Гайдар образца 1990-91 гг. о стабилизационнной программе

Mar 29, 2010 08:01



В рамках обсуждения обнародованных к осени 1991 г. готовых программ экономического реформирования или хотя бы систематических представлений, имевшихся у потенциальных руководителей предстоящих реформ, интерес представляют взгляды Е.Т.Гайдара на стабилизационную политику, изложенные им в его знаменитых статьях в «Коммунисте» в 1990 и 1991 гг.

Знакомство с ними позволяет сформулировать, как минимум, два вывода:

1. Нетрудно видеть, что изложенные им взгляды - это классическая ортодоксальная стабилизационная программа, мало чем отличавшаяся от программ, успешно осуществленных до этого в некоторых латиноамериканских странах, в Польше, и в этой части принципиально не отличавшаяся от предложений Г.А.Явлинского и его группы.

2. Сравнение этих же взглядов Е.Т.Гайдара с реально проведенной им политикой в 1992 г. показывает, что практически ничего из этой программы не было осуществлено на практике. Дефицит госбюджета был увеличен, бюджетные дотации и субсидии увеличены, темпы роста денежной массы резко возросли, реальная ставка процента стала глубоко отрицательной, сбережения были дестимулированы, санкции за неплатежеспособность не были введены, вместо них был проведен зачет взаимной задолженности с дополнительной денежной эмиссией, контроль за динамикой совокупного спроса не был установлен. Тем не менее значительная часть цен была либерализована.

Действительно значимый исторический вопрос поэтому заключается уже не в том, что именно Е.Гайдар делал не так - это уже более или менее известно, а в том, почему он делал именно так?

Трудный выбор. Экономическое обозрение по итогам 1989 года

17 февраля 1990 г.

«И в наших условиях основные задачи и инструменты антиинфляционной политики вполне очевидны, никаких профессиональных тайн тут нет. Необходимо сократить темпы роста денежной массы (разумеется, речь идет не только о наличных деньгах, а о совокупности более широких денежных агрегатов, включающих наряду с прочим и средства на счетах предприятий). Резко уменьшить дефицит государственного бюджета, привести объем дотаций в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами. Временно снизить объем капиталовложений предприятий, разгрузить на этой основе базовые отрасли, обеспечив возможности сбалансированного снижения централизованных государственных капиталовложений. Начать свертывание гипертрофированных отраслей, неэффективных производств. Стимулировать сбережения, повысить ставку процента до уровня, балансирующего спрос и предложение, резко ужесточить санкции за неплатежеспособность. Отказаться от завышенного, нереального курса рубля, сформировать валютный рынок. Обеспечив контроль над динамикой совокупного спроса, начать размораживание цен».
http://www.iet.ru/ru/trudnyi-vybor-ekonomicheskoe-obozrenie-po-itogam-1989-goda.html

В начале новой фазы. Экономическое обозрение

17 февраля 1991 г.

«Экономическая логика подсказывала: надо пойти на любые меры, чтобы устранить основные источники инфляционного давления: дефицит государственного бюджета, экспансию денежной массы. Такая политика могла иметь шансы на успех в руках популярной, сильной власти, обладающей волей и авторитетом...

Бюджетный дефицит - ценнейший индикатор для анализа инфляционных процессов...

чтобы сбить волну инфляционных ожиданий, ограничение роста заработков должно распространяться на всех. Любая слабость, уступка, колебание подрывают доверие к серьезности намерений власти...

Если не удается справиться с подавленной инфляцией - а эффективность административного регулирования стремительно падает, - значит, надо разом включить механизм рыночного регулирования, дать предприятиям свободу в формировании производственных связей, начать энергичное разгосударствление собственности. Чтобы защитить население от последствий роста цен - ввести индексацию доходов. Сначала заменим пустые прилавки быстро растущими ценами, а затем уже остановим их гонку...

Надежда, что политическая ответственность восторжествует, финансовое положение удастся стабилизировать до того, как подавленная инфляция перейдет в открытую, еще раз появилась, когда стало известно: руководители Союза и России договорились объединить усилия в разработке и реализации программы углубления реформы. Появившийся в результате документ, если сделать скидку на публицистические красивости (роспись по дням), вынужденные уступки политической демагогии (мягкость к социальным программам, обещание никого не обидеть) и экономическому изоляционизму республик (отказ от федеральных налогов, опасные эксперименты с банковской системой), воспроизводит естественную логику ортодоксальной стабилизационной программы. Предполагалось, резко сократив государственные расходы (капиталовложения, дотации, оборона, управление, помощь зарубежным странам), в течение полугода ликвидировать бюджетный дефицит. В тот же срок сократить до "О" рост денежной массы...

В результате всего сделанного с экономикой резкое повышение цен стало неизбежным. Что же, это еще не повод закрывать глаза от ужаса перед подступающей неизвестностью, запугивать друг друга неминуемой катастрофой. Куда полезнее, приняв открытую инфляцию как факт, пересмотреть экономико-политические рекомендации...

В острых формах, мешающих нормальному течению воспроизводственных процессов, инфляция не может длиться вечно. Неизбежно образуется коалиция сил, достаточно мощная, чтобы по меньшей мере на время восстановить финансовый порядок. Не станет исключением и наша страна. Общие контуры антиинфляционной программы прогнозировать нетрудно. Пойдут вниз расходы государства на дотации, в первую очередь на продукты питания. Резко упадет зерновой импорт. На низком уровне стабилизируются государственные инвестиции, капиталовложения предприятий, производство инвестиционной продукции».
http://www.iet.ru/ru/v-nachale-novoi-fazy-ekonomicheskoe-obozrenie.html
Previous post Next post
Up