Если сравнивать упоминания слов "истина" и "правда" в Библии, то у правды есть 1) благочестивый оттенок, отношение в контексте больше к людям, чем к небесам, контекст как у положительного действия, у добродетели, либо в сравнении с законом, неправдой. А истина непререкаема, напрямую связана с образом Иисуса, свободы, святости, Духа.
«17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.» «32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» «38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.» «5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.» «20 Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, -так как истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.» «6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина»
Каждую проповедь Христос начинает со слов "Истинно, истинно говорю" подтверждая тем самым, что то, о чем он проповедует, не подлежит сомнению. Хотя существует и такой речевой оборот, как "правду говорю", "правду говоря", "правду сказать" «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
контекст правды: «15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.» «10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.» «21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» «8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» «35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» «7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,» «6 по ревности -- гонитель Церкви Божией, по правде законной -- непорочный.» «9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие» «18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» «14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны;» «13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.» «Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен»
Интересно было бы узнать, различаются ли в первоисточнике по написанию слова истина и правда.
Различаются, конечно же - алетея истина, дикайосуне правда. Disclaimer- греческие буквы знаю, но могу и ошибаться в их произношении :) Сам Иисус не говорил на том языке, которым написаны 4 общепринятые евангелия...
Я считаю дискурс о правде и истине возможным в философии, но контрпродуктивным на данный момент, так как не только весь мир, но и западная цивилизация утонули во лжи, бороться с которой можно только при помощи правды.
Если же мы будем в реальной жизни, не на философских чтениях - спорить о различиях правды и истины, то может создаться впечатление, что существует как минимум две правды - это утверждение я не принимаю и считаю его разлагающим умы и сердца людей и поэтому глубоко вредоносным. Классической носительницей идеологии "многих правд" является госпожа Симоньян с ее "неоднозначностью всего".
P.S. с неверными переводами и толкованиями Библии просто беда, большущая беда. Даже самое необходимое как - не убий - это не "thou shall not kill", а "thou shall not murder"... И как с этим быть?!!
P.S.S. Если погугелить aleteia что переводится как истина, то картина такова, что это слово очень любит и практически присвоила себе- католическая церковь. Сюрпрайз, сюрпрайз.
Неоднозначность - методичка пропагандистов, и дай им любое слово, они его выкрутят в нужное русло. В том то и дело, что для пропагандистов много слов с разными значениями не нужны, у них одна "правда" - и она многоликая.
"Правда" как "право", "закон", "религия"aillarionovMay 26 2024, 20:21:31 UTC
В старорусском языке слово "правда" имело также такие значения, как "право", "закон", "религия" в смысле религиозного права. Некоторые из приведенных Вами примеров из старорусских переводов библейских текстов это блестяще иллюстрируют.
Если посмотреть на этимологию слов истина и правда, то истина происходит от старославянского истъ, истый - тот самый, подлинный, настоящий, такой как есть, реальный, (отсюда происхождение слов истец - пострадавший при нарушении истины, чистый (без добавок), неистовый - нарушающий истинное состояние, источник), а правда - правь, пьрвъ - первый, верный, законный, прямой, в приставке пра/про в значении первоначальности и древности (правое дело, права человека, праведник, правоведение, доказывать правоту, искать правду, твоя правда, одесную - наставление на правое дело, десница - правая рука - в значении правды - исполнитель закона).
А если посмотреть первоначальный перевод Салическая правда (или любая другая правда как документ) - Pactus legis Salicae - Салический закон.
Честно говоря, не понимаю, в чем противоречие того, что в том или ином языке существует два или более слов примерно одного и того же понятия. Когда смотришь синонимы, разве возникает чувство, что тебя хотят обмануть? Наоборот, это говорит о многообразии и богатстве языка и возможности более четко и ярко донести свою мысль.
В английском, оказывается, не существует перевода слова совесть. Вместо этого есть conscience - сознание, обозначающее и совесть так же. И ничего, никто по этому поводу не расстраивается.
