Валдайские сказки. Хазарский каганат как колыбель Русского государства

Nov 03, 2021 06:11

Выступая на недавнем Валдайском форуме, В.Путин сделал несколько важнейших идеолого-политических заявлений:

Смотрите, весь мир говорит, в Штатах говорят о Соединенных Штатах как о «плавильном котле», в котором идет плавление людей разных наций, народов, вероисповеданий и так далее. Что здесь плохого? Они все гордятся - ирландцы, выходцы из Европы, из Восточной Европы, откуда угодно, те же латиноамериканцы, африканцы по своему первоначальному происхождению - многие из них гордятся тем, что они граждане США. Ну и замечательно. Вот это такой «плавильный котел».
Россия ведь тоже «плавильный котел». С момента формирования единого Русского государства (еще первые шаги были сделаны, наверное, в VIII-IX веках, и после Крещения Руси начала образовываться и русская нация как таковая, и централизованное Русское государство на основе и общего рынка, общего языка, власти князя и общих духовных ценностей) начало образовываться Русское государство, потом оно расширялось. И это тоже такой «плавильный котел».

1. В.Путин: Исторические корни российского государства - в Хазарском каганате

Во-первых, Путин обнаружил начало формирования единого (централизованного) Русского государства, «наверное, в VIII-IX веках».

Эпохальность сделанного открытия заключается не только в том, что в российской историографии начало формирования Русского централизованного государства традиционно относится к событиям, происходившим приблизительно на семь веков позже, а именно в годы княжения Великого князя Московского Ивана III Васильевича в конце XV - начале XVI веков; при этом ключевыми вехами, означавшими начало формирования такого государства называются, как правило, присоединение к Москве Великого Новогорода (1478 г.) и Твери (1485 г.).

Особая пикантность нового открытия Путина обнаруживается, в частности, в том, что всего лишь четыре года тому назад, выступая в Севастополе 18 августа 2017 года, он сам называл ключевым событием в деле формирования Русского централизованного государства (и одновременно русской нации тоже) захват главарем варяжского отряда Вальдемаром-Владимиром византийского города Херсонеса:

...что касается Херсонеса,... [то з]десь нужно создавать русскую, российскую «мекку»......дело в том, что после этого началось укрепление централизованного Российского государства. Да, конечно, мы знаем, что и в Новгороде, в других регионах Древней Руси складывалась государственность уже к этому времени, все понятно. Но вот идеологической базы для объединения славянских племен в единую русскую нацию и в укрепление единого национального Российского государства на базе нескольких составляющих [не было. - А.И.]... главные составляющие, которые привели, собственно говоря, к созданию относительно современного, по тем меркам современного единого национального Русского государства и созданию, по сути, русской нации как таковой. ...место, где мы находимся сейчас, Херсонес, оно... имеет уникальное значение для нашего государства, для нашего народа и для нашей государственности.

Как известно, разгром Владимиром Святославовичем Херсонеса (включая насилия над его жителями, их убийства, увод оставшихся в плен), названный Владимиром Владимировичем нашей общей историей и гордостью; духовным подвигом; культурной, ценностной, цивилизационной основой нынешней российской власти (расположение этого кровавого побоища было провозглашено Путиным сакральным местом, центром формирования нашего духовного единства, легшим в основу формирования русской нации и единого централизованного российского государства), был осуществлен в 988-989 гг., то есть в самом конце Х века.

Сдвиг Путиным даты начала формирования Русского централизованного государства на 1-2 века ранее названной им самим всего лишь четыре года тому назад даты, то есть сдвиг с 988-989 гг. в VIII-IX века, ставит перед внимательными читателями/слушателями серьезный вопрос: а что же происходило в VIII веке?

Дело в том, что традиционная историография называет две важнейшие даты самых первых шагов в формировании протороссийской государственности. Это 882 г. - дата захвата Киева варяжским князем Олегом, т.е. конец IX века. И самая ранняя дата - 862 г. - появление полулегендарного князя Рюрика на берегах Ладоги и Волхова, то есть в самом крайнем случае это середина IX века.



Тогда какие же «первые шаги» по формированию российской государственности имел в виду Путин, говоря о VIII веке?

Тщательный поиск каких-либо государственных, полугосударственных, протогосударственных образований на территории Восточно-Европейской равнины в VIII веке обнаруживает единственного кандидата на эту роль - Хазарский каганат.



Формирование хазарской государственности историки традиционно относят к первой половине VII века. Правда, тогда столица Хазарии располагалась на территории современного Дагестана, а внимание хазарского войска было привлечено в основном к грабежу земледельческих народов Северного и Южного Кавказа.



