Сразу скажу, что речь не идет об обучении на дому по медицинским показаниям.
Речь идет об обучении дома по желанию, которое подкреплено какими-то причинами, не критичными для посещения школы. И домашнее обучение является только предпочитаемым вариантом, но не единственным.
Так почему же родители выбирают именно его? Как они приходят к такому выбору?
Существует множество путей, которыми родители приходят к домашнему обучению, и все они отличаются друг от друга.
Еще раз повторюсь. Домашнее обучение - это только один из вариантов, который видится родителям как наилучший в сложившихся обстоятельствах. Другие родители при тех же обстоятельствах выбирают школьное обучение и для них это тоже наилучший выбор. В общем, каждому своё. Дальше речь пойдет о тех, кто выбрал домашнее образование.
Отдельно хочу сказать о родителях, чьи дети не посещают ни школу ни садик.
Чаще всего это связано с приоритетом духовного развития. Обычно в таких семьях мама занимается домом и детьми и у нее есть возможность обучать детей самой. Или работа мамы просто позволяет это делать и есть надежные помощники. Родители желают привить детям определенные ценности и видят в этом не менее важную задачу, чем обучение школьным предметам. Очевидно, что при наличии школы, одноклассников и учителей с непонятным мировоззрением и ценностями в таком нежном возрасте, когда личность ребенка только формируется - это будет куда более затруднительно. Кроме этого, также учитываются более широкие возможности для образования дома. Дети растут в семьях, общаются с братьями-сестрами и близкими по духу друзьями родителей, учатся вместе и помогают друг другу. Они социализируются, учатся общаться и дружить не в свободном плавании в школе или садике со всем его многообразии, а при поддержке небезразличных взрослых.
Оставшаяся часть родителей изначально отдает предпочтение социализации в обществе незнакомых детей и незнакомых взрослых, определяя детей в садики и школы. Но потом приходит к варианту домашнего обучения.
Дальше я расскажу, как приходят к домашнему обучению те, чьи дети уже пошли в школу.
Ориентация на местности (понимание ребенка)
Для того, чтобы у родителей вообще возникла мысль обучать своего ребенка дома, они должны как минимум быть в курсе событий его жизни и его внутреннего состояния. К сожалению, далеко не все родители этим занимаются. Я бы даже сказала, что основная часть современных родителей больше интересуется успеваемостью ребенка, чем внутренним состоянием.
В семьях без помощников, когда оба родителя работают полный рабочий день - маленький ребенок в продленке, старший - сам приходит со школы, один делает уроки и ходит по кружкам. Члены семьи более разобщены и погружены в личные жизни, чем в общесемейные дела. В таких семьях просто физически не остается времени на какие-то задушевные разговоры. Вечером в будние успеть бы выучить уроки, приготовить покушать да спать вовремя лечь, чтобы завтра были силы подняться рано утром.
Остаются только выходные. Кому-то хочется и самому отдохнуть, а кто-то может и с детьми пообщаться.
Если кто-то из родителей посвящает работе меньше времени, тогда больше времени остается на семью и детей.
Те, кто за жизненной суетой находят время на общение с детьми, со временем приходят к следующему этапу.
Обозначение проблемы
Следующий этап - это такой небольший анализ, когда мы уже давно и долго наблюдаем за ребенком, слушаем его и можем связать причины и следствия событий его жизни, мыслей, чувств и общего состояния удовлетворения жизнью. Чаще всего на этом этапе у родителей обычного среднего школьника возникают смешанные чувства, когда с одной стороны, кажется, что школа, оценки, уроки - это билет в будущее, но с другой стороны, жизнь ребенка
похожа на гонку, он не выглядит счастливым, кажется замученным, уставшим.
Если в дополнение ко всему ребенок изначально не очень хорошо вписался в школьную жизнь - с течением времени проблемы усугубляются.
При наличии активной жизни до школы, с началом школы возникает сильный контраст с внешкольной жизнью и школа очень быстро начинает напрягать количеством отнимаемого времени, ведь всё, что вне школы пока никуда не делось и также требует сил и времени. А если при этом ребенок шел в школу подготовленным - тогда уроки превращаются просто в пытку "высидеть". Учитывая, что у родителя и ребенка хороший контакт - родители это замечают и задумываются.
