Я про "Альфа-курс" или "Путь" (видимо, его российская модификация?) знаю мало. Но много всего сплелось вокруг этого курса, поэтому интересно узнать больше, особенно от очевидцев (как минимум один такой человек у меня во френдах есть
( Read more... )
(Мне пришлось прерваться на полуслове, поэтому продолжаю)
Дело вот какого рода: ставить перед человеком вопросы Кто такой Иисус? Зачем Иисус умер? Зачем и как мне следует читать Библию? Зачем и как мне молиться? и т.д. имеет смысл только в том случае, если человек чувствует, что он нуждается в спасении (или, во всяком случае, ощущает некий "экзистенциальный кризис" и пытается его как-то разрешить). Или, говоря иными словами - если человек уже начал искать. Если говорить богословским языком, то такое состояние человека означает, что Господь Своей благодатью уже пробудил его от сна греховного, говоря словами свт.Феофана Затворника (в его "Пути ко спасению", как я уже говорил, эти вопросы хорошо проработаны). Только тогда человек дозревает до "последних вопросов", а без этого говорить с ним о том, Кто такой Иисус? Зачем Иисус умер? бесполезно - для него это будет в лучшем случае некое "умствование", никак не более.
Так вот: задача миссионера, на мой взгляд, заключается не в том, чтобы "агитировать за Иисуса" (или "за Православие", или вообще за что-то агитировать), как говорится, в том, чтобы быть готовыми всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Т.е. "ход бедыми" - за ищущими, а не за миссионером: миссионер должен, грубо говоря, обозначить свое присутствие ("здесь вас ждут, если вы задумываесь о смысле жизни, и ощущаете экзистенциальный кризис или чувствуете себя погибающим и нуждающимся в спасении") и дальше ждать, когда к нему придут, как ко врачу на прием (врач тоже обычно, как известно, за больными не бегает).
А вот если человек еще не пробужден от сна греховного (или, что хуже и что, увы, бывает чаще - был уже пробужден и начал искать, но ему не помогли "найти", и так бывало не раз) и соответственно не дозрел до "последних вопросов" - то он и задает вопросы типа можно ли в пост креветок; как достояться до приехавших в город мощей; грех ли заниматься с мужем сексом в такой-то позе; с какого возраста повязывать девочке платочек; как правильно красить яйца; сколько хранится святая вода; ходить ли на соборование здоровым и т.д., а не Кто такой Иисус? Зачем Иисус умер?. И ничего ты тут не поделаешь - человек скорее всего не столько "увяз" в вопросах первого рода, сколько "не дорос" во вторых. В одном только смысле можно говорить об "увязании" - если человек искал, но ответа (церковного) не получил и постепенно остыл (с этим духовным пробуждением именно так и обстоит дело: если пробужденный не пойдет дальше в духовный рост, в т.ч. если ему не помугут это сделать, то он неизбежно сново "заснет", причем новый "сон" будет, поянтное дело, горше прежнего).
Ты рассматриваешь вполне, наверно, типичную ситуацию. Но люди же разные! Поэтому и вопрос не стоит так: открытые встречи по о.Георгию или "Альфа-курс" по о.Евмению (или что-нибудь третье по еще кому-нибудь). Люди очень разные! Одному близко именно это, другому - другое.
С твоей оценкой миссии не согласен. Всегда были миссионеры, которые приходили к несозревшим, как Павел или те же Кирилл и Мефодий. Разве что единицы среди их аудитории были немного созревающими...
С твоей оценкой миссии не согласен. Всегда были миссионеры, которые приходили к несозревшим, как Павел или те же Кирилл и Мефодий. Разве что единицы среди их аудитории были немного созревающими...
Да не приходили они к "несозревшим" (во всяком случае ап.Павел - с Кириллом и Мефодием сложнее, т.к. это во многом "цивилизаторский" проект) - на мой взгляд, это огромное заблуждение считать так. У Павла просто не было иного способо "объявить свое присутствие", кроме как прийти в синагогу или на Ареопаг и там сказать то, что он говорил обычно. А дальше он уж работал с теми немногими, которые после этого шли к нему сами.
Ты рассматриваешь вполне, наверно, типичную ситуацию. Но люди же разные! Поэтому и вопрос не стоит так: открытые встречи по о.Георгию или "Альфа-курс" по о.Евмению (или что-нибудь третье по еще кому-нибудь). Люди очень разные! Одному близко именно это, другому - другое.
