Ханука в нашем календаре?

Dec 22, 2008 22:11

Есть ли какой-то иудейский праздник, который могли бы праздновать христиане? Ну так чисто теоретически? Внимание: речь не идет о том, чтобы пойти стройными рядами в синагогу и там отмечать праздник иудеев, но скорее о том, чтобы праздновать его самим, возможно, в совсем другой день.

Есть, конечно, Пасха и Пятидесятница, но они уже полностью переосмыслены: празднуется совсем не то же самое событие, что у иудеев, пусть и название то же, и примерное место в календаре.

Третий главный праздник древнего Израиля - праздник Кущей - почти что и вовсе у нас выпал (некоторые элементы есть в Преображении, ну так это же совсем другой эпизод!). Он не очень актуален, пожалуй, да и праздновать его в других климатических условиях неудобно. Остальные праздники тоже как-то не выглядят "своими". День умилостивления (Йом киппур) для христиан полностью растворяется в почитании Крестной смерти Христа. Симхат-тора и Рош-ашана коренятся в синагогальной практике и ее литургическом календаре, вне них они непредставимы. Лаг-баомер и вовсе посвящен событиям, произошедшим в иудаизме уже после разделения с христианством. Годится, казалось бы, Пурим, но... слишком многих смущает сам сюжет книги Есфирь, и уже давно смущает.

А вот Ханука... Посвящена она, как все помнят, освящению Храма после успеха Маккавеев, и если уж есть в нашем литургическом календаре память мучеников Маккавейских, и есть Введение во Храм, то, стало быть, и освящение этого самого Храма единомышленниками этих самых мучеников могло бы вполне стать праздничным днем, пусть и не первой величины. Христиане могут увидеть в этом дне еще одну ступень к Боговоплощению.

Только на самом деле не будет этого, конечно. Более того, если бы это было, выглядело бы как уступка массовому (западному, прежде всего) сознанию, в котором Новый год, Ханука и Рождество слипаются в какие-то обессмысленные "сезонные празднества". Кстати, в одном языке именно так традиционно и называется Рождество: по-латышски оно зовется Ziemassvētki, "зимние праздники" (ну, а Пасха у них - Lieldiena, "великий день", впрочем, это название еще в Евангелии есть). Видимо, крещеные ливы и курши сперва не обратили особенного внимания на смысл самого праздника, ну так и рядовой современный потребитель не обращает.

иудаизм, христианство

Previous post Next post
Up