Стандартный прием наших православных духовных школ (не всех, но многих) - это рассуждать о том, что протестантская библейская критика ложна, неблагочестива и еще сто лет назад была раз и навсегда опровергнута блестящими трудами русских православных ученых, получивших мировое признание. Соответственно, под этот раздел подверстывается вся современная библеистика.
В итоге, когда думающий и честный выпускник такой школы знакомится с весьма консервативным и сдержанным образцом современной библеистики, в целом вполне совместимым с традиционной верой Церкви (как кажется людям вроде меня, которые на Западе числились бы консерваторами, а в России именуются либералами), для них рушатся сами основы. Грубо говоря, если послание к Евреям писал не апостол Павел, а Иисус не сознавал Себя второй ипостасью единосущной Троицы, как в катехизисе нашем написано, то никакого Бога, вероятно, нет вообще: бери фелонь, пошли домой. В ЖЖ недавно рассказал о своем опыте человек, переживший подобное, но ссылки я не даю - я не уверен, что тут нужна публичная реклама.
Вот и еще одна опасность фундаментализма, цветущего в наших духовных школах (и паки реку, не всех, но многих), да и не только в них: он тратит чуть ли не все силы на то, чтобы не думать о белой обезьяне, но если уж кому подумалось о ней... всё, полный финал. Знаю и другого весьма толкового библеиста, которого в юности настолько старательно затаскивали в фундаментализм под отеческими цитатами, что он и до сих пор, кажется, не верит в возможность какого-то иного христианства, без фундаментализма, и пребывает в довольно воинственном на сей счет настроении - это
bratkin.