С.Сергеев. Тирания как русская традиционная ценность - окончание

Mar 04, 2023 08:07

Окончание отрывка из введения к книге Сергея Сергеева «Русское самовластие. Власть и ее границы: 1462-1917 гг.» Яуза-каталог, 2023.

Но как случилось, что у европейского, христианского народа утвердилась неевропейская и, в сущности, антихристианская, тираническая власть?

Read more... )

насилие, власть и собственность, религия, история, власть, Россия, режим, право, культура, Европа, свобода, государство, Запад, СССР

Leave a comment

причина - ключ (продолжение) 2_homo_sapiens March 5 2023, 05:41:22 UTC
... ...
Думаю, очевидно, что в основе информационной системы (ментальной программы) деспотии "русского православия", как и у других христианских доктрин, лежит постулат (догма, аксиома) о вечной жизни ДУШИ после биологической смерти тела В ЭТОМ МИРЕ, как якобы информационного "продолжения жизни" (любого) человека В ИНОЙ ЖИЗНИ (в православии - В ИНОМ МИРЕ). И соответствующая догма о СПАСЕНИИ ДУШИ от ВЕЧНЫХ МУК (в ином мире "в аду"). Т.к. ДАЖЕ НЕ ВЕЧНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ РАЕМ, а именно СТРАХ ВЕЧНЫХ МУК (в аду), - это тот КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР, который ЗАСТАВЛЯЕТ СОМНЕВАТЬСЯ ДАЖЕ МНОГИХ СКЕПТИКОВ, а тем более, не склонных к рациональным рассуждениям людей. Но этот фактор почти одинаковый практически во всех больших христианских церквях. Однако КЛЮЧЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ между ними состоят в том, КАК (любой, каждый или какой-то) человек может попасть В ИНОМ МИРЕ в Царство Небесное, т.е. в рай, и НЕ ПОПАСТЬ В ВЕЧЫЕ МУЧЕНИЯ (которые легко ярко продемонстрировать на примере реальных ПЫТОК И КАЗНЕЙ В ЭТОМ МИРЕ).
В католичестве есть Чистилище, были индульгенции, личное стремление к праведности, регулярное исповедь грехов и причащение. Т.е. есть способы получить надежду на Спасение посредством личных усилий, действий. И отлучать от церкви, видимо, не стало настолько массовой традицией или, тем более, стандартным предписанием, как в российском православии. В любом случае, Чистилище даёт надежду даже умершим уже грешникам избежать ВЕЧНЫХ МУЧЕНИЙ (ограничившись врЕменными).
В протестантизме личные заслуги (праведность) человека ещё более значимы в смысле возможности заслужить Спасение своими действиями НЕЗАВИСИМО ОТ ЦЕРКВИ.
В (русском) же православии, как отмечает автор, Спасение практически почти не зависит от действий данного человека непосредственно - его СПАСЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ЦЕРКВИ и ОТ ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ к данному человеку: если человек остаётся в церкви, то он получит Спасение, выполнив лёгкие формальности (исповедь грехов и причастие, "отпевание" (даже если не успел оформиться сам, то ему помогут другие "задним числом") и т.д.). Но если данный человек не угодил церкви и церковь его "отлучает"... То Спасение ему не получить. Оно и понятно, ведь, В ПОСТРОЕНИИ Царства Небесного никакие люди УЧАСТИЯ НЕ ПРИНИМАЮТ - создание, в т.ч. ПОСТРОЕНИЕ Царства Небесного по представлениям и учению (догмам) православной церкви - это ПОЛНОСТЬЮ РАБОТА БОГА. Задача человека получить Спасение сводится (к заменяющей практической задаче) не выпасть из церкви (которая, хотя и не строит Царство Небесное, но имеет полномочия выдать человеку пропуск туда). - Очень удобно для деспотии, контролирующей церковь (через физический контроль над иерархами), - любого человека можно запугивать отлучением от церкви и, соответственно, потерей Спасения (и вечной жизни) и вечными мучениями НЕЗАВИСИМО от усилий данного человека жить праведно или ещё как-то, а только в зависимости от отношения к нему или планов на этого человека у церкви (или у управляющей ею деспотии).
Т.е. Спасение человека как в биологическом (физическом) (2.1), так и в духовном измерении (2.2) больше, чем от чего-либо другого, зависит от власти деспотии.
(Это и есть "двуглавый орёл" - контроль и физического, и духовного (информационного) пространства.)