Рождение вариантов решения проблемы
На этом этапе часть родителей, столкнувшихся с проблемами, решает их в рамках школы, а часть приходит к домашнему обучению.
Возможны три варианта.
1) Перегрузка. Родители по-прежнему считают хорошую школу и оценки необходимым условием успеха в будущем, но и отказываться от спорта/музыки/творчества и т.п. не хотят. Часто, родители не хотят замечать, что ребенку тяжело и внегласно ждут от него стараний и рвения во всех областях. Часть родителей не видят другого варианта: школа важна, но и одной школы для развития ребенка недостаточно. Нагрузка идет по нарастающей, усталость переходит в хроническую и к старшим классам мы имеем
16-часовой рабочий день школьника. Помимо справки, периодически родители разрешают детям пропускать пару дней для отдыха и восстановления. Надо сказать, что иногда это неплохой вариант. Бывают дети, которые могут справляться с такой нагрузкой и терять при этом не сильно много здоровья или по крайней мере не столько, чтобы от чего-то отказываться.
2) Приоритет школе. Хорошая школа является асболютным билетом в успешное будущее по мнению родителей. С ростом нагрузки и усталости ребенка постепенно спорт/музыка/кружки отваливаются по одному, пока к старшим классам не остается собственно сама школа + репетитор или курсы для поступающих. Иногда удается сохранить что-нибудь из внешкольных занятий "для души".
При наличии приоритета школе, дети с любыми другими проблемами помимо наличия кружков (поведение, отношения со сверстниками, успеваемость и т.п.) также продолжают посещать уроки в классе и делать домашнее заданее дома, на ходу "латая дыры" школьной системы при помощи курсов, психологов, репетиторов и других специалистов. Иногда это даже удается.
3) Приоритеты не связаны со школой. Школа является только частью жизни и не самой важной. Как я и писала выше, если ребенок вел активную жизнь до школы и это продолжает ему нравится - школа становится проблемой. Многие родители начинают писать записки о пропусках, предоставлять справки о расписании тренировок, освобождения на время сборов и репетиций, ищут другие возможности не посещать уроки.
При этом, часто дети, занятые в разных сферах вне школы, более развиты по сравнению со сверстниками, имеют широкий круг общения, быстрее схватывают новую информацию. И как результат не нуждают остро в школьных друзьях и хорошо справляются со школьной программой вне школьных стен. Время в школе становится отсидкой.
Для детей с проблемами (поведение, отношения, отметки и т.п.) время в школе также становится отсидкой. Таким детям нужен подход, учитывающий индивидуальные особенности личности. Помогать ребенку подружиться или справиться со стеснительностью не входит в задачу учителя. Устаревшие школьные методики никак не помогают усвоить новый материал, а наличие еще 24 человек в классе только усугубляют проблему. В результате отсидев свой рабочий день в школе, ребенок приходит домой и начинает всё по новой проходить с родителями.
С течением времени и отстутствием возможностей полноценно заниматься частью жизни вне школы или отсутствием результатов в решением школьных проблем (поведение, общение и т.п.) возникает желание снизить или исключить количество школьного времени.
Таким образом появляется решение о домашнем образовании.
Оценка собственных возможностей организации обучения ребенка дома.
Дальше дело техники. Изучение законодательных возможностей, опыта других родителей, возможностей более эффективного дополнительного или альтернативного образования в виде профильных кружков, помощи других взрослых, репетиторов. Оценка свободного времени родителя, который мог бы организовать обучение ребенка дома и помочь ребенку на первых порах. И т.д.
Когда проработаны все вопросы, ребенок оформляется на домашнее обучение.
Примерно таким путем родители приходят к варианту обучения своих детей дома.
Более подробно о причинах, преимуществах и недостатках домашнего образования я напишу в следующих постах.
Всем наилучших решений, правильного выбора и удачи в обучении своих деток!
Другие статьи по теме домашнего образования