Я поняла, что невозможно уехать на дачу, ничего не написав тут - надо обязательно подвести какие-то итоги закончившемуся учебному году.
Год, который начинался в сентябре неторопливо и спокойно, заканчивается каким-то огромным валом работы, а ощущение того - что вот еще две недели, и я наконец немножко отдохну и хорошенько приберусь в квартире - преследует меня весь год :-)
А написать я хочу в первую очередь про Васю и Гришу.
Про Гришу все очень просто. Летом он поражал меня тем, что говорил так: "Начнется осень, мы вернемся в Москву, Вася пойдет в школу, а я пойду в садик". И так и вышло. Он пошел в обычный гос. сад в 5 минутах ходьбы от дома, в смешанную группу, где куча детей с речевыми проблемами, и немного - без (Гриша считается в этой группке), и детей чуть меньше, чем в группе обыкновенной, и ходил в сад весь год 3-4 раза в неделю. Я приводила я его к началу занятий в 9 утра (уже после завтрака), и кто-нибудь забирал его до сна (спать он категорически не хочет оставаться!). Надо сказать, что я совершенно не в восторге от воспитателей, но Гриша оказался не против ходить в сад, а всем нам это оказалось очень удобно в плане логистики. И, кстати, болел Гриша очень мало, совсем не так, как обычно расписывают первый год в саду. Зато теперь он всегда первым делом бежит мыть руки после улицы! Научился довольно аккуратно раскрашивать картинки и может рассказать, как нужно произносить тот или иной звук. А вот стихи учить наизусть не научился, он каждый раз пытается их пересказать... А еще он подружился с мальчиком Артемом, который тоже ходил весь год до сна, и у которого симпатичная няня, и они часто играли вместе на улице после сада.
Каждое утро Гриша выбирал игрушечку, которую нес с собой в сад и оставлял там в шкафчике.
Каждое утро он заданет мне вопрос - а какие у нас на сегодня планы?
Ему нравится ходить в музеи (осенью мы ударно выбирались в музеи в рамках семейного музейного путешествия), на спектакли, в гости к друзьям.
Он готов тысячный раз смотреть сериал про щенков-супер-героев и звездные войны, любит, когда ему читают, строит всякое из лего. Так же, как и раньше, любит надевать на себя всякие костюмы - кольчуги, плащи, тельняшку, обожает "военные штаны". Почему-то весь год он отказывался в саду переодеваться в шорты и футболку и ходил в длинных штанах и кофте с длинным рукавом, несмотря на то, что в помещении там жарко. Так же, как и раньше, он любит меня обнимать, целовать и говорить, что он меня очень любит. Он очень внимательный, помнит людей, места, в которых был, кто что ему давал, с кем и что Гриша делал.
И вот уж совсем мне не верится, что буквально через полтора месяца ему уже будет 5 лет!
Вот такой сейчас Гриша, в любимом образе с мечом и в шлеме :-)
Единственная фотография за последнее время, где Гриша хорошо виден и без шлема))))
Мне все время кажется, что у Гриши жизнь скучная и все одно и тоже - садик по утрам, потом он с бабушкой у нас дома, или дедушка забирает его к себе в гости, или сидит дома (едет в васину школу на мою работу) со мной.
То ли дело насыщенная Васина жизнь!
Самое главное у Васи было - школа! Первый класс. В маленькой частной школе (которая официально даже и не школа, а некое НОУ СПК "Бриз") "Перспектива".
Васе очень нравится его школа, и мне тоже нравится.
Туда заходишь - попадаешь в такую немного домашнюю и очень свободную атмосферу, видишь детей и их приятных родителей, которые приводят их на уроки, здороваешься с учителями - и и даже плохое настроение становится хорошим.
И если мне иногда и кажется, что неплохо было бы учиться чуть сереьезнее и получать побольше домашних заданий, то Васе, я уверена, нравится все.
В школе есть класс подготовишек и 4 класса с 1 по 4й. В Васином классе к концу года - 10 учеников, 6 мальчиков и 4 девочки.
У него очень красивая классная руководитель, которая ведет чтение (а еще она актриса и делает прекрасные постановки с учениками к праздникам).
Очень опытная и чуткая учительница (которая до этого мая была директором школы) вела обучение грамоте и математику.
