Вчера были на спектакле "Евгений Онегин" театра Вахтангова ...
"Евгения Онегина" в школе я выучила наизусть. Не могу сказать, что сейчас мне близко это произведение, но равнодушной к нему я быть не могу.
Два года назад в Тобольске, в рамках летнего ежегодного фестиваля, был потрясающий оперный спектакль Башмета. Немного осовремененная и адаптированная к неподготовленному зрителю опера Чайковского с вкраплениями авторского текста, который читал Безруков, была поставлена с такой любовью и уважением к Пушкину, к русской музыке и зрителю, с таким исполнением, что несколько тысяч человек, несмотря на начинавшийся дождик, боялись выдохнуть. До сих пор помню настроение, с которым все расходились после оперы, просветленные лица. И даже то, что Безруков немного схалтурил и спутал текст (N.N. у него "хороший человек" получился), компенсировалось его харизмой и полной отдачей, погружением в образ. Певцы, музыканты и хор сработали просто блестяще. Юрий Абрамович Башмет, спасибо!!!
Туманис - или как там его? - привез супер-пупер именитый и отлауреченный спектакль, в котором актеры (особенно Онегины - их там несколько) отбывают срок на сцене. Им очень скучно, и они ждут, когда закончится вся эта тягомотина. Поэтому они постоянно бухают и курят на сцене.
Няня тоже курит :)
Ольга весь спектакль бегает с притороченной к груди гармошкой. Ленский лазит руками под этой гармошкой ...
Татьяна таскает кровати. И скамьи. Два раза - кровати и один раз - скамейку. В четвертый раз пыталась тащить кресло, кто-то (муж или Онегин, не помню), наконец, помог.
Татьяна скулит все представление. Сначала - тупо восторженно прокричав письмо Онегину (да, режиссер так понял слова Пушкина о "восторженной девочке"), потом заунывно, типа сквозь рыдания. Бьет подушки. Сучит ногами после разговора с Онегиным в саду. И подвывает-подвывает все время ...
От автора - расхристанный в пальто, похожем на шинель (пародийный образ пьяного белогвардейца в советском кино представляете? Вот оно. Ну, или Газманова с "Эскадроном" вспомните, будет почти тоже самое, только Газманов на порядок аристократичнее выглядел, чем актер в этом спектакле с настолько простым лицом, что сразу вспоминаются старшие братья Иванушки-дурачка), с полуржущим (ирония, надо полагать) полупьяным голосом, с бутылкой, конечно же ...
Один из Онегиных - Маковецкий. Более вялого и невыразительного актера, чем он в этом спектакле, я еще не видела. Здесь даже не отсутствие харизмы, здесь антихаризма. Вероятно, хотели сыграть усталость от жизни и разочарование, получилось - усталость от спектакля и зрителей. Ему хочется зевать, всем в зале - тоже. К тому же голос, старческий, осиплый, невыразительный, + зачем-то прикрывает рот рукой во время монологов, и речь становится вообще невнятной.
Монолог о дорогах, зайка-шалава (да-да, толстопузый заяц с "эротичными движениями") и гей-парикмахер: просто стоит перед глазами картина, как режиссер говорит (надеюсь, только себе): "Так, это поставим сюда, быдло должно тут посмеяться, а здесь - похлопать. Здесь девушки должны выбежать "из кустиков", отряхивая юбки, а мужчины - застегивая ширинки, здесь гей-стилист - ударить себя по яйцам ... Должны же где-то поржать эти твари, сидящие в зале"
Водка, медведи, балалайка? Их есть у режиссера. И медведи, и балалайка, не говоря уже о постоянном бухалове. И все "безобразье" русской жизни... А, еще прикол хотите? Онегин приезжает на именины Татьяны и сует две бутылки вина матери Татьяны, достав их из-за пазухи.
Презрение к России, ненависть к ее истории и народу, неуважение зрителей - полный набор, чтобы получился модный и признанный спектакль. В этом смысле он удался на 100%.
Честно? Очень жалко денег. Лучше бы у меня их украл какой-нибудь милый и безобидный - по сравнению с "мастерами культуры" - карманник или грабитель, чем я сама вот так, добровольно, отдала их тем, кто зарабатывает на презрении к русскому искусству и ненависти к русскому народу.