Или в английском есть два похожих, но всё же различающихся слова can и may (Вы об этом упоминали в разговоре про цивилизации (безумно интересная лекция!!!)), для которых в русском есть лишь одно значение "может", и никто американцам не ставит в вину, что они подменяют понятия, наоборот, эта разница помогает вносить бОльшую ясность между физической возможностью сделать что-то и разрешением сделать от лица кого-либо :)
Проблема-то не в синонимах. Зачем русские намешали в одном слове столько разных смыслов, и объективное и субъективное? В правде я смотрю, намешано, кроме истины - справедливость, праведность, право, закон... Зачем этот венегрет? Чтобы прятать под ним нелицеприятную истину? Или вот версия Достоевского: «мы, русские, прежде всего боимся истины, то есть и не боимся, если хотите, а постоянно считаем истину чем-то слишком уж для нас скучным и прозаичным, недостаточно поэтичным, слишком обыкновенным и тем самым, избегая ее постоянно, сделали ее наконец одною из самых необыкновенных в редких вещей в нашем русском мире (я не про газету говорю). Таким образом у нас совершенно утратилась аксиома, что истина поэтичнее всего, что есть в свете, особенно в самом чистом своем состоянии; мало того, даже фантастичнее всего, что мог бы налгать и напредставить себе повадливый ум человеческий.»
Во-первых, винегрет. Во-вторых, почему только русские намешали? Это нормально, когда слову присуще несколько значений. На иврите слово "истина" - "eh'-meth" - это надёжность, твёрдость, постоянство, верность, истина, правда. Слово "правда" - это "tseh'-dek" - прямота, праведность, правда, справедливость, верность. Дело ведь не в словах, а в людях, в том, как они этими словами захотят распорядиться.
Я, наоборот, вижу так, что истина отличается от правды цельностью из-за своей неделимой объективности, а правда - это то, с помощью чего можно прийти к истине, поэтому это может быть и частью истины и полной истиной и включает в себя субъективное и объективное. Ну да, есть такое, что в старорусском значении правда трактовалась и как закон, но сейчас все говорят закон. А вот что действительно трагедия для России - это тотальное незнание верховенства права. То есть сейчас больше путают не правду с законом, а право с законом - вот что плохо.
Достоевский сказал… Вы предъявляете ФМ так, будто он истина в последней инстанции и с ним решительно нельзя спорить. Любой великий человек всегда остаётся в первую очередь человеком, со своими субъективными представлениями. Эта цитата противоречит сама себе в том, что якобы русские сделали истину одною из самых необыкновенных и редких вещей, избегая её, и при этом истина поэтична и фантастична - и это аксиома. Но поэтичность и фантастичность - не такое уж обыкновенное и часто встречаемое явление, и если это аксиома, то как же русские сделали истину редкой, если она сама по себе фантастична? А то, что истина может быть фантастичной - вполне себе да. Откуда Тесла мог прийти к тем открытиям, если бы он руководствовался только одной существовавшей на тот момент правдой? Да, истина может быть фантастичной, и иногда гении должны идти против правил и правд, чтобы отыскать истину и не утонуть во лжи.
К выводу Достоевского, что «истина поэтичнее и фантастичнее всего, что есть в свете» может прийти только развитая творческая личность. Марк Твен сказал нечто похожее: «Правда невероятнее вымысла, потому что вымысел обязан держаться в рамках правдоподобия, а правда - нет.» (Интересно, что у него было в оригинале - truth or verity?) А большинство, возможно, действительно считает истину «скучным и прозаичным, недостаточно поэтичным, слишком обыкновенным». Потому что большинство состоит из недоразвитых личностей. Из контекста параграфа XV. НЕЧТО О ВРАНЬЕ следует, что «одною из самых необыкновенных в редких вещей в нашем русском мире» истина стала не по причине её фантастичности и поэтичности, в чём Вы ошибочно видите противоречие, а по причине тотального вранья. Просто внимательнее надо читать.
