Leave a comment

ext_5485959 August 11 2020, 07:41:27 UTC
Очень приятно видеть представителя анархо-капитализма. Всем тем, кто ниже спрашивает о дорогах - тем более постулирует необходимость перераспределения - читать David Friedman (сын Милтона Фридмана) "The Machinery of Freedom" (любое из 3-х изданий - 1973, 1989, 2014 гг.) и Michael Huemer "The Problem of a Political Authority" (2013 г.). Прочитав их некоторое время назадв рамках подготовки к защите кандидатской, готов оценить их труды чуть выше книг Мюррея Ротбарда - которые, однако, есть на русском, в отличие от вышеупомянутых.
Анархо-капитализм, конечно, тоже неоднороден. Можно выделить этикоцентричный и консеквенциалистский анархо-капитализмы.
Ротбард - в большей степени этик, ставит во главу угла принцип ненасилия, при этом подробно разбирая минархиста Нозика. Безсуловный классик анархо-капитализма и, пожалуй, наиболее известный.
Фридман - консеквенциалист - больше про экономические преимущества безгосударственного общества.
Хьюмер - в методологии почти аналогичен Фридману, но дополнительно предлагает оригинальное объяснение иллюзорности особого этического статуса любой власти как таковой на основе классической теории этического интуиционизма.

Reply

misha_shatsky August 11 2020, 11:34:33 UTC
Снимая шляпу перед Вашей эрудицией (без всякой иронии, поверьте), позволю сбе все же поинтересоваться - имеют ли изложенные Вами утверждения и проекты какие-либо шансы на реализацию (хотя бы частичную, если таковая в принципе допускается) в обозримом будущем где-либо на Западе (Китай и ему подобные не в счет)? Конкретно - существуют в странах западной цивилизации реальные (за пределами ученых кабинетов и университетских кампусов) обшественные силы, руководствующиеся этими идеями?

Reply

ext_5485959 August 11 2020, 13:12:36 UTC
Спасибо на добром слове!:)

Нет, в политическом пространстве сколь-нибудь активно не существуют. Минархисты-либертарианцы - да, существуют (к примеру, в Польше слились с правыми, и в прошлом году набрали под 10 процентов в парламент). Во многих странах есть либертарианские партии, в тех же США. В Австралии довольно заметны. Те же окололибертарианцы сейчас активно разрастаются и в Южной Америке.

К слову, американская либертарианская партия фактически основана Институтом Катона и братьями Кохами (один из них скончался в прошлом году, другой активен и ныне) - центром современного минархизма, единственным русским членом которого и является уважаемый автор блога. В свою очередь, условным центром анархо-капитализма является Институт Мизеса, с которым Институт Катона не в самых лучших отношениях исторически. А минархизм - на 95% анархо-капитализм. Их единственное существенное различие - анархо-капиталисты считают возможным существование частных экстерриториальных юрисдикций, конкурирующих между собой, как обычные услуги. Минархисты, в свою очередь, считают, что право и охрана порядка всё же должны оставаться под эгидой государства, а образование, здравоохрана и т.п. - чистый рынок, как и у анкапов.

В любом случае, на такой компромисс - некий сбор единого платежа в пользу государства на правоохранительную систему и оборону, пусть они и будут менее эффективными, чем гипотетически в рынке - я полностью согласен. И был согласен, кстати, и Фридман, который писал, что лучше уж США, чем быть завоёванными Советами (1973 г.). Это уже будет анархо-капитализм на 90%, если не 99.

Разумеется, у а.-к. есть свои слабые места в плане практической реализации в современном мире. Прежде всего - то, что не все люди "рациональны", по крайней мере, пока. Тем не менее, мы на протяжении человеческой истории уверенно движемся в сторону свободы во всех аспектах (да, с временными откатами, вроде известных государств XX в., но всё же). И если 200 лет назад демократическими были единицы государства, то сейчас - большая часть земли. Если тогда подавляющая часть населения недоедала, то сейяас голод уходит и в Африке, не говоря о Европе. И это - результат рыночной экономики, суть которой - разнообразие и конкуренция всего и вся - идей, товаров, услуг, культур, а в конечном итоге - и других, внегосударственных способов организации права (суть любого государства - право, прежде всего, и всё, что с ним связано - полиция, суды, разрешение споров и пр.).

Анархо-капитализм - крайнее выражение капитализма, на идейном уровне. Но и на практическом уровне это реализуемо на 99% - пусть и не сразу, медденным, но верным эволюционным путём. К слову, анкапы выступают против революций и резких, насильственных деконструкций государства - но, скорее, открывают глаза на возможности свободы, продвигая, допустим, хоумскулинг. А за инфицированием идеями свободы всё большего числа людей не сразу, но следует и увеличение политической свободы. А в настоящем - всё большее число людей делают свой выбор в пользу частных, но не гос. услуг (те же образование, здравоохрана, место работы).

Reply

ext_5485959 August 11 2020, 17:50:32 UTC
Нельзя не отметить области, где без государства - никак, например, экологическое и антимонопольное регулирование. По поводу частного образования и медицины вместо государственных - я, в общем, не против, но считаю, что это вопрос сложный и дискуссионный. Наконец, посредством налогов можно несколько снижать неравенство и (это важно) снижать социальную напряженность, например давая возможность выучиться и трудоустроиться малоимущим. Конечно, сдержать низы от бунта можно полицейским насилием и/или пропагандой, но и это тоже требует расходов, а значит и налогов.

Reply


Leave a comment

Up