Лишь после разгрома Хазарии арабами в 737 г. большая часть хазарского населения переместилась на север - в Подонье и Поволжье, на территории которого в низовьях Волги возникла и ее новая столица Итиль.



Именно с переориентацией внимания хазаров на север нередко связывают и установление хазарской гегемонии над восточными славянами, хотя точной даты этого события нет.





Как бы то ни было, середина - вторая половина VIII века действительно выступает в качестве времени, когда хазарские протогосударственные институты в виде грабительских набегов на славян и сбора дани с подвластного восточнославянского населения появляются на территории современной Российской Федерации.



К тому же времени относится и появление городищ и фортификаций хазарского времени в Волго-Донском междуречье.



По крайней мере еще столетие после разгрома Святославом Игоревичем Хазарского каганата в 965 г. (окончательная ликвидация - в 969 г.) киевские князья варяжско-славянского происхождения, в том числе столь чтимый Владимиром Владимировичем Владимир Святославович, а также неоднократно упоминавшийся Путиным Ярослав Мудрый, носили добытый у разгромленных хазар титул кагана.

Митрополит Иларион начинает свое «Слово о законе и благодати» (1038 г.) с похвалы «кагану нашему Влодимеру»:

О ЗАКОНѢ, МОИСѢОМЪ ДАНѢѢМЪ, И О БЛАГОДѢТИ И ИСТИНѢ, ИСУСОМЪ ХРИСТОМЪ БЫВШИИ[1] И КАКО ЗАКОНЪ ОТИДЕ, БЛАГОДѢТЬ ЖЕ И ИСТИНА ВСЮ ЗЕМЛЮ ИСПОЛНИ, И ВѢРА ВЪ ВСЯ ЯЗЫКЫ ПРОСТРЕСЯ И ДО НАШЕГО ЯЗЫКА РУСКАГО, И ПОХВАЛА КАГАНУ[2] НАШЕМУ ВЛОДИМЕРУ, ОТ НЕГОЖЕ КРЕЩЕНИ БЫХОМЪ, И МОЛИТВА КЪ БОГУ ОТ ВСЕА ЗЕМЛЯ НАШЕА

[2] Каган - тюркский титул верховного владыки, заимствованный русскими у хазар и в древности применявшийся ими по отношению к своим князьям.



Титул кагана упоминается также и в относящихся к последней четверти XI века «Слову о полку Игореве» и граффити на стенах киевского Софийского собора. Хазарская версия титула верховного лидера, военного вождя, главного судьи - это важнейший государственный институт, унаследованный от хазар варяжско-славянской Древней Русью и сохранявшийся ею в течение нескольких последующих поколений.

Таким образом, в своем выступлении на заседании Валдайского клуба 21 октября 2021 года В.Путин совершил редкий по личной отваге и совершенно революционный по своему содержанию шаг, которым он не только передвинул дату начала формирования Русского централизованного государства на примерно семь столетий - с конца XV века на середину - вторую половину VIII века, но и радикально изменил ключевую парадигму происхождения государственных институтов и государственной традиции современной России - с варяжской на хазарскую.

2. Путинская формула русской нации и Русского государства

Во-вторых, Путин вновь воспроизвел изобретенную им ранее идеологическую формулу русской нации и Русского государства:
...начала образовываться и русская нация как таковая, и централизованное Русское государство на основе и общего рынка, общего языка, власти князя и общих духовных ценностей) начало образовываться Русское государство...

Четыре года тому назад он уже давал похожее определение:

...они хорошо известны - это единый рынок, это общий язык, это вера общая и власть князя. Вот четыре главные составляющие, которые привели, собственно говоря, к созданию относительно современного, по тем меркам современного единого национального Русского государства и созданию, по сути, русской нации как таковой.

Таким образом, по Путину, четырьмя главными элементами русской нации и Русского государства выступают:
1. Общий (единый) рынок - экономика на контролируемой властью территории.
2. Общий (единый) язык - русский.
3. Общие духовные ценности (общая вера) - православная религия в версии РПЦ.
4. Власть князя - авторитарный политический режим.

Хотя основные элементы путинской формулы за 4 года в целом сохранили свое содержание, следует обратить внимание на две детали в этой развиваемой им формуле.

Во-первых, если 4 года тому назад Путин говорил о русской нации и Российском государстве, то сегодня - о русской нации и Русском государстве. Таким образом, за четыре года Российское государство у Путина превратилось в Русское государство. Учитывая существующие в русском языке значения терминов «русский» и «российский», складывается впечатление, что путинская концепция государственности быстро эволюционирует от полиэтнического к моноэтническому государству.