«Величайшие истины - самые простые.» Л.Н. Толстой «Истина бывает часто настолько проста, что в неё не верят.» Ф. Левальд
Сергей, а Вы об истине только на мнение великих ориентируетесь или и свое тоже имеете?
Истина может быть и проста и неприхотлива, а может поразить на всю жизнь своим светом, истина многогранна и в характеристиках способна угодить каждому - и развитой творческой личности и «простым и скучным» людям.
«-Что такое истина? -Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова. И болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня, и сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает.»
На 1 января 1992 года наличное зерно в России, не считая стратегических запасов зерна, составляло 50 млн тонн. Этого зерна было достаточно для питания всей страны в течение нескольких лет - это тоже истина, и не поэтичная, и даже не фантастичная. Фантастикой было больше так называемая угроза голода в 1991-92 в «великой необъятной» стране Россия.
Секретарь на заседании партбюро: - Товарищ Абрам, похоже, у вас есть другое мнение по этому вопросу? - У меня есть другое мнение,... но я с ним не согласен!
Моё мнение не отличается от услышанного в лекции Павла Усанова: «Истина - совпадение мыслимого и сущего.» Он ссылается на Аристотеля. Просто, и со вкусом, как говорится. Меня устраивает. Ничего лишнего, и в этом истинная красота.
А что такое мыслимое? И насколько оно отличается от сущего? Формой материи?
Что есть сущее? Это то, что человечество уже увидело? Или часть сущего, о котором мы еще не знаем (но тем не менее оно может существовать и иметь материю, независимо от того, знаем мы о нем или нет), может являться для нас немыслимым или частью мыслимого, потому что у него в нашем мире еще нет материи?
"- Верю ли я в волшебников? - сказал он. - Я верю во все, что могу себе представить, Петер. В волшебников, в господа бога, в дьявола, в привидения… в летающие тарелки… Раз человеческий мозг может все это вообразить, значит, все это где-то существует, иначе зачем бы мозгу такая способность?"
И может ли истина быть немыслимой? Может ли истина существовать независимо от того, знает о ней человечество или еще нет? Раньше все знали, что Земля стоит на четырех слонах, но от этого она не переставала крутиться вокруг Солнца. Истина может существовать независимо от наших представлений о ней на данный момент.
8 вопросов. Это пресс-конференция или экзамен? Судя по тому, что в конце Вы делаете безапелляционный вывод «Истина может существовать независимо от наших представлений о ней на данный момент», это были наводящие вопросы, которые явно подразумевают, что я совсем не разбираюсь в философии. Ну-ну. А у меня только 1 вопрос: «А каким определением истины пользуетесь Вы?» Подозреваю, что никаким. Это автоматически означает, что об истине Вы не можете знать НИЧЕГО. Интересная картина. Я хоть что-то знаю, а Вы и со мной не соглашаетесь и своего мнения не имеете. Какой смысл тогда дискутировать? Только время терять.
Откуда мне знать, разбираетесь Вы в философии или нет? Мы обсуждали всего лишь определение истины, и даже не определение, их много, а суть. А если Вы считаете, что я не имею своего мнения, значит, не читаете мои комментарии. Тогда зачем дискутируете со мной? Своими вопросами я вовсе не хотела призвать Вас к обязательному ответу. На Вами предложенный тезис об истине, сама хотела разобраться, может ли истина существовать вне мыслимого, и пришла к выводу, что может. А Вам совсем не обязательно соглашаться со мной) Определение истины в моем понимании такое, как я о ней высказывалась в комментариях: истина не может быть субъективной, истина многогранна - и проста, и сложна, истина может быть и вне нашего понимания (аборигены могут не знать законов аэродинамики,но железные птицы от этого летать не перестанут), но истина - это должна быть такая бумажка - "Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая! Броня."
