Планы Гитлера и планы Сталина

Feb 12, 2020 21:14

В ходе обсуждения текста « Советский план нападения на Германию. Вариант от 15 мая 1941 года» в этом блоге и других местах автору этих строк было задано несколько вопросов/ высказано несколько претензий, наиболее часто встречающиеся из которых можно свести к следующим ( Read more... )

тоталитаризм, Сталин, агрессия, Германия, империализм, 2МВ, СССР

Leave a comment

План реальной войны не "в стол", а "на стол" aillarionov February 13 2020, 22:41:07 UTC
Ну вот, вы уже с первыми 6 пунктами согласны ;)

Что же касается 7-го пункта, то это вы сами согласились со мной и рассказали, что план Мольтке - это не план Шлиффена. ;)
Естественно.
Поскольку он готовился в другое время, с другими исходными данными, другими авторами.
Это другой план. Подготовленный в соответствии с новыми условиями.

Теперь по остальным вашим заметкам.
1. И план Шлиффена (ПШ), и план Мольтке (ПМ) и все остальные германские планы войны с Францией были наступательными. Без исключения. Что именно и означало, что "Германия собиралась напасть на Францию". Без вариантов.
2. ПШ и ПМ были написаны не "в стол" и не "про запас", а для проведения войны, какая могла случиться (с точки зрения германского руководства) в любой момент начиная с 1905 года. В жизни она случилась в 1914 г., а могла бы случиться и раньше. Или позже. План был написан для войны, какая могла случиться в любой мосмент. Следовательно, это был план не "в стол", а "на стол".
3. Советские планы нападения на Германию были написаны не "в сходных обстоятельствах", а совсем в других условиях. Дело не только в разнице во времени и месте, что совершенно очевидно. Дело в том, что Германия не аннексировала у СССР никаких провинций, вообще не имела к СССР претензий, более того, подписала с СССР в Рапалло сепаратный мирный договор. Но это не спасало ее от "карающего меча мировой революции", запланированной Сталиным и Коминтерном в лице РККА, "освобождающей германский пролетариат".

Reply

Re: План реальной войны не "в стол", а "на стол" agasfer February 14 2020, 02:05:05 UTC
Я вам рассказал немножко не так, а что Мольтке пытался следовать ПШ, насколько это было возможно:)

Вы, возможно, не в курсе, но и французский план на случай войны с Германией ("План XVII") был сугубо наступательным. Более того, в отличие от ко всему готовой германской армии, вся французская армия строилась под наступательную стратегию. Франция начала ПМВ, имея 3,840 легких 75-мм пушек, и лишь 308 орудий более крупных калибров, потому что с легкими пушками наступать легче. В действиях пехоты первостепенное внимание уделялось штыковой атаке, и т п.

В общем, как тут не процитировать самого тов. Сталина? "...хорошая оборона - это значит нужно наступать. Наступление - это самая лучшая оборона..." (из речи 5 мая 1941).

Сказано красиво, хотя и неоригинально. Однако, делами это никак не было подкреплено. Как мы знаем пост фактум, развертывание РККА на момент начала Барбароссы было ни рыба, ни мясо; ни к наступлению не готовы, ни к обороне. Вроде и начали перебрасывать 4 армии в Киевский и Зап ОВО, но это решение было принято раньше. Директивы в 5 приграничных округов предписывали к 25-30 мая представить планы обороны, а не наступления. И т п.

Вообще, как вам известно, наверное, планы войны с Германией писались начиная с марта 1938-го. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что война считалась неизбежной. Отличие плана 15 мая в том, что это был план превентивной войны. Однако, осталось неизвестным, просил ли Сталин этот план написать, или это была инициатива Жукова (и Василевского?). Не было ни резолюции Сталина на плане, ни каких либо действий, направленных на его воплощение. Так что план от 15 мая оказался "планом в стол".

