроза, и вот именно я с детьми как-то удасно промокли и толком ничего, кроме музея, не посмотрели), а кто-то остался и играл в настольные игры. Фраза дня: олимпийское спокойствие (это была шарада, придуманная Женей).
Орфей:
Птички на веточках - делала та же девочка, что и фигурку Орфея.
Наши с детьми мозаики. Васин маяк и пейзаж с птичкой, Гришина миниатюра с птичкой и слева вертикальная рамка с двумя рыбками (четче видна внизу белая), остальные мои (в нижней я взяла черепки, которые дети накопали ранее).
На шестой день Маша поговорила с детьми про античную скульптуру, я рассказала про масляные лампы и потом мы лепили из глины - кто лампы, кто фигурки, кто и то, и другое. Днем мы сделали заготовки для вечернего теневого спектакля про странствия Одиссея (фраза дня была зашифрованна в кроссворде - между Сциллой и Харибдой), а потом началось самое интересное - масштабная игра в купцов и горожан. На пустыре на дальнем конце нашего пляжа (где стоят 4 заброшенных недостроенных дома) мы разметили столицу, где обитала королева и ее фрейлины, и был базар, и три города - Спарту, Нафплион и Дельфы. Купцы - младшие дети - должны были по заказу горожан доставлять в города из столичного рынка нужные горожанам продукты, горожане (дети постарше) должны были делать из этих ингридиентов напитки (в двух городах - горячие напитки, так что надо было развести костер и вскипятить воду) и приносить напитки королеве и получать от королевы артефакты, а разбойники (взрослые) должны были ловить купцов и горожан и отбирать у них жизнь - баранку на веревочке, и товары/напитки заодно. Это оказался прямо-таки поворотный момент во всем лагере: абсолютно все принимали участие в этой игре, дети после этого куда сильнее сдружились, и взрослые стали активнее участвовать в жизни лагеря и вечернних посиделках.
Некоторые фигурки из глины:
Только что слепленные светильники:
А тут горит мой -
и Васин.
И куча фотографий с игры в купцов-горожан.
Гриша-купец с жизнью-баранкой.
Бежит в город:
Еще один купец с сумкой наперевес.
Погоня:
В городе Нафплионе:
Вася бежит в столицу с добытым куском мрамора.
В городе Дельфы:
Дело клонится к закату.
И наконец в столице.
Горожанин преподносит королеве напиток.
Королева дарует жизнь своему подданому, у которого разбойники жизнь украли.
И вот уже города подсчитывают сколько у кого набралось артефактов, а королева произносит торжественные речи.
Очень довольные дети:
И взрослые. Маша.
Теперь можно и сушку съесть)))
Седьмой день - воскресенье - выдался прохладным, пасмурным и дождливым, и стал днем отдыха после гипернасыщенной субботы. Это был день, посвященный философии (Маша рассказывала детям про философов и античные философские школы) и музам, поэтому с самого утра на доске с расписанием появилась картинка портретом Сократа, который предлагал найти его высказывания и выбрать те, которые покажутся созвучными - а на стенах, дверях и верандах домиков оказались "бабблы" с его цитатами. Утром мы играли в разные варианты пантомимы, крокодила и шарад. Днем желающие пробовали себя в написании стихов (которые мо потом прочитали всем вечером после спектаклей), и мы сделали 5 крошечных сценок по басням Эзопа. Когда я читала детям басни, то несколько младших детей захотели быть кошками. И тогда я нашла три басни, в каждой из которых было по кошке, и у нас было три истории, в которых одни и те же дети по очереди были кошками, а остальные мышами. А еще с этого дня по вечерам семьи стали показывать семейные спектакли.