Прозаичное не философское, отвечающее на вопрос "что?": "Истина - достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек." А дальше уже идут критерии и свойства, отвечающие на другие вопросы.
«17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.»
«32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.»
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»
«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина»
«38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.»
«5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.»
«20 Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, -так как истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.»
«6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина»
Каждую проповедь Христос начинает со слов "Истинно, истинно говорю" подтверждая тем самым, что то, о чем он проповедует, не подлежит сомнению. Хотя существует и такой речевой оборот, как "правду говорю", "правду говоря", "правду сказать"
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
контекст правды:
«15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.»
«10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.»
«21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.»
«8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде»
«35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему»
«7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,»
«6 по ревности -- гонитель Церкви Божией, по правде законной -- непорочный.»
«9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие»
«18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир»
«14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны;»
«13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.»
«Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен»
Интересно было бы узнать, различаются ли в первоисточнике по написанию слова истина и правда.
Reply
Я считаю дискурс о правде и истине возможным в философии, но контрпродуктивным на данный момент, так как не только весь мир, но и западная цивилизация утонули во лжи, бороться с которой можно только при помощи правды.
Если же мы будем в реальной жизни, не на философских чтениях - спорить о различиях правды и истины, то может создаться впечатление, что существует как минимум две правды - это утверждение я не принимаю и считаю его разлагающим умы и сердца людей и поэтому глубоко вредоносным. Классической носительницей идеологии "многих правд" является госпожа Симоньян с ее "неоднозначностью всего".
P.S. с неверными переводами и толкованиями Библии просто беда, большущая беда. Даже самое необходимое как - не убий - это не "thou shall not kill", а "thou shall not murder"... И как с этим быть?!!
P.S.S. Если погугелить aleteia что переводится как истина, то картина такова, что это слово очень любит и практически присвоила себе- католическая церковь. Сюрпрайз, сюрпрайз.
Reply
Reply
Reply
Некоторые из приведенных Вами примеров из старорусских переводов библейских текстов это блестяще иллюстрируют.
Reply
А если посмотреть первоначальный перевод Салическая правда (или любая другая правда как документ) - Pactus legis Salicae - Салический закон.
Честно говоря, не понимаю, в чем противоречие того, что в том или ином языке существует два или более слов примерно одного и того же понятия. Когда смотришь синонимы, разве возникает чувство, что тебя хотят обмануть? Наоборот, это говорит о многообразии и богатстве языка и возможности более четко и ярко донести свою мысль.
В английском, оказывается, не существует перевода слова совесть. Вместо этого есть conscience - сознание, обозначающее и совесть так же. И ничего, никто по этому поводу не расстраивается.
Или в английском есть два похожих, но всё же различающихся слова can и may (Вы об этом упоминали в разговоре про цивилизации (безумно интересная лекция!!!)), для которых в русском есть лишь одно значение "может", и никто американцам не ставит в вину, что они подменяют понятия, наоборот, эта разница помогает вносить бОльшую ясность между физической возможностью сделать что-то и разрешением сделать от лица кого-либо :)
Reply
версия Достоевского:
«мы, русские, прежде всего боимся истины, то есть и не боимся, если хотите, а постоянно считаем истину чем-то слишком уж для нас скучным и прозаичным, недостаточно поэтичным, слишком обыкновенным и тем самым, избегая ее постоянно, сделали ее наконец одною из самых необыкновенных в редких вещей в нашем русском мире (я не про газету говорю). Таким образом у нас совершенно утратилась аксиома, что истина поэтичнее всего, что есть в свете, особенно в самом чистом своем состоянии; мало того, даже фантастичнее всего, что мог бы налгать и напредставить себе повадливый ум человеческий.»
