Robbiana

Nov 15, 2009 19:56

Это скатерть. Осенняя. Огромная, пять метров в длину и почти три в ширину. Честно. Американцы заказали. В Америке все большое, вот и скатерти тоже. Где они устраивают такие обширные празднества? В каких помещениях? Вот что значит дитя семидесятых, призрак хрущевской кухни прочно запечатлен в той области мозга, где ведутся все рассчетные и плановые работы. Нет, не масштабная я личность. И самое главное, не дает мне, простой русской (гхм, гхм...) женщине, покоя, вопрос: как этот парус после трапезы стирать? А ведь заляпают же, как пить дать. Уделают своим кровавым кетчупом чистейший итальянский лён.

В связи с грандиозностью объекта пришлось снимать фрагменты.










А теперь про название. Взялась за изыскания и выяснила любопытные подробности.

Во Флоренции, в период незабвенного "кватроченто"*, когда родилось, кажется, почти всё самое прекрасное, что способен сочинить и сотворить руками человек, жило-быо семейство della Robbia. Семейству не чужда была любовь к искусствам и ремеслам, потому один из отпрысков, Лука, отправился изучать благородное и прибыльное ювелирное дело. Подробности его становления малоизвестны, но факт, что мальчик оказался очень способным скульптором и рисовальщиком, знался с Брунелески, Донателло и прочими гигантами. Хорошие знакомства и талант - вещи весьма полезные во все времена. Там канторию* наваял, там мадонну.












Кантория для Санта Мария дель Фиоре, Флоренция
Как живые, чудо как хороши.

Но этой красоты Луке, видимо, показалось мало и он стал использовать в своих работах раскрашеную и глазированную терракоту. Мрамор, бронза и раскрашеная глина.... казалось бы, рядом с такими благородными материалами и простая глина. И то ли из экономических соображений, то ли из-за быстроты и легкости изготовления, или благодаря удивительному качеству и красоте цветных барельефов, но предпочтения мастера принесли ему славу. Конечно, керамические изделия известны еще со времен этрусков и вероятнее всего традиция их изготовления в Тоскане не прерывалась с тех самых пор. Покрывать обожженную глину цветной глазурью умели и в Азии, на Ближнем Востоке. Через мавританскую Испанию, Мальорку эта техника попадала в Европу. (Майолика - Мальорка). Да еще венецианские стеклодувы привносили своё. И все же имя Луки делла Роббия стоит в одном ряду с гениями, Брунелески, Донателло. Он сотворил произведения искусства из материала для крестьянских горшков.
Секрет изготовления смальты.... может был, а может и нет, но работы эти не потеряли своего блеска, не потускнели, как будто изготовлены вчера.









Лука делла Роббия не был женат, гениям не до того, знаете ли. Племянник мастера Андреа делла Роббия, а после и его дети продолжили традицию, добавляя еще красок в и без того колоритную тосканскую действительность вплоть до прихода аскета Савонаролы**. Этот вечно недовольный и харизматический монах увлек своими идеями и отпрысков славного семейства, жизнелюбия и красок поубавилось, кватроченто подходило к концу, впрочем, это уже другая история.



Андреа делла Роббиа







Вот, всегда так с этой флорентийской историей, захочешь найти всего лишь ответ на один маааленький вопросик, а вытянется длиннющая история, да такая захватывающая, впору роман писать, а не пост в "жэжэшечку". Вернусь к моим баранам скатертям. Часто повторяющийся мотив керамических шедевров делла Роббия - гирлянда, венок из цветов, фруктов, листьев. Вот потому и скатерть с бордюром - Robbiana. О, как! Выяснила :)).

А еще парочка любопытных деталей. Robbia - растение, распространенное в Тоскане, из его корней делали красители для кожи и тканей. Красный краситель. Фамилия знаменитой династии наверняка происходит от этого слова. Предки Луки по всей видимости занимались производством или продажей ценного продукта. Имя della Robbia известно во Флоренции уже с конца 13 века.

*Кантория - место где поют в церкви, хОры, что ли по-русски.
**Савонарола - вообще-то монах, религиозный республиканец левого толка, суровый и непреклонный защитник нравственности.

работа, льняное

Previous post Next post
Up