Это люди, которые, с одной стороны, не склонны отказываться от статуса клириков или популярных публицистов, находящихся в ограде Московской патриархии, а с другой стороны, готовые резервировать за собою «особую позицию» - такого рода дулю в кармане.
Это иногда высвечивается на по большей части междусобойных конференциях, а прямее всего проговаривается на кухнях. Смелости в этом диссидентстве никакой нет - это даже не советские диссиденты, которые тоже, мягко говоря, отнюдь не все были героями, но хоть чем-то рисковали. Наши же не рискуют вовсе, зато очень симпатичны, как люди с «особенными воззрениями».
Тут надо как-то решиться: либо ты разделяешь взгляды, подходы, которые принципиальным образом существуют в Церкви - и тогда ты с нею, либо нет.
(
отсюда).
Я так понимаю, что нас призывают либо полностью разделять все высказывания всех официальных лиц Московской Патриархии, либо, скажем, перейти в католицизм/баптизм/атеизм. Ну, или в крайнем случае высказывать свою особую позицию с риском для жизни и свободы, что единственно только и может ее оправдать.
Интересно, что сам этот разговор пошел в связи с сергианством - явлением, когда любовь к Родине смешивается с безусловной поддержкой текущего курса партии и правительства. Только, опять-таки, для вл. Сергия это было шагом вынужденным, можно спорить, насколько... Но когда вот эдак добровольно говорят - не понимаю. Совсем не понимаю. Ветхозаветные пророки не то ли самое обличали в Израиле?
А вообще на выход просить друг друга в РПЦ МП начинают всё чаще и чаще. И это ведь одно из тех пророчеств, которые могут сами себя сбыть... кто куда выйдет, еще неясно, но всё заметнее стремление организационно оформить то обстоятельство, что внутри нее существуют люди ну очень по-разному понимающие Православие. Я это желание развода пока не разделяю.