Reply
Я, наоборот, вижу так, что истина отличается от правды цельностью из-за своей неделимой объективности, а правда - это то, с помощью чего можно прийти к истине, поэтому это может быть и частью истины и полной истиной и включает в себя субъективное и объективное. Ну да, есть такое, что в старорусском значении правда трактовалась и как закон, но сейчас все говорят закон. А вот что действительно трагедия для России - это тотальное незнание верховенства права. То есть сейчас больше путают не правду с законом, а право с законом - вот что плохо.
Достоевский сказал… Вы предъявляете ФМ так, будто он истина в последней инстанции и с ним решительно нельзя спорить. Любой великий человек всегда остаётся в первую очередь человеком, со своими субъективными представлениями. Эта цитата противоречит сама себе в том, что якобы русские сделали истину одною из самых необыкновенных и редких вещей, избегая её, и при этом истина поэтична и фантастична - и это аксиома. Но поэтичность и фантастичность - не такое уж обыкновенное и часто встречаемое явление, и если это аксиома, то как же русские сделали истину редкой, если она сама по себе фантастична? А то, что истина может быть фантастичной - вполне себе да. Откуда Тесла мог прийти к тем открытиям, если бы он руководствовался только одной существовавшей на тот момент правдой? Да, истина может быть фантастичной, и иногда гении должны идти против правил и правд, чтобы отыскать истину и не утонуть во лжи.
Reply
Reply
«Истина бывает часто настолько проста, что в неё не верят.» Ф. Левальд
Сергей, а Вы об истине только на мнение великих ориентируетесь или и свое тоже имеете?
Истина может быть и проста и неприхотлива, а может поразить на всю жизнь своим светом, истина многогранна и в характеристиках способна угодить каждому - и развитой творческой личности и «простым и скучным» людям.
«-Что такое истина? -Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова. И болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня, и сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает.»
На 1 января 1992 года наличное зерно в России, не считая стратегических запасов зерна, составляло 50 млн тонн. Этого зерна было достаточно для питания всей страны в течение нескольких лет - это тоже истина, и не поэтичная, и даже не фантастичная. Фантастикой было больше так называемая угроза голода в 1991-92 в «великой необъятной» стране Россия.
Reply
- Товарищ Абрам, похоже, у вас есть другое мнение по этому вопросу?
- У меня есть другое мнение,... но я с ним не согласен!
Моё мнение не отличается от услышанного в лекции Павла Усанова: «Истина - совпадение мыслимого и сущего.» Он ссылается на Аристотеля. Просто, и со вкусом, как говорится. Меня устраивает. Ничего лишнего, и в этом истинная красота.
Reply
Что есть сущее? Это то, что человечество уже увидело? Или часть сущего, о котором мы еще не знаем (но тем не менее оно может существовать и иметь материю, независимо от того, знаем мы о нем или нет), может являться для нас немыслимым или частью мыслимого, потому что у него в нашем мире еще нет материи?
"- Верю ли я в волшебников? - сказал он. - Я верю во все, что могу себе представить, Петер. В волшебников, в господа бога, в дьявола, в привидения… в летающие тарелки… Раз человеческий мозг может все это вообразить, значит, все это где-то существует, иначе зачем бы мозгу такая способность?"
И может ли истина быть немыслимой?
Может ли истина существовать независимо от того, знает о ней человечество или еще нет?
Раньше все знали, что Земля стоит на четырех слонах, но от этого она не переставала крутиться вокруг Солнца.
Истина может существовать независимо от наших представлений о ней на данный момент.
Reply
А у меня только 1 вопрос: «А каким определением истины пользуетесь Вы?» Подозреваю, что никаким. Это автоматически означает, что об истине Вы не можете знать НИЧЕГО. Интересная картина. Я хоть что-то знаю, а Вы и со мной не соглашаетесь и своего мнения не имеете. Какой смысл тогда дискутировать? Только время терять.
Reply
Reply
Reply
"Истина - достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек." А дальше уже идут критерии и свойства, отвечающие на другие вопросы.
Reply
Leave a comment