И прекрасно ведет английский ведет
mama_tina.
Ну и отдельные учителя были по окружающему мире, физкультуре (даже с лыжами зимой), музыке, ритмике, изо. Психолог, с которой раз в неделю было занятие в песочнице. И еще по кукольному театру - который я весь год вела с утра по вторникам в Васином классе.
Уроки в Перспективе начинаются в 9.30, около 2х обед, потом до 4х прогулка, полдник, дальше детиделают уроки и могут пойти на всякие кружки. Есть бесплатные - моделирование из бумаги, временами столярка, в начале года было жонглирование и астрономия (и я, кстати, тоже вела такой кружок). Есть платные - Вася ходил вот на роботехнику, например. А еще можно было бесплатно 20 минут в неделю заниматься на блок-флейте, и Вася занимался, а временами мы дополняли эти занятия дополнительным платным, и чему-то немножко научился.
В этом году прямо с первого сентября дети отправились в путешествие - и каждая неделя (или две недели) были посвещены какой-либо стране. Путешествовали вначале по России, а потом по странам, с которыми Россия граничит, от Японии до Норвегии. И каждый раз это означало целый ворох мероприятий. Устраивали какие-нибудь интересные встречи - с теми, кто был в этих странах, с их жителями, ходили в музеи (например, в музей Кочевой культуры и в музей Востока), приглашали в школу спектакли (китайскую сказку из студии тети Маши и историю про Простодурсена Анны Куненнковой-Боголюбовой), готовили национальную еду, играли в национальные игры, мастерили соответсвующие поделки. На рисовании рисовали тоже что-то в тему этих путешествий. И на моих занятиях мы чаще всего делали мини-спектаклики по сказке из очередной страны.
В школе время от времени по классу проходит преподаватель, делает фотографии на крошечный фотоаппаратик, а потом выкладывает фотографии в группе школы вКонтакте. А иногда на какое-нибудь событие приходит родитель с фотоаппаратом побольше, и тоже фотографирует. Как-то я просматривала все эти альбомы - "первый класс в сентябре", "первый класс в октябре", "экскурсия на подводную лодку", "праздник 8 марта" и т.д., и сохранила себе в папочку фотографии, на которых был виден Вася, или мои сценки с детьми. Кажется, самое время сейчас проиллюстрировать мои слова этими фотографиями.
Вот просто Вася на уроках.
На физкультуре
На экскурсии:
Вот на концерте в честь восьмого марта. Он попал на неделю, посвященную Украине, поэтому мальчики танцевали украинский танец.
А это на том же концерте мы играем с Васей коротенький дуэт.
А после концерта для родителей был накрыт вот такой стол! Все. что на нем было сделано детьми в тот же день - после уроков и перед концертом учителя и некоторые родители устроили кучу мастер-классов, на которых дети и приготовили все угощения.
В ту же украинскую неделю, например, дети делали вытынанки.
И лепили пельмени.
Прямо в понедельник второй класс вот так встречал всех, кто приходил на уроки.
А вот, например, в неделю посвященную Польше, дети путешествовали по Кракову
А мы с детьми делали декорацию - замок для великана, вдохновленные красивым плакатом в польскими шопками.
А это в другой раз сказочка грузинская.
Финская.
Латышская.
Узбекская, кажется.
Украинская.
и т.д...
Васе так нравилось в школе, что он часто просил забирать его попозже (особенно в первом полугодии). Прекрасное прошлогоднее айкидо совсем не вписалось в расписание, чего Васе, да и мне очень жаль. Единственное внешкольное занятие было в Рождестве, и вот в прошлую среду Вася на праздничном занятии получил грамоту, что ходил туда на студию "Введение в традицию" 4 года и закончил этот цикл.
Кадр с рождественского праздника.
С пасхального.
И с выпускного заключительного занятия.
В школе Вася подружился с кучей своих одноклассников и "одношкольников". Кажется, что к нему все очень хорошо относятся. Пара девочек из класса любяит именно вместе с ним что-нибудь мастерить. С двумя мальчиками из класса он общается больше всего,Алешей и Мишей. Забавно, что Алеша ровно на 1 день младше Васи, родился в том же роддоме, мы познакомились с его мамой на слинговстрече в 4 месяца наших мальчиков, потом временами встречались - на слинговстречах, потом, когда дети стали старше, на праздниках, которые устраивали наши общие друзья, и в Паровозии, где Алешина мама работала. А теперь они внезапно оказались в одном классе и подружились. А еще здорово, что в маленькой школе можно запросто дружить с детьми из старших классов. Сейчас мы с Васей вместе грустим, что Арина, Полина и Даня уже закончили четвертый класс.
