Ну что, други мои операфильные. Сегодня мы с вами поговорим об опере. Вернее не только поговорим, но и послушаем. И не об опере, а об оратории. Но в общем всё по порядку.
Итак, "Семела". Доля тех кто не помнит, Семела - это дочь царя Фив Кадма, предназначавшаяся в жёны царю Орхомена Атамасу, но ставшая любовницей Зевса (Юпитера). Коварная Гера (Юнона) хитростью извела соперницу, но у той родился сын Дионис (Бахус). Казалось бы прекрасный сюжет для фривольной придворной оперы на итальянском языке. Однако ко времени создания "Семелы" Генделем (а он был третьим, обратившимся к этому мифу) итальянская опера вышла из моды и Гендель, можно сказать, это почувствовал на своём кошелельке. Его "Дейдамия" провалилась, выдержав всего три представления и нанеся весомый удар по кошельку самого Генделя. Поэтому с итальянских опер на античные сюжеты Гендель переключился на английские оратории на сюжеты библейские. И имел с ними весьма большой успех. Так что и "Семела" впервые прозвучала как оратория. Правда, "волку в овечьей шкуре" удалось выдержать всего четыре представления. Публике греко-римский адюльтер, пусть и на английском языке, слишком уж напоминал немодные оперы. Так что "Семела" быстро сошла со сцены почти на двести лет.
По прошествии этих самых почти двухсот лет ушлые любители копаться в старинных архивах откопали и "Семелу". И оратория возродилась аки феникс, правда уже в виде оперы. Надо сказать, что как опера она получилось весьма удачной с точки зрения постановщика. Потому что есть чёткий сюжет, но при этом можно было как угодно изгаляться над сценографией. Вот и Роберт Карсен решил в своей постановке для оперы Цюриха неможко поэкспериментировать.
Главный и самый удачный ход это выбор исполнителей главных партий. Партию Семелы исполняет Чечилия Бартоли (думаю, что будь жив сейчас мистер Джордж Фридрик Гендель, он бы с десяток опер написал только под Чечилию - ну хорошо, справедливости ради, столько же он бы написал под Джойс Ди Донато, да и Даниелль Де Низ, пожалуй, не осталось бы обделённой). К сожалению, Чечилия не так уж часто нас радует главными ролями в операх Генделя, но здесь уж она постаралась на славу. Посмотрите, как она порхает по сцене в одной простынке:
Click to view
Воистину, "Endless pleasure, endless love!"
Но роль Юпитера тоже не пропала даром. В отличии от большинства других барочных опер, в "Семеле" - это партия теноровая, так что у Карсена был больший выбор, чем в случае, если бы эта партия была написана для кастрата. В нашем представлении Юпитер - это корпулентный бородатый широкоплечий мужчина. Карсен решил несколько перевернуть это самое представление, выбрав на роль Юпитера Чарльза Воркмана, элегантного стройного мужчину. Юпитер у него получился этаким мнущимся интеллигентом, да ещё и слегка неврастеником, но получился более чем достойно:
Click to view
Главная антогонистка Семелы - Юнона, супруга Юпитера, в исполнении Биргит Реммерт, к сожалению, на фоне Бартоли и Воркмана смотрится слабее, однако недостатки компенсирует актёрской игрой:
Click to view
Ну и Изабель Рей в партии Ириды, конфидентки Юноны, демонстрирует незаурядный комедийный дар.
Бас Антон Шарингер в этой постановке отдувается за двоих - за лощёного, полного достоинства Кадма, царя фиванского и за помятого ленивого бога Сонмуса. Самая известная ария - Leave me, loathsome light - течёт из него, как гречишный мёд. Сладко, обволакивающе, могуче.
Лилиана Никитенау в роли Ино, сестры Семелы, всё же местами пела не слишком чисто. Томас Майкл Аллен (Атамас) - как минимум неплох.
Безусловно, высокой оценки заслуживает работа оркестра и хора оперы Цюриха под руководством Уильяма Кристи.
Ещё из забавных моментов постановки - когда Ирида рассказывает Юноне о местонахождении Юпитера и Семелы, то показывает их фотографии, как будто сделанные папарацци, и номер Daily Mirror с броским заголовком Jove and Semele! It's official! Ну а то, как Юнона и Ирида собираются во время Hence, Iris, Hence away... - это, как вы уже видели, целый мини-спектакль. В тоже время, постановка не производит впечатления излишнй перегруженности деталями. Бутылка виски, зелёные сапоги, светящийся волшебный фаллос жезл и уже упомянутые газеты смотрятся органично.
Правда, драматическая гибель Семелы выглядит не очень драматически - Семела тихо отдаёт концы, завернувшись в тёплый клетчатый плед мантию Юпитера. Но даже эти мелкие шероховатости не могут снизить удовольствие от постановки.