Знаете, други мои операфильные, я сегодня с вами хочу поговорить немного вот о чём. Вот скажите, почему, если у простого человека, не испорченного тягой к оперному искусству, спросить что такое опера, то ответ будет, как правило, включать в себя упоминание о корпулентных тётках в возрасте, чьим обводам позавидует средней руки пассажирский лайнер, а голосу сирена упомянутого лайнера? Ну, безусловно этот стереотип имеет под собой основания и, надо признаться, усилиями же самих оперных звёзд - вспомнить хотя бы Монсеррат Кабалье и её "Барселону" в дуэте с Фредди Меркьюри. А теперь давайте возьмём современную постановку одной из весьма старых опер (это "Коронация Поппеи" Монтеверди - середина XVII века):
Click to view
Итак что видим? Толстых тёток нет (есть упитанный дядька, переодетый в тётку, но это роль комическая, а мужчина переодетый в женщину - это уже само по себе смешно). Есть хорошенькая женщина с кожей цвета молочного шоколада, порхающая по сцене в шёлковом дезабилье, томно вздыхающая, и принимающая эротические позы. В самом сюжете есть убийства, кровавая расчленёнка, интриги, плотские сцены и вообще все более чем закрученно и особого хэппи-энда нет. Этакий добротный европейский артхаусный проект (пусть и XVII века). Есть музыка. Да, несколько необычная на ухо сегодняшнего зрителя, но, тем не менее, вполне годная для восприятия.
И всё бы хорошо, но как всегда в рядах "ценителей оперы" находятся ревностные пуристы, которые будут шипеть, словно клубок змей - дескать и постановка излишне осовремененная, и наготы слишком много, да и Даниэль де Нис (это вышеупомянутая мулатка в шёлковом дезабилье) звёзд особых с неба не хватает. Так что, к сожалению, оперной музыке приходится балансировать между двумя этими полярными взглядами - нанафталиненным скучным реликтом для одних и священной иконой для других (по-крайней мере в России). Очень бы хотелось, чтобы ситуация хотя бы немножко изменилась.