Концепция экономической трансформации. Статья 1994 г.

Apr 01, 2015 11:47

Читатели попросили поделиться моим видением того, как следовало бы проводить реформы, какое было у меня в начале 1990-х годов. Выполняю эту просьбу.

Read more... )

реформы, Гайдар, история, Россия, Федоров, Чубайс, экономическая политика, СССР

Leave a comment

Re: Интересно сравнить с интервью С. Васильева moscou_actu April 2 2015, 18:24:40 UTC
...Признаться, рассуждения о том, что кассовых аппаратов в питерских ларьках все-таки больше, чем в московских, в устах одного из самых ярких и эрудированных “бойцов” команды Гаидара звучат нарочито приземленно. Поднявшись над житеиской прозой, он лишь упомянул о необходимости создания рынка земли и недвижимости. Но это не смена убеждений, а вынужденная констатация: возможности реформаторов влиять на общую линию правительства, увы, ограничены. В новой ситуации пути реформаторов расходятся, и каждый должен мотивировать свои выбор. Переход Васильева со своим центром под крыло Минэкономики стал результатом довольно сложного компромисса. С одной стороны, центр - некое инородное неуправляемое тело- изрядно раздражал руководителя аппарата правительства Владимира Квасова. Однако прикрыть его после проверки весной 1993 года не удалось. Помешал референдум. Но после недавних выборов стало ясно, что дни его сочтены: ушли главные покровители - Гайдар и Борис Федоров. В структуре правительства исчезла должность вице-премьера по экономическои политике, на которого замыкался центр.
Между тем центр - это сто квалифицированных специалистов, в основном приглашенных Васильевым, в случае его отставки они были бы подвешены, как и проекты, начатые за эти два года. "Гайдару в этом плане было легче, с ним из правительства ушли всего несколько человек”, - заметил Сергей. Реорганизовать, но сохранить центр оказалось предпочтительнее, даже с учетом снижения его статуса и доступа к информационным потокам. Тем более что это было в русле задуманного еще при Гайдаре реформирования Минэкономики: минувшей осенью сюда перешли рыночники Яков Уринсон и Сергей Игнатьев.
Так, в нынешнем правительстве Минэкономики во главе с Александром Шохиным стало одним из самых прогрессивных министерств. Васильев исходил из того, что хорошо знает ведущую тройку людей в этом министерстве и всегда с удовольствием с ними сотрудничал. Хотя объяснить приязнь к шефу, все чаще открыто конфронтирующему с Гайдаром и Чубайсом, становится затруднительно. Особенно после того, как министр привлек для выработки программы правительства “советских академиков". “Эта идея и мне крайне не нравится. Я понимаю критику в адрес Шохина... Но никто не скажет, что он не разбирается в экономике и выступает против реформ”. На переходе Васильева в Минэкономики настаивал Чубайс, Гайдар также одобрил это решение, пояснив, что рекомендует отставку только политическим фигурам, в ранге от министра и выше. И просил всех реформаторов, занимающих должности от первого зама министра и ниже, остаться. Тотальный исход был бы негативно воспринят обществом. Особняком стоит лишь отставка Андрея Илларионова, но она была предрешена, т. к. его назначение после референдума советником премьера было актом политическим.
Вероятно, и Васильева Виктор Черномырдин желал бы видеть вне правительства. Но поступил премьер благоразумнее: растворил Центр в министерстве и, сохраняя пропагандистские плюсы этого маневра, оставил Васильева как бы куратором, ответственным за концептуальную проработку экономической реформы. Как замечает Сергей, совпадение это или признак чутья, но в этих вопросах Черномырдин предпочитает не опираться на старуко гвардию.
Сегодня Васильев отводит своему министерству особую роль: при отсутствии критической массы грамотных людей в правительстве удерживать его от очередных глупостей. Опасность не в триллионных кредитах, которые “пока не даны и даже не подписаны, Виктор Степанович понял, что деньги давать нельзя”. Опасность в начавшейся “силаевизации" правительства, в появлении дилетантских, а подчас и абсурдных проектов. Были приведены примеры. Первый из них - снижение акцизов на водку - четко выявил разницу между профессиональными экономистами и т. н. здравомыслящими практиками. Последние умудрились поверить водочному лобби, что при понижении акцизов увеличатся сборы. Сергей Игнатьев подготовил опровергающие расчеты, написал премьеру, но решение уже было принято, удар по доходам бюджета нанесен.

Reply

Re: Интересно сравнить с интервью С. Васильева moscou_actu April 2 2015, 18:25:12 UTC
Второй - указ по Тульской области, согласно которому все налоги остаются в ведении местных властей. "Совершенно безумный" документ, котсрый разорвет в клочки налоговую систему страны, вызвав цепную реакцию таких же привилегий. Столь же низко оценил Васильев то, что выдается за меры по защите отечественного производителя, скажем, предлагаемый 60-процентный тариф на ввоз интегральных схем. Ясно, что после этого они будут ввозиться контрабандно, это не самолеты или суда. Он удручен тем, как мы нескладно проходим “зады" мировой экономики. Есть масса свидетельств: те страны, что проводили открытую политику, добились наибольших успехов. И наоборот: чем больше защищаешь отрасль, тем глубже в техническую дыру ее загоняешь, в чем нам предстоит убедиться на примере автомобильной промышленности после поднятия пошлин на иномарки.
Есть еще проект указа по Ингушетии: там предполагается создать оффшорную зону с правом регистрации предприятий всей России, которые будут платить 10-процентный налог в бюджет этой республики. Масштабы возникающих злоупотреблений невообразимы...
Васильев убежден: никаких рациональных экономических аргументов за этими проектами не стоит. Это даже не лоббизм, не выбивание денег, что еще было бы понятно, а вариации на тему фильшинского “дела о 140 миллиардах”. Он заверил, что Минэкономики дает негативные заключения по таким проектам. Но реформаторы в этом министерстве, в Минфине и Госкомимуществе находятся под сильным давлением. Если удастся “вычистить" их из правительства, у нас может начаться вакханалия украинского типа.
В связи с этим он видит два возможных сценария. Либо мы удерживаемся на нынешнем уровне инфляции, и тогда в пределах 10%-20% качественных различий нет. Либо скатываемся в гиперинфляцито, для чего надо сильно постараться, но у нас есть, кому стараться. Именно этот сценарий вероятен в случае ухода оставшихся реформаторов. Чтобы быстрее к нему приблизиться, надо начать регулировать цены, замораживать зарплаты, фиксировать курс рубля. По ироним судьбы к этому сводятся рецепты академиков, заказанные шефом Васильева, - правда, Шокин не говорил, что надо им следоватъ.

Будущее прояснится после принятия бюджета парламентом. Сейчас бюджетный дефицит составляет около 60 триллионов рублей, что приемлемо. Но, по оценке Васильева, в окончательном виде доходная часть может быть порядка 100 триллионов, а расходная - 200 триллионов, Когда бюджет более чем наполовину финансируется из инсляционного источника, мы очень быстро “вылетаем в трубу”.
При каких условиях он сочтет для себя невозможным далее оставаться в структуре правительства? После принятия в большом количестве тех “глупых решений”, которым противится его министерство. Если противодействие не даст результата, он не исключает коллективной отставки всего реформистского крыла Минэкономики.
Аркадий Соснов.

Reply


Leave a comment

Up