Leave a comment

serg07011972 October 30 2017, 08:00:41 UTC
5 октября 2017 года исполнилось ровно 80 лет со дня ареста, осуждения и расстрела (все 3 действия - в одни сутки) моего прадеда, русского крестьянина Пирогова Самойла Давыдовича из русской старообрядческой деревни Оришуть Конгонурской волости Уржумского уезда Вятской губернии (в советское время деревня числилась в Куженерском районе Марийской АССР).

Накануне ареста прадеда в дом деда пришёл работник НКВД и попросил передать прадеду и его двоюродному брату, что в соответствие с "кулацким" оперативным приказом НКВД № 00447 мой прадед внесён в списки подлежащих расстрелу и ему срочно нужно, хотя бы на несколько дней, скрыться из деревни. Так как в списки внесено больше людей, чем требуется по квоте на расстрел. Поэтому расстреливать будут первых арестованных, а как расстреляют всю квоту - следующие арестованные будут получать по 8-10 лет лагерей. По словам НКВД-шника, ему удалось вычеркнуть из списка моего деда, Тимофея Самойловича, но вычёркивать моего прадеда начальство уже не дало.

Бабушка сбегала к прадеду и его двоюродному брату и предупредила их. Двоюродный брат прадеда скрылся на неделю, после чего был арестован и получил 8 лет лагерей как бывший "кулак".

Прадед же заявил: "Почему я, русский человек, должен скрываться на своей земле? Пусть инородцы-большевики скрываются от меня!". Он отказался покидать свой дом. И был вскоре арестован и расстрелян.

В 1950-1960- годы к деду приходил какой-то человек, представившийся "бывшим ЗК", который, якобы, сидел вместе с моим прадедом в лагере. Этот "бывший ЗК" сообщил деду с бабушкой, что мой прадед несколько лет жил и работал в лагере для заключённых, потом он простудился и умер.

Как сейчас стало известно, в 1950-1960-е КГБ СССР проводил спецоперацию по дезинформации родственников расстрелянных: сотрудники КГБ под видом бывших заключённых обходили родственников расстрелянных и сообщали им о том, что их родственники скончались в лагерях "естественной смертью".

Во время советской "перестройки" моему деду пришли документы о "реабилитации" прадеда, где было указано, что прадед был расстрелян в день ареста - 5 октября 1937 года.

Мой дядя, Кропотов Юрий Александрович, несколько лет назад дал интервью о своём отце, члене Учредительного Собрания Кропотове Александре Егоровиче, где, в частности, рассказал: "При разгоне Учредительного собрания все его члены оказались в тюрьме. За отца вступился «Фонд Максима Горького» с очень специфической акцией. Он прислал в петроградскую тюрьму именные булки. Те, кому они достались, были выпущены на свободу, а те, кому нет, были пущены в «расход». Отцу повезло."

http://www.marimedia.ru/news/society/item/14873/

Reply


Leave a comment

Up