В последние несколько месяцев вся школа в (новом? по крайней мере, для Васи) увлечении - они играют друг с другом в днд. И Вася научил играть и Гришу, очень это забавно.
Вот еще несколько кадров с прогулок, это уже я снимала в самом конце апреля. Тут он со старшими мальчика играет.
А это Васины дружочки из его класса:
Зимой в школе был совершенно прекрасный праздник для родителей. В школе нет большого зала, но есть длинный коридор - его превратили в трамвай 20х годов, родители стали пассажирами, один из школьников - вагоновожатым, а дети показывали сценки по стихам Хармса и Введенского.
А 2 недели назад, в предпоследние майские выходные был общешкольный выезд за город, который завершил учебный год (и одновременно был выпускным для 4го класса). Мы ездили на очень приятную базу в Калужской области, и там была организована целая череда активностей. И торжественное подведение итогов для всех классов (всем давали грамоты и подарок - рюкзак, как раз в тему путешествий). И быстрое-быстрое путешествие по всем странам, что были в течение года, и разные сценки, спектаклики, концертные номера, и какие-то активные игры для детей, и мастер-классы, и карнавал - пока дети проходили полосу препятствий, взрослые делали себе карнавальные костюмы, а потом устроилли дефиле перед детьми, и шашлыки, и вечером даже фейерверк! (на следующий день тоже было что-то интересное, но я ничего не видела - уехала ночью в Москву).
Ну и некоторое количество фотографий с этого праздника.
Большая часть Васиного первого класса и классный руководитель.
Вася на мастерклассе делает мандалу.
Карнавал.
Некоторые номера концерта.
Сказка про репку на китайский манер.
Самовар Иван Иваныч.
Мальчики перед сценкой по стихотворению "миллион" Д. Хармса.
И начало сценки.
Корова из трех балерин - из очередного стихотворения.
У меня была казахская сказка про старика и великана.
Сказка про городскую и деревенскую мышку (латышская версия).
Тут стол с кучей еды, мышки, кошка и котенок.
И сказка грузинская с первоклассниками.
Про царя и его сына.
Невесту, которая пошла замуж за царевича только после того, как он научился ткать ковры.
Разбойников, которые напали на царя,
И отвезли к себе в пещеру.
И что из этого вышло. И вот все персонажи и декорации.
Вечером эту пиньяту в виде земного шара раскрыли и из нее высыпалась куча конфеток.
Думала закончить свою запись красивой фотографией, но все же допишу немножко про мальчика на фотографиях ниже.
Он говорит, что интересуется наукой, что ему нравится химия и физика и астрономия, и пытается любому симпатичному незнакомому или знакомому человеку прочести "лекцию" про какое-нибудь физическое или химическое явление. На олимпиаде "Осенний Олимп" в очном туре для первого класса он получил диплом второй степени, а на олимпиаде 2на2 решил всего 3 задачи из 8. За свой первый школьный год Вася научился писать - с кучей ошибок, зато совершенно самостоятельно (в смысле, безо всякого моего вмешательства). И, увы, до сих пор читает медленно и со скрипом. Васина сильная сторона - всякие поделки, он отлично вырезает ножницами и режет резаком, придумывает и склеивает всякие объемные конструкции, чертит чертежи. Любит делать всякие аккуратные кропотливые штуки. Зимой он с энтузизамом вышил маленькую картиночку бисером, и открыточку крестиком, а на прошлой неделе накрутил красивых мандал со всякими узорами. До сих пор не любит рисовать животныхи людей (разве что совсем крошечными), но иногда - когда все-таки рисует - у него выходит довольно симпатично и очень аккуратно. В результате своих довольно хаотичных и не слишком прилежных занятий блокфлейтой он стал довольно чисто петь и внезапно прошел в музыкальную школу - посмотрим в следующем году, что из этого выйдет....
А пока вот он играет с бабушкой в шахматы (на Пасху)
и просто о чем-то думает.