Reply

n_ermak March 7 2023, 00:21:58 UTC

Кажется любая церковь претендует на своё как минимум посредничество. Хотя у протестантов, например, церковь учредить достаточно легко явочным порядком.

Я думаю, что практика Ваши выводы в значительной степени подтверждает относительно Православия, в котором спасает именно Бог. Именно через Церковь (как правило).

Но не стоит забывать о роли святых в Православии.
То есть обреченности на деспотию как бы нет. И вместе с тем она торжествует.
Очевидный парадокс.

На ум приходит разве что Воля Божия, выраженная в истории Православия и России. Грубо говоря не послал пока что Господь Православия своего Лютера. Не исключено, что пошлет ещё. Да так, что ни ему будет не отвертеться, ни нам.

Вообще Ваша идея об учете Божественного Замысла при оценке христианства кажется с одной стороны очевидной, а с другой как правило тотально игнорируется исследователями. По-моему, и ХЭБ этим грешит. Видимо это отражает утрату Бога в самой жизни, что не может не отражаться и в подходах к исследованию. Мы в очередной раз умерщляем Бога. Как индивидуально, так и всей цивилизацией. Что Западной, что Русской.
Да прости Господь моё примитивное богословие.

Reply

segey_nazarov March 7 2023, 08:57:24 UTC

< В католичестве есть Чистилище, <......>.Т.е. есть способы получить надежду на Спасение посредством личных усилий, действий.

В протестантизме личные заслуги ....человека ещё более значимы в смысле возможности заслужить Спасение своими действиями НЕЗАВИСИМО ОТ ЦЕРКВИ.
В ... православии, Спасение ... почти не зависит от действий данного человека непосредственно - его СПАСЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ЦЕРКВИ и ОТ ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ... >

Эти утверждения не соответствует действительности и весь ход рассуждений теряет смысл.


Условия спасения

Согласно Новому Завету, спасение человека возможно благодаря действию благодати Божией на человека и совершается через веру в Иисуса Христа, исполнение Его заповедей, покаяние. Своими собственными силами человек не может добиться спасения: Мф. 19:26Мк. 10:27Лк. 18:27Еф. 2:8.

В православии и католицизме спасение объявляется возможным только с помощью Церкви. В протестантизме, где посредническая роль Церкви отвергается, выдвигается тезис об оправдании верой[5].

По учению Церкви, после телесной смерти вечная совершенная блаженная жизнь (жизнь с Богом) даётся человеку только при «рождении свыше» (Ин. 3:3-8), то есть для этого нужно родиться от Бога, стать Его чадом, через веру в Иисуса Христа Сына Божиего и Его искупительную жертву.

Reply

условия Спасения - надо уточнить 2_homo_sapiens March 8 2023, 01:08:18 UTC
Цитата: << Согласно Новому Завету, спасение человека возможно благодаря действию благодати Божией на человека и совершается через веру в Иисуса Христа, исполнение Его заповедей, покаяние. Своими собственными силами человек не может добиться спасения: Мф. 19:26; Мк. 10:27; Лк. 18:27; Еф. 2:8.
-->
Мф. 19:26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Мк. 10:27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Лк. 18:27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Еф. 2:8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:[8] Деян. 15:11. 9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
Источник - https://ru.wikisource.org/wiki/От_Матфея_святое_благовествование (и др. из Синодальный перевод РПЦ МП, редакция от 2000 года)
>>

Указанные Вами ссылки не Евангелие - это аргументы, которые использует церковь, чтобы обосновать свою монополию на Спасение. Или же протестанты основываются на них, чтобы отказаться от монополии церкви, т.е. от подмены термина "вера" термином "церковь" (т.к. вера может быть и независимой от церкви). Но эти аргументы - это тонкости, в которые не склонны вникать большинство людей, по крайней мере, не протестантов, а православных. Для православных людей важно не то, почему официальная православная церковь заявляет о своей монополии на Спасение (на пропуск в рай, т.е. на возможность избежать вечных мучений), а важен для них сам факт того, что православная церковь так заявляет. Т.е. для православных людей важны постулаты церкви, а не текст Библии.