Во-вторых, хотя Путин и не ставит (пока) знака равенства между нацией (русской) и государством (Русским), но регулярно воспроизводимые им четыре элемента, послужившие (с его точки зрения) основанием одновременного формирования как нации, так и государства, заставляют задаться вопросом, а в чем именно (с точки зрения Путина) заключается разница между первой (русской нацией) и вторым (Русским государством)? Складывается ощущение, что как минимум неявно Путин рассматривает русскую нацию (в его собственной интерпретации) и Русское государство (в его же интерпретации) в качестве если не тождественных, то однородных, однокачественных, однопорядковых понятий. Из чего, не исключено, в дальнейшем можно ожидать соображений о близости, если не тождественности русской нации и Русского государства.

Наличие в формуле русской нации власти князя, то есть демонстративного государственного института, может позволить идеологическим жандармам интерпретировать русскую нацию как только тех этнических русских, кто является лояльными, добровольно подчиненными власти князя (государственной власти). Наличие же со стороны граждан проявляемой ими нелояльности государственной власти может быть интерпретировано как признак нерусскости в том числе и со стороны этнических русских.

Аналогичным образом и приверженность общим духовным ценностям (т.е. общей вере) в виде их интерпретаций, предлагаемых (навязываемых) РПЦ, также может представлять собой претензию на национализацию духовной сферы в том числе и у этнических русских. Неприятие т.н. общих ценностей (общей веры) в версиях, предлагаемых (навязываемых) РПЦ, тогда может рассматриваться идеологическими жандармами как признак нерусскости даже в том случае, если это неприятие разделяется этническими русскими.

3. «Русский плавильный котел»

То, что выше приведенные соображения не являются совершенно оторванными от действительности, свидетельствуют на редкость позитивные высказывания Путина об этническо-конфессиональном «плавильном котле», который в своих не только советской и русской версиях, но даже и в американском варианте удостоился от Путина весьма ласковой оценки.

...весь мир говорит, в Штатах говорят о Соединенных Штатах как о «плавильном котле», в котором идет плавление людей разных наций, народов, вероисповеданий и так далее. Что здесь плохого?
...Россия ведь тоже «плавильный котел».
...начала образовываться и русская нация как таковая, и централизованное Русское государство на основе и общего рынка, общего языка, власти князя и общих духовных ценностей) начало образовываться Русское государство, потом оно расширялось. И это тоже такой «плавильный котел».
...то, что такой [советский. - А.И.] «плавильный котел» был, считаю, что это хорошо, потому что это обогащает людей, обогащает народ.
...в новой общности «советский человек» ничего плохого не было, кроме идеологизации этого «плавильного котла» и результатов его функционирования.

Таким образом, Путин в очередной раз пролил свет на свое мировоззренческое видение желаемого идеолого-общественно-политического устройства сегодняшней и завтрашней «исторической России». Это образование, по Путину, характеризуется следующими чертами:
- единоличный авторитарный режим;
- политическая власть формируется не гражданами путем свободных конкурентных выборов, а узкой группой лиц, уже имеющих доступ к власти, путем наследования (и/или договоренностей) в своих рядах;
- режим использует государственные институты, русский язык, а также конфессиональные организации, в первую очередь РПЦ, для стирания этнических, языковых, культурных, конфессиональных и иных различий групп населения, проживающих на территории «исторической России» в целях формирования более или менее однородной массы «русского населения» («русский плавильный котел»);
- под «русскими» понимаются лица любого этнического происхождения, участвующие в экономической деятельности на территории «исторической России» (нынешних России, Украины, Беларуси, Приднестровья, Южной Осетии, Латгалии, Иду-Вырумаа Эстонии), владеющие русским языком, разделяющие предлагаемые (навязываемые) Кремлем/РПЦ «духовные ценности» и их интерпретации, лояльные (подчиняющиеся) кремлевской власти;
- граждане, проживающие на территории современных государств, входящих в т.н. «историческую Россию», нелояльные кремлевской власти, не разделяющие предлагаемые (навязываемые) Кремлем/РПЦ «духовные ценности» и их интерпретации, независимо от своей этнической принадлежности и владения русским языком объявляются «врагами России» в широких пределах - от «предателей», «изменников», «нерусских» до «фашистов» и «жидобандеровцев».

религия, история, идеология, Россия, авторитаризм, РПЦ, мировоззрение, лингвистика, Путин, "историческая Россия", идентичность, этносы, государство, форензическая стилистика

Previous post Next post
Up