Click to view
1. Об угрозе голода
13.30: «... совершенно смешные убеждения о том, что нам угрожал голод в начале 90-х годов. Это тезис Гайдара. Причем украденный Гайдаром у Валентина Павлова».
2. О т.н. соглашении «О конституционной стабилизации»
22:37: Вопрос: «12 декабря 1992 г. было заключено соглашение между Вами и Ельциным «О конституционной стабилизации». Согласно этому документу обе стороны договаривались о том, что 11 апреля будет проведен референдум о принятии новой Конституции. И таким образом был найден выход, мирный выход, из кризиса двоевластия. Верховный Совет получил отставку Гайдара, но Вы отказались проводить референдум 11 апреля. Там был вопрос, что две стороны разрабатывают проект Конституции, который будет вынесен на референдум. Вы отказались от выполнения обязательств по этому соглашению, что проложило дорогу к силовому разрешению кризиса двоевластия в октябре 1993 г. Вы сейчас чувствуете собственную ответственность за...?»
Хасбулатов: «Вы спрашиваете меня или утверждаете?»
Вопрос: «Я утверждаю и спрашиваю».
23:44: Хасбулатов: «Во-первых, вы плохо информированы. Никакого соглашения насчет Гайдара у нас, конечно, не было. Потому что Ельцин цеплялся за Гайдара до последней минуты. И я даже, знаете, чтобы уж совсем не рассориться с Гайдаром, я даже согласился на то, что, скрепя сердце,... мы вместе обедали, я даже показал бюллетень, что я голосую третий раз за Гайдара. Но люди с периферии, наши депутаты, видели результаты этих реформ на месте, они были так возмущены, что они уже не слушали не только Ельцина, но и Хасбулатова. И большинством был провален тогда Гайдар... То есть это... был декабрь 92-го года. Там ни о каких конституционных переговорах и конфликтах,... каких-то выборах и прочих... вообще не шла речь... в повестке дня и не предусмотрено было. Там весь сыр-бор был, к сожалению вокруг «избрать - не избрать»... Хотя я говорил: «...Борис Николаевич, да и Вы сами неоднократно говорили, что я его заменю, потерпите до следующего Съезда». Дайте год. Дали. Год прошел. Хотели снять гораздо раньше...»
25:26: «А то, что вы говорите, вы что-то слышали, что-то читали, уже подзабыли, это относится к более позднему периоду - к 93-му году, началу. Там вот этот «Да, да, нет, нет», вот это все, вот этот референдум. То говорил Ельцин, что надо референдум, то говорил: не надо. Я был сторонник чего? Как у нас было записано в Конституции? Что Конституцию разрабатывает Конституционная комиссия. Она была на Первом Съезде утверждена. Кто был председателем Конституционной комиссии? Ельцин. Я был только первым заместителем. Поэтому кто мешал Ельцину как председателю Конституционной Комиссии на конституционной основе разработать эту Конституцию? Причем тут соглашение - не соглашение? Так что все это выдумки тех, кто хотел наклеить ярлык... консерватора, реакционера, людей, тянущих Россию назад, а не вперед. То есть пропаганда. Это все пропаганда».
То, что в начале 1990-х годов, не было угрозы голода и, следовательно, соответствующее утверждение, популяризировавшееся затем Е.Гайдаром, было выдумкой, сейчас хорошо известно. Новой деталью является свидетельство Р.Хасбулатова, что автором этого утверждения был именно В.Павлов. В интервью «Трудный путь к свободе» были приведены многочисленные цитаты об «угрозе голода» из документов 1990-91 гг. депутатской группы «Союз», выступавшей за сохранение СССР и ориентировавшейся во многом на В.Павлова и других лиц, составивших затем ядро ГКЧП, являющиеся косвенными подтверждениями версии, рассказанной Р.Хасбулатовым.
Однако еще более интересным является утверждение Р.Хасбулатова, настаивающего на том, что никакого «соглашения о конституционной стабилизации» от 12 декабря 1992 г., согласно которому Б.Ельцин «обменивал» отставку Е.Гайдара на согласие Съезда народных депутатов на проведение референдума о Конституции 11 апреля 1993 г., не было.
Как известно, Е.Гайдар неоднократно утверждал, что такое соглашение было, и именно в рамках этого соглашения он, Гайдар, покинул пост премьер-министра для того, чтобы обеспечить мирное разрешение кризиса двоевластия. Однако, по словам Гайдара, Хасбулатов обманул Ельцина и отказался от проведения референдума (изложение этой версии содержится, в частности, в приведенном выше вопросе).
Тут, очевидно, одно из двух.
Либо такое соглашение было. Либо его не было.
Похоже, это тот случай, когда утверждения двух известных политиков, являются взаимоисключающими.
Но кто-то из них говорит неправду.
Или же оба.