Инфляционный налог в Украине, 1999-2016 гг.

Oct 11, 2017 05:05

Дискуссия, развернувшаяся на страницах этого блога относительно (не)возможности/ (не)желательности/ (не)необходимости - либо привязки украинской гривны к одной из мировых надежных валют, либо же к полному переходу Украины на такую валюту, например, на евро, - показала слабую информированность некоторых ее участников относительно плюсов и минусов такого решения. Автор этих строк планирует время от времени возвращаться к этой теме. Сегодня же здесь размещаются результаты расчетов инфляционного налога, уплаченного украинскими экономическими субъектами от использования гривны в 1999-2016 гг.

Инфляционным налогом называются потери экономических субъектов (населения, компаний) от снижения в результате инфляции покупательной способности находящихся в их распоряжении денежных средств (наличных и на банковских счетах).

Так, например, собственник денежных средств в 100 гривен при инфляции в 10% годовых теряет по итогам года покупательную способность, эквивалентную (уплачивает инфляционный налог в размере, равном) 9,1 гривны; при инфляции в 50% - 33,3 гривны; при инфляции в 100% (удвоение цен) - 50 гривен; при инфляции 4735% (фактическая инфляция в Украине в 1993 г.) - утрачивает покупательную способность (уплачивает инфляционный налог) размером в 97,9 гривны.

Следует иметь в виду, что обычные налоги (какими бы неприятными они ни были) являются относительно прозрачными и предсказуемыми, поскольку решения об их введении, а также об изменении их ставок принимаются властями и общественными представителями в ходе наблюдаемых дискуссий, на которые иногда можно оказать влияние.

В отличие от них инфляционный налог взимается с держателей национальной валюты без какого-либо обсуждения в обществе, без какого-либо получения согласия общественных представителей, а размеры инфляционного налога являются результатом во многом произвольных решений денежных властей. Средства, полученные в результате инфляционного налога, используются или преимущественно или исключительно национальными денежными властями (национальным банком и иногда также министерством финансов) без какого-либо обсуждения с представителями общества.

Очевидно, что переход в денежных расчетах и сбережениях на валюту, менее подверженную инфляции (например, на евро), снижает размеры уплачиваемого гражданами и бизнесом инфляционного налога.

В таблице ниже приведены размеры инфляционного налога, фактически уплаченного украинскими гражданами и украинским бизнесом в 1999-2016 гг. по годам и периодам, соответствующим в основном срокам деятельности четырех последних украинских президентов.

Для сравнения приведены размеры гипотетического инфляционного налога, который украинские граждане и украинский бизнес уплатили бы в эти же годы, если в денежном обращении Украины гривну заменил бы евро - с момента его введения в 1999 г. Для удобства сопоставлений размеры инфляционного налога представлены в миллионах долларов США и в процентах ВВП Украины.

Инфляционный налог на фактических держателей гривны и на гипотетических держателей евро в Украине, 1999-2016 гг.

По годам и периодам
Инфляционный налог,
млн. дол. США
Инфляционный налог
в % к ВВП Украины
Соотношение инфляционных налогов на держателей гривны и евро, раз

На фактических держателей гривны
На гипотетических держателей евро
На фактических держателей гривны
На гипотетических держателей евро

1999
992
62
3.0
0.19
16.0

2000
1304
127
4.0
0.39
10.3

2001
910
201
2.3
0.51
4.5

2002
92
272
0.2
0.62
0.3

2003
885
371
1.7
0.71
2.4

2004
1959
504
2.9
0.75
3.9

2005
4510
814
5.1
0.91
5.5

2006
4311
1118
3.8
1.00
3.9

2007
8958
1668
6.0
1.12
5.4

2008
19708
3167
10.5
1.68
6.2

2009
8623
199
7.1
0.16
43.4

2010
6430
1193
4.7
0.88
5.4

2011
6335
2279
3.9
1.40
2.8

2012
543
2358
0.3
1.34
0.2

2013
-298
1512
-0.2
0.82
-0.2

2014
6551
260
6.5
0.26
25.2

2015
13561
14
16.4
0.02
992.5

2016
5308
98
6.3
0.12
54.2

По периодам:

Л.Кучма, 1999-2004
6142
1535
2.3
0.58
4.0

В.Ющенко, 2005-2009
46111
6966
7.0
0.98
6.6

В.Янукович, 2010-2013
13011
7342
2.0
1.12
1.8

П.Порошенко, 2014-2016
25420
372
9.5
0.12
68.3

Всего, 1999-2016
90683
16215
4.9
0.68
5.6

Рассчитано по данным НБУ, Государственной службы статистики Украины, МВФ.

Как видно по данным таблицы, украинские экономические субъекты ежегодно уплачивали и уплачивают (без их согласия) инфляционный налог, измеряемый сотнями миллионов и миллиардами долларов. По абсолютной величине (в дол. США) рекордными были размеры уплаченного ими инфляционного налога в 2008 г. (19,7 млрд.дол.) и в 2015 г. (13,6 млрд.дол.). По относительной величине (в процентах к ВВП) максимальный инфляционный налог был уплачен держателями украинской гривны в 2015 г. (16,4% ВВП).

Среди четырех рассматриваемых президентских периодов наиболее тяжелый инфляционный налог относительно размеров национальной экономики (и, следовательно, относительно суммарных доходов всех украинских экономических субъектов) был уплачен во время деятельности П.Порошенко в 2014-2016 гг. (9,5% ВВП).

Для сопоставления приведены также размеры гипотетического инфляционного налога, который украинские граждане и украинские компании уплатили бы в том случае, если в стране с 1999 г. использовался бы евро. По данным таблицы видно, что в этом случае размеры инфляционного налога составляли бы, как правило, около 1% ВВП или даже ниже и были бы в разы меньше фактически уплаченного ими при использовании гривны:
например, в целом за весь 18-летний период - в 5,6 раза;
за три года президентства П.Порошенко (2014-2016 гг.) - в 68 раз;
в одном только 2015 г. - в 993 раза.

В целом за 1999-2016 гг. украинцы фактически заплатили в качестве инфляционного налога 90,7 млрд.дол., или примерно по 2 тысячи долларов на человека. Если в эти годы в Украине действовал бы евро, то размер инфляционного налога составил бы величину, в 5,6 раза меньшую, - 16,2 млрд.дол.

денежная политика, экономическая политика, валютный кризис, экономика, Украина

Previous post Next post
Up