Я бы с тобой согласился, если бы "Альфа" была бы "чисто миссионерской" программой, а не своего рода "системой оглашения" (напоминаю, что я об этом говорил в http://ailoyros.livejournal.com/226672.html?thread=2985584#t2985584). А "открытые встречи" - штука, пожалуй, наименее формализованная из всей практики о. Георгия. Не догма, конечно, что их должно быть именно 3: может быть, для тех, кто "не успел определиться" и не готов к тому, чтобы на оглашение записаться, можно и еще несколько встреч провести. Можно и "открытыми встречами" их не называть, в конце концов. Важны только 2 вещи: (1) не мешать такие встречи с собственно оглашением и (2) не тащить в оглашение сомнительные вещи вроде "общинной молитвы своими словами" и тому подобного.
(Мне пришлось прерваться на полуслове, поэтому продолжаю)
Дело вот какого рода: ставить перед человеком вопросы Кто такой Иисус? Зачем Иисус умер? Зачем и как мне следует читать Библию? Зачем и как мне молиться? и т.д. имеет смысл только в том случае, если человек чувствует, что он нуждается в спасении (или, во всяком случае, ощущает некий "экзистенциальный кризис" и пытается его как-то разрешить). Или, говоря иными словами - если человек уже начал искать. Если говорить богословским языком, то такое состояние человека означает, что Господь Своей благодатью уже пробудил его от сна греховного, говоря словами свт.Феофана Затворника (в его "Пути ко спасению", как я уже говорил, эти вопросы хорошо проработаны). Только тогда человек дозревает до "последних вопросов", а без этого говорить с ним о том, Кто такой Иисус? Зачем Иисус умер? бесполезно - для него это будет в лучшем случае некое "умствование", никак не более.
Так вот: задача миссионера, на мой взгляд, заключается не в том, чтобы "агитировать за Иисуса" (или "за Православие", или вообще за что-то агитировать), как говорится, в том, чтобы быть готовыми всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Т.е. "ход бедыми" - за ищущими, а не за миссионером: миссионер должен, грубо говоря, обозначить свое присутствие ("здесь вас ждут, если вы задумываесь о смысле жизни, и ощущаете экзистенциальный кризис или чувствуете себя погибающим и нуждающимся в спасении") и дальше ждать, когда к нему придут, как ко врачу на прием (врач тоже обычно, как известно, за больными не бегает).
А вот если человек еще не пробужден от сна греховного (или, что хуже и что, увы, бывает чаще - был уже пробужден и начал искать, но ему не помогли "найти", и так бывало не раз) и соответственно не дозрел до "последних вопросов" - то он и задает вопросы типа можно ли в пост креветок; как достояться до приехавших в город мощей; грех ли заниматься с мужем сексом в такой-то позе; с какого возраста повязывать девочке платочек; как правильно красить яйца; сколько хранится святая вода; ходить ли на соборование здоровым и т.д., а не Кто такой Иисус? Зачем Иисус умер?. И ничего ты тут не поделаешь - человек скорее всего не столько "увяз" в вопросах первого рода, сколько "не дорос" во вторых. В одном только смысле можно говорить об "увязании" - если человек искал, но ответа (церковного) не получил и постепенно остыл (с этим духовным пробуждением именно так и обстоит дело: если пробужденный не пойдет дальше в духовный рост, в т.ч. если ему не помугут это сделать, то он неизбежно сново "заснет", причем новый "сон" будет, поянтное дело, горше прежнего).
Reply
С твоей оценкой миссии не согласен. Всегда были миссионеры, которые приходили к несозревшим, как Павел или те же Кирилл и Мефодий. Разве что единицы среди их аудитории были немного созревающими...
Reply
Да не приходили они к "несозревшим" (во всяком случае ап.Павел - с Кириллом и Мефодием сложнее, т.к. это во многом "цивилизаторский" проект) - на мой взгляд, это огромное заблуждение считать так. У Павла просто не было иного способо "объявить свое присутствие", кроме как прийти в синагогу или на Ареопаг и там сказать то, что он говорил обычно. А дальше он уж работал с теми немногими, которые после этого шли к нему сами.
Reply
Я бы с тобой согласился, если бы "Альфа" была бы "чисто миссионерской" программой, а не своего рода "системой оглашения" (напоминаю, что я об этом говорил в http://ailoyros.livejournal.com/226672.html?thread=2985584#t2985584). А "открытые встречи" - штука, пожалуй, наименее формализованная из всей практики о. Георгия. Не догма, конечно, что их должно быть именно 3: может быть, для тех, кто "не успел определиться" и не готов к тому, чтобы на оглашение записаться, можно и еще несколько встреч провести. Можно и "открытыми встречами" их не называть, в конце концов. Важны только 2 вещи: (1) не мешать такие встречи с собственно оглашением и (2) не тащить в оглашение сомнительные вещи вроде "общинной молитвы своими словами" и тому подобного.
Reply
Leave a comment