Leave a comment

По проливам не все так однозначно. sem_nomokon March 27 2022, 21:52:54 UTC
С началом российской агрессии украинские власти ввели в стране военное положение и сразу обратились к Турции с просьбой закрыть пролив Дарданеллы для российских кораблей.

Однако в ответ на просьбу Киева Чавушоглу заявил, что Анкара может принять подобное решение, однако, по его словам, «конвенция Монтрё также предусматривает, что корабли участвующих в войне стран могут возвращаться на свои базы, и это должно быть им разрешено».

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/politics/01/03/2022/621d40109a7947aec196e313

Такое закрытие не создаёт особых проблем Черноморскому флоту РФ, и в некотором смысле даже выгодно русским, поскольку исключает появление в Черном море военных кораблей непричерноморских стран НАТО, например, США, Великобритании или Франции. Правда, уже и сейчас ни одного такого корабля НАТО в Черном море нет, они предпочли заранее его покинуть.

Турция в этом случае играет чуть ли не на российской стороне. Но, с другой стороны, принятое Анкарой решение - чистая формальность. Анкара пошла на такой шаг после решения НАТО не направлять ВМС в Черное море во избежание опасных инцидентов. Турция играет в политику. В НАТО все заранее решено. А Анкара просто пытается продемонстрировать свою самостоятельность. На самом деле, тут есть всеобщее согласие.

России же лучше, если корабли НАТО не будут входить в Черное море и отвлекать Путина от проведения военной операции по демилитаризации Украины.

Что касается российских военных кораблей, которые сегодня находятся не в Черном море, то они, по Конвенции Монтрё, могут вернуться в порты приписки даже после введения в проливах особого режима. Есть такое исключение: если корабли воюющих сторон следуют к порту приписки, то им проход разрешен. Ну, например, несколько кораблей Черноморского флота находятся сейчас в сирийском порту Тартус. Если им надо будет вернуться в Севастополь, то Турция обязана их пропустить обычным порядком. То есть за пять суток капитаны заявляют о своем проходе и идут.
Кстати, в Конвенции есть еще одно интересное исключение: если военный корабль возвращается к месту строительства, то его тоже Турция обязана пропустить. А русские ракетные крейсера Северного и Тихоокеанского флотов они как раз строились на верфях в Николаеве, то есть на Украине. Так что, по формальным основаниям, они могут пройти в Черное море, если понадобится.

Украинский флот, береговая оборона, морская авиация и ПВО уничтожены, поэтому высадить десант для наличных сил Черноморского флота не проблема.

Reply

hang_hai_zhe March 28 2022, 13:45:45 UTC
Конвенция имеет для Турции экзистенциальное значение. Нарушить Конвенцию, значит, дать повод конкурентам усомниться в правомочности существования современной Турции. Это очень чувствительный вопрос для любой власти в Анкаре. Поэтому Турция не играет ни на чьей стороне, а защищает свои интересы. Что предсказуемо, и наверняка было ожидаемо всеми.

Конвенция не закрывает проливы для кораблей стран НАТО, до тех пор, пока эти страны сохраняют нейтралитет. Однако, Турция имеет право закрыть проход для всех иностранных кораблей, в случае непосредственной угрозы для себя.
Право возвращения кораблей в свои базы - совершенно верно.
Право "возвращения" кораблей к месту постройки - совершенно неверно.

"Украинский флот, береговая оборона, морская авиация и ПВО уничтожены, поэтому высадить десант для наличных сил Черноморского флота не проблема. "
Набор необоснованных утверждений.

Reply


Leave a comment

Up