Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=FN6BSBp80iM Jan 25, 2025
Андрей Илларионов. Выступление и ответы на вопросы на семинаре клуба IntLex «Талант, интеллект и этика», 21 января 2025 г.
Участники: Михаил Эпштейн, Андрей Илларионов, Игорь Мандель, Юрий Ярым-Агаев
(
Read more... )
..."Мало кто из представителей интеллигенции понимает, что методология естественных наук не годится для наук о человеческой деятельности..." - Думаю это заблуждение. "Методология естественных наук" - это просто научная методология, которая - при адекватном применении - приложима ко всему, от счётных палочек до систем любой сложности (обществ).
Тот факт что слово "научность" и его производные были захвачены и надсадно повторяемы садистскими полудурками вроде Ленина, Маркса и их последышей, говорит не о неприменимости научной методологии, а о ярой наглости этих шизо, активность большинства которых пришлась на 20-й век - время отступления (будем надеяться - временного) Западной цивилизации, и была им усилена.
Те кто живёт на Западе и имеет возможность наблюдать - думаю заметили что "интеллектуальная элита Запада" благоволит не только к социализму но и к другой (пардон) блевотине вредящей элементарно нормальной жизни (навскидку - антисемитизму, мелкому воровству, наркотикам, развалу семьи, неконтролируемой эмиграции и пр.). Думаю, это - внешнее проявление старения цивилизации (которое тоже не идёт "по прямой", посмотрим куда "вырулят" Трамп, Милей и их малочисленные пока последователи).
Общность некоторых качеств "социализма" и "прочего мусора" ("исламизма", множества "прочих" диктатур) намекает что настоящий "разлом" в "наше" время - между всеми этими стадными "обществами" и цивилизацией Запада, пытающейся сохранить индивидуальность каждого.
Reply
Reply
Сам же пишете о социальных науках...
И где у меня идея описать все "простыми уравнениями"?
В общем - "чур меня, чур меня". Беру свою часть диспута "взад". При случае обсудим вещи где не проглядывают столь ошеломительные нескладухи.
Слово какое-то пугающее употребляете (хе-хе) - сциентизм...
Reply
Вы совсем не осознаёте степень трудности проблемы, если продолжаете настаивать на статистических методах и многофакторных активных экспериментах для социальных наук. Попробуйте опровергнуть логику Мизеса: «Не существует иного способа изучения сложных явлений деятельности, кроме абстрагирования от изменений в целом, затем введения изолированного фактора, провоцирующего изменение, и, наконец, анализа его воздействия, исходя из предположения прочих равных условий.» Как Вы не можете понять, что сложные явления, которыми занимаются науки о человеческой деятельности, это уникальные явления, которые не повторяются? Никакая статистика не сможет предоставить необходимые для расчёта и эксперимента миллионы или миллиарды фактов обо всех участвующих в сложных явлениях людях. Невозможно составить системы уравнений для математического моделирования сложных явлений с использованием этих миллиардов фактов. И невозможно обеспечить в экспериментах прочие равные условия при изменении одной переменной. Если бы это было возможно, то давно бы историки описали с помощью систем уравнений мировые войны и разные революции. Однако всем очевидно, что это невозможно. Однако, когда речь заходит о проектах переустройства общества, то все трудности мгновенно забываются и оптимизму нет предела. Такой конструктивистский рационализм (если слово сциентизм пугает) может привести только к тоталитаризму. При таком подходе нет никаких шансов избежать тоталитаризма.
Вот, к примеру цитата о «главной причине кризиса западной цивилизации» из книги Raimondo Cubeddu "The Philosophy of Austrian School" [1993] Могу много подобных цитат привести.
Reply
связи между сциентизмом и коллективизмом
Огромный энтузиазм по поводу теории планирования в 1930‑е годы и та вера, которую она внушала, были основаны на ложном мнении о том, что наиболее надежным способом решения социальных проблем было применение в социальных науках метода естественных наук.
В основе трактовки представителями австрийской школы коллективизма - термина, который они понимали как синоним тоталитаризма, - лежало в первую очередь теоретическое утверждение об ограниченности человеческого знания, а также критика тенденции к использованию методов естественных наук и исторического знания в области социальных наук.
Таким образом, системы, заявляющие о необходимости рациональной и научной реорганизации общества, имеют тенденцию мутировать в тоталитарные режимы из‑за невозможности решить проблемы экономического планирования при сохранении личной свободы и тех институциональных структур, которые ее обеспечивают.