Восьмой день - понедельник - был посвящен биологии. Утром к нам приехала из Толо Оля Братова, организатор из Большой Черепахи. Она поныряла с желающими на пляже и прямо в море рассказывала про флору и фауну морского дна, и нашла, например, нору осьминога, а потом принесла два ведерка найденного на виллу и там продолжила свой рассказ. Кажется, именно в этот день днем желающие взрослые в первый раз собрались на родительскую группу. А вечером у нас была мастерская фантастических существ - единственное, что я полностью с нуля придумала на месте. Вечером в воскресенье, когда заканчивалась игра в горожан, мы проходили через заросли высокого тростника, и я нашла на земле странную и очень классную корягу. На следующий день я отправилась туда еще раз, и оказалось, что "коряга" была корнями этого самого тростника - и я набрала целую сумку таких корней, а в понедедельник еще одну сумку разных природных материалов в заброшенном кемпинге - веток и листьев пальм, коры, палок, стручков, шишек. И вот из всего этого дети придумывали разных существ, их имена и характеры. А потом вечером мы с импровизировали такую историю со всеми этими существами, по принципу, напоминающему сказку пр обременских музыкантов: " Жил был человечек, который решил отправиться путешествовать. И встретил удильщика, который умел удить рыбу. Человек сказал - пойдем вместе, ты будешь удить рыбу, а я буду ее готовить." Шли они, шли, и встречали на своем пути самых разных существ - летающих, прыгающих, плавающих, и каждому находилось свое дело по его способностям.
А, фраза дня была в этот день - "ящик пандоры", и быквы, из которых надо было сложить слово ПАНДОРА лежали все в разных коробочках и ящиках, спрятанных на территории.
Утром рассматриваем морских обитателей.
Несколько персонажей из корней и веток.
Моя птица-король.
Летающий конёк.
Морской конёк.
Морда какого-то существа.
Во вторник все было про мореплавание и кораблестроение. Утром плавание на кораблике, с высадкой на необитаемом острове и купанием в бухте. Днем рассказ про греко-персидские войны, чтобы сделать на вечер сценку про Фемистокла и битву при Саламине. Вечером презентация про древнегреческие корабли, после чего мы стали делать модели корабликов - от древнегреческих до всяких более современных парусников. В качестве фразы дня мы приплели сюда "яблоко раздора" (чтобы перекинуть мостик между греко-персидскими войнами и троянской войной).
На фотографии совсем нет триер, а между тем кто-то сделал и античные корабли с таранами, рядами весел и нарисованными глазами по бокам от тарана.
В среду темой дня стала архитектура. Утром после презентации про три античных ордера дети делали коллажи с придуманными ими античными храмами. Днем, пока у родителей опять была своя группа, дети наделали кучу марионеток, и в вечернем спектакли мы объединили марионеток и модели храмов, чтобы рассказать миф про Поседйона и Афину. А так как марионеток было очень много, то еще была сценка про Пигмалиона и Галатею. Еще в этот день были ролевые свободные игры.
Тут вот виден Васин храм.
Галатея:
Гриша с Посейдоном.
В четверг мы говорили утром про театр, делали из бумаги театральные маски, и в 4 часа отправились на экскурсию в Эпидавр, где сохранился огромный античный театр. На обратном пути нас завезли на семейный заводик, где делают оливковое масло. и рассказали про то, как его делают. А вечером был спектакль с масками по мотивам батрахомиомахии, древнегреческой пародии на поэмы Гомера про войну мышей и лягушек.
Гришина и Васины маски:
В Эпидавре:
И Гриша в роли кота из спектакля.
Пятница была последним тематическим днем, и темой стала астрономия (к которой каким-то хитрым образом еще приплелись маяки). Поэтому утром младшие дети сделали фонарики со знаками зодиака, а старшие - открытки с маяками, в которых были элементы витража и простейшие цепи из светодиодов и медного скотча. А после обеда мы рисовали на бумаге персонажей из мифа о Персее, и из крошечных фонариков выкладывали силуэт этих созвездий - и потом вечером у нас была сказка, на которой мы по очереди показывали этих персонажей, рассказывая легенду, и превращали их в созвездия, которые светились в темноте прямо как настоящие. И вечером было второе за весь лагерь масштабное событие, в котором участовали все-все: ярмарка. Можно было тратить деньги, покупая товары и услуги, и можно было зарабатывать (на каких-то играх и викторинах), и это было прямо-таки грандиозное действо.