В Вашем утверждении
Цитата: << Согласно Новому Завету, спасение человека возможно благодаря действию благодати Божией на человека и совершается через веру в Иисуса Христа, исполнение Его заповедей, покаяние. Своими собственными силами человек не может добиться спасения. >>
Эти 2 предложения формально не противоречат одно другому... Но... После дополнительных размышлений мне стало понятно, что основой деспотизма или диктатуры, или тоталитаризма православная церковь стала
не из-за ДОСТАТОЧНЫХ УСЛОВИЙ Спасения ("пряник", который может выдать только Бог... но не любому человеку),
а из-за одного из НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ Спасения, о котором Вы написали - это "вера", но толкуемая как "вера = церковь", из которого "русская" православная церковь выделила ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ УТРАТЫ Спасения, после чего использует этот инструмент как абсолютное наказание (абсолютный "кнут"). - Об этом здесь ниже в отдельном комментарии.
Но в Ваших 2 предложениях содержатся 2 утверждения: 1) только Бог может подарить Спасение и 2) человеку, который выполнил необходимые условия: вера, исполнение заповедей, покаяние. - Однако здесь от человека зависит, будет ли этот человек выполнять эти не достаточные, но необходимые условия. Если не будет, то Спасение ему не полагается. Но зато такой путь во власти человека, т.к. отказ (или нежелание, или неспособность) выполнить необходимые условия Спасения является достаточным условием для утраты Спасения.

Reply

segey_nazarov March 9 2023, 08:43:08 UTC

Во- первых, прошу Вас пояснить в каком значении Вы употребляете термин "церковь", "монополия церкви", "Православная церковь"?

Во-вторых, я специально не занимался поиском свидетельств того, что Православная церковь возложила на себя монополию на Спасение, но раз Вы это утверждаете, то прошу привести факты.

В-третьих, поясняю, что Спасение это не об условиях (вера, заповеди, покаяние), это о пути:

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.Евангелие от Иоанна 14:6 - Ин 14:6: https://bible.by/verse/43/14/6/

Простыми словами, как я понимаю: человек рождается с присущими ему страстями и греховными устремлениями (первородный грех), и всю свою земную жизнь осознанно и ответственно берётся самосовершенствоваться (преображаться) духовно и нравственно, имея как высшую цель и идеал Образ Троицы, и реализуя свою веру через дела свои для общего блага, уменьшая боль и страдания, присущие бытию.

Reply

монополия церкви 2_homo_sapiens March 29 2023, 22:38:55 UTC
Вы же написали выше - https://aillarionov.livejournal.com/1354887.html?thread=127893383#t127893383 -
Условия спасения.
В частности: "По учению Церкви, после телесной смерти вечная совершенная блаженная жизнь (жизнь с Богом) даётся человеку только при «рождении свыше»..."

Но здесь же речь идёт о том, как ЦЕРКОВЬ определяет "рождение свыше".

Помнится, Украинскую православную церковь киевского патриархата во главе с Филаретом РПЦ всегда называла такой, где нет Духа Святого. Соответственно, и Спасение через неё было НЕВОЗМОЖНО (по описанию РПЦ). - Это был главный и основной аргумент для цели удержать прихожан в УПЦ МП (филиал РПЦ в Украине). И именно этот аргумент (козырь) был нивелирован, когда Вселенский патриарх Варфоломей выдал "Томос" для организации в Украине ПЦУ (Православная церковь Украины). Потому что у Вселенского патриарха есть такое право - делиться Святым Духом (с поместными церквями).

Т.е. "рождение свыше" в православной церкви - это крещение (присоединение к церкви).

Монополия церкви - это монополия церкви на присутствие Святого Духа. Основана она на процитированных Вами словах Иисуса из Евангелия + на официальной интерпретации церковью этого утверждения, как "никто не приходит к Отцу, как только через церковь" (т.к. только церковь наследует присутствие Святого Духа от Иисуса и апостолов, в частности, Петра).

Под термином "церковь" здесь имеется в виду иерархическая организация священников, т.к. прихожане не имеют полномочий официально толковать или устанавливать, или признавать какие-либо постулаты, а только священники имеют такие полномочия в (православной или католической) церкви.

Reply


Leave a comment

Up