Проповедуемый позитивизмом и логическим позитивизмом культ науки стал главной причиной кризиса западной цивилизации, а также «эпистемологическим обеспечением тоталитаризма».
Хайек уже писал, что источником веры в возможность рациональной организации всего общества, с экономическим планированием в качестве центрального принципа такой организации, было злоупотребление разумом.
Хайек перешел к рассмотрению политических следствий из сциентистской ментальности. В их число он включил то, что строго рациональная социальная организация требует тотального подчинения индивида обществу, а также то, что она не оставляет места ни для сферы частной жизни, регулируемой и защищенной законом, ни для экономической свободы. Тем самым тоталитаризм представляет собой соединение безграничного доверия к способности разума обнаружить «справедливый политический порядок» с твердой убежденностью, что источник всех бед общества кроется в том, что его конкретная экономическая организация неспособна достичь полной эффективности. Соответственно в тоталитаризме утопический компонент, а именно вера в возможность достижения абсолютного познания мира, сочетается с представлением о том, что после того, как фундаментальные законы реальности открыты, мир становится бесконечно податливым.
Дрейф интеллектуалов в сторону поддержки принципа научной организации общества нельзя рассматривать как безобразное явление, которое было свойственно исключительно Германии. Неслучайно в более поздних работах Хайека, где он занимался критикой «конструктивизма», немецкие авторы упоминаются довольно редко. Ведь вера в то, что наука способна выносить верные суждения в любой области человеческой деятельности - это относительно новая тенденция, и ее источником вовсе не является немецкая культура. Убежденность в способности ученых управлять тоталитарным обществом исходит главным образом из тезиса о том, что «наука может выносить нравственные суждения о человеческом поведении».
философскими предпосылками тоталитаризма являются сциентизм и историцизм. Едва ли случайно то, что с этой критикой первыми выступили мыслители, стоявшие в стороне от позитивизма и историцизма и в силу этого способные понять происходившее на их глазах. Кроме общей оценки современности, оба разделяли также представление о том, что тоталитаризм не был просто несчастным случаем в ходе эволюции западной цивилизации. С их точки зрения, тоталитаризм был плодом растущего доверия к идее, утверждающей, что методы и когнитивные цели современных естественных наук можно использовать при решении проблем социальных наук. Иными словами, предполагалось, что современная наука способна решить те проблемы, которые не смогли решить традиционная философия и политическая экономия (за что их обвинили в недостаточной «научности»).
проблемы сосуществования людей в обществе возникают от того, что в этой сфере неприменимы методика и знания естественных наук.
Reply
Главной причиной нежелания современного человека признать, что фундаментальная ограниченность его знаний создает неустранимый барьер на пути рационального переустройства всего общества, является его безграничная вера в возможности науки. Мы так много слышим о быстром прогрессе научного знания, что у нас возникло чувство, будто сохраняющаяся ограниченность нашего знания скоро исчезнет. Однако эта уверенность покоится на неверном понимании задач и возможностей науки, т.е. на ошибочном представлении, что наука есть метод установления отдельных фактов, и по мере развития техники мы получим возможность устанавливать любые нужные нам факты и соответственно оперировать с ними как нам заблагорассудится.
Успех в исследовании сравнительно простых явлений физического мира, где оказалось возможным устанавливать причинные связи в виде функции небольшого числа переменных, значение которых легко установить, так что в результате стал возможным поразительный прогресс соответствующих отраслей науки и техники, породил иллюзию, что то же самое вскоре произойдет в области изучения более сложных явлений. Но никакая наука и известная техника не способны помочь нам обойти то обстоятельство, что никакой ум и соответственно никакое целенаправленное действие не в состоянии учесть все отдельные факты, которые известны некоей группе людей, но никогда не смогут стать достоянием одного отдельного человека.
И в самом деле, наука, столь успешно научившаяся объяснять и предсказывать отдельные события в случае сравнительно простых явлений (или там, где удается приблизительно изолировать сравнительно простые «закрытые системы»), при попытке применить свои теории к очень сложным явлениям наталкивается на тот же барьер в виде незнания фактов. В некоторых областях удалось разработать очень важные теории, дающие понимание общей природы некоторых явлений, но они никогда не смогут дать полное объяснение или предсказание отдельных событий - просто потому, что мы никогда не будем располагать полной совокупностью фактов, которые, согласно этим же теориям, для этого необходимо знать.»
Reply
Leave a comment