Наш магазинчик на ярмарке
Другие товары - море в бутылке, бутылочки-подвески с песком и галькой, расписные камушки, лимонад, разные браслетики, сумочки, татуировки, фруктовый лед из апельсинового сока и т.д.
Услуги и занятия. Мне понравилась вот эта:
Можно было сделать татуировку хной.
Папы катали детей в одеяле. А еще был массаж ребозо, викторина и игра в мемори, на которых можно было зарабатывать "драхмы", и еще куча всякого.
Можно было даже театральное представление посмотреть:
И аквагрим.
А вот тут виден один из маяков:
И одно из созвездий - Васин дракон (а на его фоне Гришина фигурка для теневого спектакля - ветры, которые вырвались из мешка, который подарил Эол Одиссею):
В субботу, последний день лагеря, мы обходили утром домики и рассматривали, какие коллекции кто собрал. Днем была родительская группа. А ближе к вечеру, когда жара стала спадать (это был самый жаркий день за все время, + 38), родители показали свой спектакль. Слова для него - вариацию на сюжет про аргонавтов - написала одна из мам, и отдельной историей было собрать вместе всех главных персонажей и устроить репетицию. Но в итоге все получилось, и, кажется, это было весело и зрителям понравилось. А потом хозяева виллы помогли устроить нам барбекю, и нажарили в честь закрытия лагеря кучу разного мяса и овощей.
Фрагменты коллекций.
Артисты родительского спектакля на поклонах.
И зрители:
Наверное, за всеми эти деталями и тяжеловесными подробностями легко упустить саму суть лагеря. В моем описании было очень много про познавательную сторону лагеря - потому что это было именно то, что мне было особенно интересно придумать и продумать - а потом смотреть, как это все осуществляется. И потом, когда лагерь закончился, и мы с детьми провели полдня в Афинах, стало ясно, что это было не зря - Вася и Гриша легко называли ордера колонн, понимали по разным деталям, какой перед ними бог или герой на античной вазе или барельефе, и я этому очень рада.
Но семейный лагерь - намного шире. Он про то, как взрослые с детьми могут вместе заняться чем-то интересным или веселым, или таким, что в повседневной жизни нам кажется ерундой и несерьезным, а на деле может принести кучу удовольствия. Про то, как дети и родители знакомяться друг с другом, осваиваются - а потом начинают играть, выражать себя и общаться друг с другом. Недаром каждая последующая сюжетно-ролевая игра оказывалась все более насыщенной и интересной и втягивала в себя все больше участников. Семейный лагерь про то, что рождается, когда каждый участник привносит в него что-то свое. Придуманная нами с Машей программа была бы куда более куцей, если бы не вклад других семей - от прекрасных круговых танцев до новых настольных игр, в которые нас учили играть по ночам...
Ну и для полноты картины несколько фотографий про бассейн, Васю, Гришу и Алису.
Еще немного про море. Оно было буквально в ста метрах - надо было пройти насквозь большой кемпинг и оказаться в самом центре длинного пляжа. Центр был облагороженный, с лежаками и зонтиками, и даже заходом в воду, и галька тут была довольно крупной. А если пойти в сторону, то галька становилась все мельче и мельче, и иногда попадался песок, людей и зонтиков все меньше, и, наконец, пляж становился совсем диким - и у самого берега дно было гладким, и получались такие мелкие и очень теплые лужи. Утром море всегда было спокойным и прозрачным, а к вечеру начинались небольшие волны и ветерок (в первые дни более сильный, а после 15 июня слабенький).
Вот тут в первый день вечером видны самые большие волны за всю поездку.
На камнях куча ежей, и больших камней довольно много там где мелко - зато там можно было плавать и наблюдать рыб. а между камнями песок.
И ближе к буйкам уже никаких камней и только редкий морской газон на дне.
Ищут крабов.
Поймали!