Да и вообще, немножко в сторону, но правительство страны, где мы с вами живем, вполне официально не считает превентивные войны таким уж смертным грехом. Так что в чем криминал самого по себе факта написания подобного плана, безотносительно того, в стол или не в стол?

Reply

Миф о подготовки военных планов "про запас" aillarionov February 14 2020, 06:46:41 UTC
1. То, что "французский план был наступательным", вообще-то я вам рассказал выше ;)

<2. После победы во франко-прусской войны и аннексии Германией Эльзаса и Лотарингии вся Франция поклялась вернуть утраченные провинции. Для каждого младенца (не говоря уже о начальниках германского генштаба) было ясно, что новая война между Францией и Германией будет обязательно.>

2. Планы войны в Германии/с Германией готовились не с марта 1938 г., а с июля 1920 г.

3. Ни Франция, ни Германия не готовили планов войны "впрок" против, например, Швейцарии.
Франция не готовила таких планов войны вообще.
Германия не готовила планов войны против Швейцарии до июня 1940 г., когда ОКХ получил приказ Гитлера.

4. Итог еще раз.
Планы войн - Франции против Германии, Германии против Франции, СССР против Германии:
- готовились длительное время (первые двое - с 1871-72 гг., последние - с 1920 г.);
- были наступательными;
- готовились не "в стол", не "впрок", не "про запас", а для их реализации в любой момент;
- готовились все это время, потому что:
а) были соответстующие указания руководства;
б) потому что все эти войны были высоковероятными.
Но это не планы войн "против каждого соседа".
Все это планы войн против главных вероятных противников.

5. Работа Генштаба - это не игры в биллиард и бирюльки. Это подготовка планов высоковероятных войн:
- по приказу руководства;
- привязанных к конкретным месту и времени;
- в зависимости от меняющихся внешних и внутренних условий.

Reply

Re: Миф о подготовки военных планов "про запас" agasfer February 14 2020, 14:00:30 UTC
Если кратко, то:

Согласен с "Но это не планы войн "против каждого соседа". Все это планы войн против главных вероятных противников.

Не согласен с тем, что планы СССР против Германии были наступательными. Все эти планы, кроме плана 15 мая 1941, строились на отражении германской агрессии, с последующим переходом в контрнаступление. Я, впрочем, говорю о планах с марта 1938; с более ранними планами я не знаком.

Жаль, что на последний вопрос вы не ответили :)

Reply

aillarionov February 14 2020, 17:38:40 UTC
//Все эти планы, кроме плана 15 мая 1941, строились на отражении германской агрессии, с последующим переходом в контрнаступление.//

Если Вы имеете ввиду командно-штабные игры в январе 1941 года, где Павлов и Жуков по очереди командовали "западными" и "восточными", то, хотя по легенде игр наступление было ответом на нападение, в самих играх отражение нападения, оборона, вообще не рассматривалась, предполагалось, что противник отбит на исходные позиции, к границе страны. В играх как раз отрабатывалось наступление, с боями на чужой территории...
Может у Вас есть сведения подобных игр именно по обороне?

Reply

agasfer February 17 2020, 00:50:05 UTC
Нет, вы в этом совершенно правы. ИМХО, это или искренняя переоценка своих сил, "шапкозакидательство" (с); или боязнь, что чрезмерное внимание к обороне могло показаться вождю паникерством. Склоняюсь к мысли, что скорее второе, поскольку напр уже после 9 сент 1941-го, за 5 дней до замыкания Киевского котла, когда потеряли Чернигов, все атаки Брянского фронта во фланг Гудериану в р-не Новгород-Северского и Трубчевска были отбиты, и в оброне образовалась дыра километров в 60, Шапошников и Еременко обменивались оптимистическими депешами о новом контрнаступлении, сил для которого уже не было абсоютно никаких.

