Дискуссия в фонде «Открытый диалог» и комментарии польским СМИ

Dec 05, 2014 04:09

Выступление в дискуссии, организованной фондом «Открытый диалог»

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=CQs4PrAdLcc&list=PLUBSpsu-3rfy_-o_riDUcM_vxctoRs8IJ&index=5

Дискуссия в фонде «Открытый диалог» продолжалась в целом более 2 часов; выше приведена ссылка на пятый ее отрывок (всего их 18, они идут друг за другом):
https://www.youtube.com/watch?v=MTcWH-rYGug&list=PLUBSpsu-3rfy_-o_riDUcM_vxctoRs8IJ&index=2

Polskie Radio, 26 ноября

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=J0d8874FNUw

TV Republika, 27 ноября 2014

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=F6vj0z_oZIs

Dzie Dobry TVN, 28 ноября 2014
https://vimeo.com/113100548

Радио Польша, 28 ноября 2014
Илларионов: санкции Запада мало влияют на российскую экономику
О будущем российской экономики, о западных санкциях, о феномене высокого рейтинга президента России в интервью с бывшим советником Владимира Путина, российским экономистом Андреем Илларионовым.

- Когда вы покидали должность советника Владимира Путина в 2005 году, вы сказали: «Россия уже не та». Россия изменилась с того времени, Путин изменился, как вы считаете?
- Конечно. Прошло 9 лет с того времени. Тогда это был просто авторитарный режим. Сейчас это жёстко авторитарный режим с элементами тоталитаризма. Причём тогда, в конце 2005 года, не было прямой агрессии против непосредственных соседей. Было массированное, необоснованное применение силы внутри Российской Федерации по отношению, например, к чеченцам. Были убийства отдельных людей. После этого были такие знаковые убийства, как убийство Анны Политковской, отравление Литвиненко, убийство Натальи Эстемировой, были уже совершенно очевидные агрессии против соседей - такие, как агрессия против Грузии 2008 года и агрессия против Украины 2013-2014 годов. Поэтому режим существенно ужесточился.

- А как вы объясните явление небывалой поддержки Путина во время его агрессии на востоке Украины, экономического спада и так далее?
- Опросы общественного мнения в авторитарной стране никогда не дают реальной картины. Когда человек сидит дома, у него звонит телефон и кто-то на другом конце провода его спрашивает: «А поддерживаете ли вы Владимира Владимировича Путина?» Естественно, человек в условиях репрессий и террора скажет: «Пожалуй, да». Что же еще он может ответить? Поэтому эти данные не совсем корректны. В условиях авторитарного режима никто не знает, каков реальный уровень публичной поддержки. Тем не менее действительно очень многие, я думаю, что большинство российских граждан сегодня поддерживают Путина. Почему? Прежде всего потому, что во многих русских, этнических русских, живет вирус «имперскости». Многие думали, что он умер. Оказалось, что он дремал и теперь был разбужен. Теперь он встал во весь рост и захватил сознание очень многих сограждан. Это правда. Как долго он будет жить в головах людей и управлять их поведением? Из истории мы знаем, что вирус «имперскости» лечится только одним способом - военное поражение. Причем чем жёстче поражение, с большими потерями, тем скорее лечится этот вирус. Других способов его излечения не существует.
Что касается экономической ситуации, то она никогда не являлась в условиях авторитарных режимах ключевым фактором, определяющим уровень поддержки авторитарного лидера. В демократических режимах - да. В демократических режимах факторы благосостояния, уровня цен, инфляции, валютного курса оказываются довольно значимыми. В условиях авторитарного режима, особенно при наличии массированной пропагандистской машины, занимающейся промывкой мозгов, экономический фактор не играет существенной роли. Посмотрите на ситуацию на Кубе или в Северной Корее. Нынешняя Россия пока не дошла до уровня Северной Кореи, но она показывает сам механизм.

- После саммита в Австралии ходят слухи о кулуарных договоренностях стран западного мира о желании добиться свержения Путина, потому что якобы Запад не рассматривает Путина как партнера. Вы считаете такое возможно?
- Этот вопрос стоит разделить на две части. Первая - воспринимают ли Путина западные страны в качестве партнера? Скорей всего, да. Сейчас им действительно стало трудно это делать, и они испытывают эмоционально-этические перегрузки, что отразилось на достаточно прохладном приёме в Брисбене. Но, кстати, такой подход демонстрируют сегодня и страны третьего мира. Второе - принял ли Запад решение свергать Путина? Думаю, что нет. Это пример кремлевской пропаганды. Запад так не действует. Если бы он так действовал, то мы видели хотя бы какие-то признаки, но ничего подобного нет. Не только потому что запад не применял ранее такой тактики, а и потому что осознание этой проблемы стало приходить только сейчас. От осознания проблемы до формирования какой-то когерентной политической программы, тем более до действий, есть определенная дистанция. Пока мы можем фиксировать самые-самые первые признаки эволюции понимания только среди некоторых членов западного сообщества.

- Вопрос к вам как к экономисту. Недавно министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия из-за санкций и падения цен на нефть теряет колоссальные средства, и деньги не поступают в бюджет. В долгосрочной перспективе санкций, а также при падающих ценах на нефть, что ожидает российскую экономику?
- В данном случае падение цен на нефть действительно приводит к снижению поступлений в бюджет страны. Это бесспорно. Но падение цен на нефть происходит независимо от западных санкций. Они не связаны. Подтверждений того, что санкции оказывают какое-либо существенное воздействие на российскую экономику, пока не обнаружено. Более того, объявление о первых трех пакетах санкций вызвало повышение курса рубля по отношению к доллару и повышение фондовых индексов в России. Таким образом, рынки реагировали скорее позитивно, нежели негативно на введение этих санкций. Продолжение действия этих санкций не будет иметь значимых эффектов. Введение новых санкций - возможно, но нужно посмотреть, в отношении кого или чего их применять. Например, известно, что против Ирака были введены полномасштабные санкции, в том числе в отношении экспорта иракской нефти. Но иракская нефть - это 97% экспорта Ирака и около 60% иракского ВВП. Ирак находился в условиях полномасштабных санкций в течение многих лет, но это не изменило позиций и политики Садама Хусейна. Изменение его политики произошло не в результате применения санкций, а в результате вторжения войск коалиции. Сейчас, в случае России, мы имеем дело с несопоставимо более скромными санкциями, касающихся несопоставимо более скромных секторов российской экономики, буквально нескольких компаний. Если те санкции против Ирака не дали эффекта, когда гораздо мощные санкции были применены к гораздо более слабой стране, почему мы должны ожидать более серьезного эффекта от гораздо более слабых санкций применённых по отношению к более крупной стране?

- А что относительно цен на нефть? Что будет, если нефть будет дальше дешеветь?
- На самом деле снижение цен на нефть приведет неизбежно к снижению курса рубля, а снижение курса рубля даст возможность развития ненефтяных секторов экономики. Так что это может привести к ускорению экономического роста в России и к выходу российской экономики из цикла стагнации и рецессии. Так что в средне- и долгосрочном плане это приведет скорее к позитивным последствиям.
Денис Шпигов
Автор благодарит за помощь в организации интервью Фонд "Открытый диалог"
http://www.radiopolsha.pl/6/249/Artykul/188838

4МВ, Польша, Смоленск, Путинская война против Украины

Previous post Next post
Up