Андрей Кончаловский отказался принимать участие в конкурсе на премию «Белый слон», поскольку организаторы включили в число участников "режиссера" Навального.
[Spoiler (click to open)]С сожалением вынужден сообщить, что я принял нелегкое для себя решение и прошу снять мой фильм «Дорогие товарищи!» с номинации на Национальную премию кинокритики и кинопрессы за 2020 год. Я благодарен Экспертному совету за высокую оценку картины и ее выдвижение на премию в шести номинациях. Эта премия является для меня одной из самых важных в российском кинематографе, так как означает признание художественной ценности фильма со стороны профессионального сообщества - киноведов и кинокритиков, которые судят о фильме с позиций искусства. В связи с этим - два слова о природе искусства. Художник делится своими чувствами. Не мыслями - потому что мыслями делится философ, не идеями - потому что идеями делятся политики. Художник создает образы, которые должны сообщить чувства и уже потом вызвать идеи, мысли о сути жизни, об этических целях и в результате - о прекрасном. В этом для меня и заключается высший смысл искусства. Я, как могу, пытаюсь быть верным этому высшему смыслу. Поэтому мне грустно видеть, что в этом году номинантом Национальной премии кинокритики и кинопрессы в категории «Событие года» стал публицистический проект, который может рассматриваться как политический акт, но никак не может получать оценки по критериям киноискусства. Это как если бы передовая статья в газете «Комсомольская правда» получила премию по литературе. Сожалею, но ошибка Экспертного совета лишила нас в этом году возможности объективной оценки искусства кинематографа в рамках профессионального сообщества. Андрей Кончаловский
Пусть Кончаловский довольно осторожно сформулировал причину своего поступка, но все-таки это поступок в той местечковой среде, которая с советских времён господствует в российском искусстве, и которая не приемлет и травит все патриотичное и русское. Когда-то аналогичный поступок совершил Владимир Меньшов, отказавшись вручать премию «Сволочам». И это очень хорошие ростки формирования национального самосознания у русской творческой элиты, которая когда-нибудь, надеюсь, избавится от ненависти к государству и русофобии «людей с хорошими лицами»