Reply

aillarionov February 17 2020, 06:05:36 UTC
//искренняя переоценка своих сил, "шапкозакидательство" (с);//

Вы разве не слышали про директивы об немедленном контрнаступлении в первые же часы, дни начала войны? Не знаете почему ликвидированы генерал Павлов и его командиры?

Reply

Re: Миф о подготовки военных планов "про запас" ext_3248715 February 16 2020, 18:30:31 UTC
"Не согласен с тем, что планы СССР против Германии были наступательными. Все эти планы, кроме плана 15 мая 1941..." (с) Что значит "несогласен"??? Как можно быть несогласным с фактами? "Все эти планы" текстуально совпадают, целыми абзацами 0 не говоря уже о совпадении по целям и задачам. УчИте матчасть, всё бесплатно (хотя бы на моем сайте)

Reply

Re: Миф о подготовки военных планов "про запас" agasfer February 17 2020, 00:33:10 UTC
Какие люди, надо же :))

Мы с Илларионовым уже согласились в этом вопросе, если я его верно понял: хотя в планах львиная доля уделялась наступлению, они исходили из германской агрессии. Т е эти планы не были ни строго оборонительными, ни строго наступательными; они в целом были КОНТРнаступательными.

Что вы даже "Соображения..." Шапошникова от августа 1940 считаете "планами агрессии" я в курсе.

Reply

Это вы согласились, что это наступательные планы aillarionov February 17 2020, 02:12:22 UTC
Кажется, это вы согласились с тем, что:
1. "Французский план был наступательным", - это я вам рассказал выше ;)
...
4. Планы войн - Франции против Германии, Германии против Франции, СССР против Германии:
...
- были наступательными;
- готовились не "в стол", не "впрок", не "про запас", а для их реализации в любой момент;
- готовились все это время, потому что:
а) были соответстующие указания руководства;
б) потому что все эти войны были высоковероятными.
Но это не планы войн "против каждого соседа".
Все это планы войн против главных вероятных противников.

Reply

Re: Это вы согласились, что это наступательные планы agasfer February 17 2020, 02:52:47 UTC
Нет, я вам уже ответил, что планы СССР, за исключением "15 мая 1941", наступательными не были.

Reply

То есть вы вводите читателей в заблуждение дважды: aillarionov February 17 2020, 04:45:40 UTC
- утверждая ложный тезис о не наступательных планах СССР (за исключением 15.05.41),
- утверждая, что вы со мной согласились.

Reply

Re: То есть вы вводите читателей в заблуждение дважды: agasfer February 17 2020, 13:52:07 UTC
Пардон, это анонимный автор был, а не вы.

Ну во-1х, я еще раз внимательно прочитал весь тред. Вы нигде мне не рассказывали про французский наступательный план XVII для ПМВ, это я вам про него рассказал. Возможно, вы рассказали, но кому-то другому. Мне вы рассказали, что немцы в ПМВ плану Шлиффена не следовали, чем ввели своих читателей в заблуждение :)

Во-2х, что советские планы были наступательными, это "факт" только для вас с Солониным. Чтобы избежать голословных пререканий, назовите хотя бы один советский наступательный план, и посмотрим, факт это или не факт.

Reply

Вы поразительно невнимательны( aillarionov February 17 2020, 13:58:28 UTC
<2. После победы во франко-прусской войны и аннексии Германией Эльзаса и Лотарингии вся Франция поклялась вернуть утраченные провинции. Для каждого младенца (не говоря уже о начальниках германского генштаба) было ясно, что новая война между Францией и Германией будет обязательно.>

Reply

Re: Вы поразительно невнимательны( agasfer February 17 2020, 14:26:49 UTC
Это общее соображение, причем ваше личное. Безотносительно того, справедливо оно или нет, здесь нет упоминаний конкретных планов и их характера.

Reply

Ничем не могу помочь( aillarionov February 17 2020, 14:40:46 UTC
Как говорит трогательно любимый Вами М.Солонин, "умному достаточно".

Reply


Leave a comment

Up